Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Павлова Т.Л.

Масштабные цивилизационные изменения, обусловленные информационной, коммуникационной революциями и явным обострением глобальной проблематики, в России актуализируют повышение качества подготовки специалистов в условиях активной международной интеграции, реализации долговременной стратегии повышения международной конкурентноспособности европейской системы высшего образования. Мировому сообществу как источнику социального заказа образования необходимы специалисты, соизмеримые по своим профессиональным компетенциям и способные извлекать из факта непохожести друг на друга не поводы для конфликтов, а дополнительные ресурсы для совместной конструктивной деятельности. В современных экономических, социальных и политических условиях осуществляется интерактивный характер межкультурного взаимодействия, управленческие и профессиональные решения принимаются сложных и нестабильных обстоятельствах, в ситуации дефицита времени, становятся особенно востребованными коллективные решения, объединяющие интеллектуальный и профессиональный потенциалы разных специалистов. При этом особую важность приобретают такие личностные факторы будущего специалиста как толерантность, коммуникабельность и способность понимать своих деловых партнеров.

Система высшего профессионального образования в России, в том числе в регионе Южной Якутии призвана готовить молодого человека к эффективному функционированию в обществе, выработке стратегий, позволяющих сочетать задачи самореализации с потребностями общества и государства. Образование содействует обучению будущих специалистов социальному, межкультурному взаимодействию и готовит к конструктивному профессиональному общению. В Концепции модернизации российского образования и общемировой стратегии в образовании просматриваются изменения в цели профессионального образования с вооружения профессиональными знаниями и умениями - на профессиональное развитие, которое требует новых профессиональных качеств и компетенций личности.

В настоящее время в международных и отечественных документах о толерантности особая роль отводится воспитанию и образованию при разработке и реализации комплекса эффективных мер в плане развития толерантности. Декларация принципов толерантности, Декларация и программа действий в области культуры мира, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. и другие документы призывают «принять немедленные и эффективные меры в областях преподавания, воспитания, культуры и информации...». Однако в педагогической литературе описание конкретных механизмов развития толерантности явно недостаточно для современного этапа развития системы образования.

Наиболее часто толерантность рассматривается в плане национальных, этнических, политических отношений между людьми, реже в педагогическом процессе и применительно к профессиональной сфере деятельности. Но результат межличностного, межкультурного и делового взаимодействия на микросоциальном уровне во многом определяет состояние отношений в обществе в целом. Это качество личности, профессионала характеризуется его ценностным отношением к окружающим, представляет ориентацию на определенный тип отношений, который проявляется и в профессиональных действиях человека.

Проблемам воспитания и обучения толерантности в межкультурном взаимодействии уделяется недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности, в том числе и в повседневной педагогической практике. Отдельные попытки в этом направлении, как правило, сводятся к провозглашению локальных образовательных концепций или всевозможных организационно управленческих мероприятий, приводящих сложнейшую проблему развития толерантности в межкультурном взаимодействии к набору бессистемных мероприятий. В то время как ощущается недостаточная глубина исследования проблемы толерантности в межличностных отношениях преподавателей и студентов, внутри студенческой группы в процессе получения высшего профессионального образования, а также способов и приемов развития толерантности в процессе обучения и т.п.

Под толерантностью понимают качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим (как активной формой отношения к миру, как приспособительной функцией организма, как эквивалентностью и мерой различаемости, как нравственной сдержанностью, как терпимостью, эмоциональной устойчивостью). Установка на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека, толерантность основывается на понимающем сопереживании, которое ведет к уяснению целей взаимодействия противоположной стороны, мотивации и точек зрения. Несогласие с рассуждениями, взглядами, образом поведения партнера не приводит к конфликту, а предусматривает существование его мнения как данности, как объективно существующей реальности, сохраняя при этом внутреннее спокойствие, самоуважение, свободу. Толерантность не предусматривает снисхождение, потворство, уступку, не предполагает отказ от критики, а проявляется в активном поиске точек соприкосновения и возможности выбора. Для будущего специалиста высшей квалификации толерантность выступает регулятором его профессиональной и внепрофессиональной деятельности.

