Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODELING THE SELECTION OF INDUSTRY TRAINING TEACHERS PROFESSIONAL EDUCATION

Korchaginа S.O. 1
1 FGBOU VPO "Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Minin (Mininsky University)
The paper proposes a model of the process of designing the content industry training teachers of vocational training, including target, theoretical and methodological, technological and productive components. The model implements the idea of the possibility of selecting the content industry training based on the analysis of professional industry standards, identify the necessary professional skills and then selecting the content of training (training elements) required for the formation of isolated skills. Theoretical and methodological basis of ongoing training content design industry are a set of pedagogical approaches (competence, activity, person-centered, systematic, integrative), implemented through a system of copyright principles and criteria for the selection of content (learning content matching social order, sufficiency, unity, learning and development, agility, integration).
modeling
learning content
industry training
professional standards.

В условиях экономического роста и развития промышленности России остро встает вопрос о подготовке педагогических кадров для начального и среднего звена профессионального образования. Осуществлять их подготовку призваны педагоги профессионального обучения, обучающиеся по направлению подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям) [1]. ФГОС ВПО по данному направлению не включает информацию о содержании отраслевой подготовки, а нацелен на формирование педагогической составляющей подготовки. Проблема отбора содержания отраслевой подготовки рассматривалась рядом исследователей Зыряновой Н. И. [2], Силайчевым П. А. [3] и др., однако мы предлагаем некоторые новые подходы к ее решению, в соответствии с требованиями внедряемого в педагогическую практику компетентностного подхода и требований производства.

Мы предлагаем модель процесса проектирования содержания отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения. Модель - искусственно созданный объект в виде схемы, таблицы, чертежа и т.п., который будучи аналогичен исследуемому объекту отображает и воспроизводит в более простом уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта и позволяет получить информацию об интересующем предмете [4]. Предложенная модель может быть применена к подготовке специалистов в различных отраслях и представлена на рисунке 1.

Модель включает: целевой, теоретико-методологический, технологический и результативный компоненты. Целью проводимой работы является отбор содержания отраслевой подготовки, обеспечивающий повышение эффективности подготовки педагогов. Модель реализует идею о возможности отбора содержания отраслевой подготовки на основании анализа профессиональных отраслевых стандартов, выявления необходимых профессиональных умений и затем отбора содержания обучения (учебных элементов), необходимых для формирования выделенных умений. Важнейшей задачей образовательного процесса является выполнение социального заказа общества, нашедшего свое отражение в нормативных документах: в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего, среднего и начального профессионального образования, профессиональных отраслевых стандартах.

Рис. 1. Модель разработки содержания отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения

Социальный заказ также отражается в требованиях федерального и регионального рынках труда.

Теоретико-методологические основания проводимого проектирования содержания отраслевой подготовки составляют совокупность педагогических подходов, реализуемые через систему авторских принципов и критериев отбора содержания.

Нами выделены следующие педагогические подходы.

Компетентностный подход - предполагает не усвоение отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Деятельностный подход - это теория, основу которой составляет положение о ведущей роли деятельности в образовательном процессе личности. Деятельность выходит на первый план. Знаниевый компонент обучения отходит на третий план и является «обслуживающим» по отношению к умениям.

Личностно-ориентированный подход. Сущностью личностно-ориентированного обучения является индивидуализированная система научных знаний и практических умений, оказывающих влияние на поведение человека с целью его изменения.

Системный подход - предполагает содержание отраслевой подготовки как совокупность структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов.

Интегративный подход обеспечивает объединение знания и практического действия на всех этапах подготовки специалиста, синтез всех форм занятий относительно каждой конкретной цели образования в вузе.

Выделенные педагогические подходы реализуются через систему принципов отбора содержания отраслевой подготовки. Наряду с общепедагогическими принципами научности, системности, доступности, учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения и др.

Мы выделяем ряд специфических и уточненных принципов отбора содержания:

1. Принцип соответствия содержания обучения социальному заказу. Принцип реализуется через отбор содержания основным источником, которого являются профессиональные отраслевые стандарты, анализируемые в контексте с образовательными стандартами для системы среднего и начального профессионального образования.