Наличие в структуре толерантности коммуникативного и поведенческого компонентов, по нашему мнению, раскрывает широкие возможности для развития толерантности через обучение специальным способам понимания и выражения своего понимания другого человека. Освоение внешних способов выражения толерантности оказывается мощным средством, запускающим глубокие личностные трансформации самих участников процесса. Освоение способов толерантного взаимодействия, в конечном счете, приводит к личностному присвоению толерантности.

Значительное усиление внимания к изучению иностранных языков, по мнению специалистов, можно отнести к числу положительных сторон Болонского процесса, поскольку владение иностранным языком делает возможным установление международных контактов и организацию научно-технического сотрудничества вузов, интеграцию культур, а на этой основе - расширение кругозора, эрудиции и рост степени толерантности. В этом смысле учебный процесс по иностранному языку имеет ярко выраженную межкультурную доминанту, способствует расширению сферы культурного обмена. Преподавание иностранных языков - составная часть общей системы высшего профессионального образования, и поэтому в известной степени оно подчиняется основным тенденциям развития этой системы. Наиболее очевидно это отражается в методах обучения. Общемировая направленность на гуманизацию образования отражается в расширении преподавания иностранных языков, ориентируя процесс обучения на развитие личности обучаемого средствами данного учебного предмета.

Изучение опыта преподавания в высшем учебном заведении, экспериментальные данные, собственный опыт дают возможность подтвердить актуальность и перспективность использования обучающих и развивающих возможностей дисциплины «Иностранный язык» в плане развития толерантности в межкультурном взаимодействии, а также применения активных методов обучения, в частности игрового моделирования, с использованием приемов социального взаимодействия. Более того, в силу специфики учебной деятельности именно студенты технического вуза имеют меньше возможностей развития такого качества как толерантность. Анализ материалов государственного образовательного стандарта и программ технических вузов, учебно-тематические планов и программ институтов повышения квалификации, результаты проведенного контент-анализа показали, что в системе высшего профессионального образования лишь в незначительной степени затрагивается контекст толерантности.

Изучение иностранных языков, помимо собственно языковой подготовки и лингвистического развития, может актуализировать у студента различные виды толерантности. Сам методический аспект, механизм овладения языком, организационные формы практических занятий помогают в обучении студентов сотрудничеству, выражению своих позиций, точек зрения, ведению диалога, эмпатийному слушанию. Включение преподавателем в процесс обучения приемов социального взаимодействия (сенситивного тренинга) способствует развитию у студентов ценностей взаимодействия и культуры, навыков партнерских отношений, умений осуществлять сотрудничество, опираясь на рациональные для профессиональной деятельности социально-психологические решения. Основное назначение социально-культурного взаимодействия, помимо обучающего потенциала, заключается в том, что его задачей является выстраивание межличностной составляющей будущей профессиональной деятельности путем развития психодинамических свойств у студентов, их социально-ориентированных умений и навыков.

Концептуальная идея интегрирует педагогические усилия, лежащие в основе педагогической технологии и общей методики, заключается в развитии толерантности студентов как качества, ценности, принципа, жизненной и профессиональной позиции, проявляется в умении организовывать и рефлексировать свою деятельность в логике конструктивного взаимодействия, плюрализма и установок, способствующих эффективному межличностному и профессиональному взаимодействию, деловому партнерству, расширению и углублению международных связей. Толерантность конкурентноспособных специалистов высшей квалификации, обусловленная ответственностью межкультурного взаимодействия, стала бы наилучшим воплощением усилий по модернизации и интеграции системы высшего профессионального образования России в глобальный рынок образовательных услуг единого европейского образовательного пространства.