2. Принцип достаточности. Введение в содержание обучения необходимого, но достаточного количества учебной информации для реализации профессиональной деятельности.

3. Принцип единства обучения и развития обеспечивает возможность профессионального развития обучаемого в условиях сменяющихся отраслевых технологий.

4. Принцип динамичности обеспечивает содержание обучения новых тенденций развития отрасли.

5. Принцип интеграции предполагает создание единой, содержательно связанной системы подготовки на основе объединение знания и практического действия на всех этапах подготовки педагога профессионального обучения.

Технологический компонент практически реализует отбор содержания отраслевой подготовки в следующей последовательности: профессиональные умения и навыки → учебные элементы, необходимые для формирования умений и навыков. В качестве единичного элемента содержания обучения (учебного элемента (УЭ)) будем рассматривать тему - раздел учебного курса, усвоение которого обеспечивает уровень сформированности представлений умений и навыков, позволяющий перейти к изучению следующего раздела. [5].

Опираясь на терминологию, приведенную в источнике [6], выделим следующие группы учебных элементов:

Базовые УЭ включают информацию необходимую для освоения конкретных технологий и видов деятельности по профессии и находят отражение в дисциплинах профессионального цикла по выбору студента.

Узловые УЭ раскрываются путем их детализации на уровне базовых учебных элементов и содержат информацию и содержат информацию об основных видах деятельности в изучаемой отрасли. Структурно узловые учебные элементы включены в дисциплины профессионального цикла вариативная часть обязательная для изучения всеми студентами.

УЭ признаки - все те признаки, с помощью которых раскрывается сущность изучаемых объектов и процессов. Содержание УЭ признаков находит отражение в дисциплинах математического и естественнонаучного циклов базовой и вариативной частях. В базовой части представлены естественнонаучного цикла, в вариативной части - технические теории. Перечисленные УЭ находятся в иерархической взаимосвязи, причем отбор учебных элементов осуществляется в направлении от практики к теории, то их изучение - в обратной последовательности от теории к практике.

На основе базовых и узловых учебных элементов, отражающих знания необходимые для освоения технологических процессов, формируются профессиональные умения в ходе реализации практикума по профессии и производственных практик.

Гносеологический компонент необходим для формирования у студентов способности осваивать самостоятельно базовые УЭ, опираясь на узловые УЭ и УЭ признаки, при необходимости освоения новых технологий.

Отобранное содержание обучения находит свое отражение в рабочих программах по дисциплинам, учебно-методических комплексах, учебных пособиях, учебных планах и т.д.

Результативный компонент модели отражает показатели повышения эффективности образовательного процесса. Под педагогической эффективностью мы понимаем статистически значимое увеличение оцениваемых показателей.

Мотивационный компонент оценивает профессиональную мотивацию студентов к подготовке в области изучаемой отрасли и мотивацию к самостоятельному освоению профессиональных видов деятельности, в условиях быстро сменяющихся технологий.

Когнитивный компонент позволяет оценить уровень освоения системы выделенных учебных элементов, находящихся в логической, иерархической связи.

Деятельностный компонент позволяет оценить уровень сформированности профессионально-значимых умений и навыков на основе совокупности УЭ.

Рефлексивный компонент позволяет осуществить самооценку в области отраслевой подготовки, и самостоятельно опираясь на совокупность УЭ признаков и базовые УЭ повысить уровень освоения отдельных видов деятельности или расширить спектр освоенных технологий.

Педагогический эксперимент по внедрению предложенной модели в педагогическую практику планируется провести при подготовке студентов по направлению подготовки 05100.62 Профессиональное обучение (по отраслям); профиль подготовки - Строительство, на базе ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина.

Рецензенты:

Маркова С. М., д.п.н., зав. кафедрой теории и методики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.

Лагунова М. В., д.п.н., зав. кафедрой теории и методики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.