Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A FACTOR IN THE FORMATION OF THE LEGAL CULTURE OF HIGH SCHOOL

Evtushenko I.I. 1
1 Sholokhov Moscow State University for the Humanities
In this paper, we consider the peculiarities of the legal culture of high school students to educational institutions in extracurricular activities and the current approaches to its implementation. The legal culture is represented, how a psychological new growth of the personality, and also ways of self-determination, self-affirmation, the self-realization, the causing relations of the pupil, as subject of the interpersonal interaction, being expressed in par-tially realized and endured requirement and readiness for implementation of lawful and socially significant ac-tivity. In article factors of formation of legal culture of seniors in extracurricular activities, as the reasons, driv-ing forces of this process where the originality of process of formation of legal culture of seniors in extracurricu-lar activities is considered are allocated. Results of experimental work on formation of legal culture at modern school are presented.
and extracurricular activities
formation of legal culture

В настоящее время государство делает ряд важных шагов для повышения качества образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Вышедшие в последние годы нормативно-правовые акты («Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и др.), отмечают необходимость усиления функций воспитания в работе образовательных организаций.

Несмотря на усиленное внимание проблемам подросткового и юношеского возраста со стороны общества, старшие школьники, являющиеся одной из самых социально активных групп населения, продолжают участвовать в асоциальных и антисоциальных неформальных объединениях, являются основными пользователями сети-Интернет. В силу собственной психологической и гражданской незрелости старшеклассники легко попадают под влияние различных антиобщественных и экстремистских идей, становятся соучастниками противоправных действий, сами делаются жертвами насилия.

Цель исследования: определить, теоретически и экспериментально обосновать возможности внеучебной деятельности, как фактора формирования правовой культуры старшеклассников. Правовая культура - это высокий уровень овладения человеком системой правовых знаний, ценностей и способов оценки, правовой деятельностью; степень развития правового сознания, эмоций, поведения и волевых проявлений личности. Это психологическое новообразование личности, а также способы самоопределения, самоутверждения, самореализации, обуславливающие отношения воспитанника, как субъекта межличностного взаимодействия, выражающиеся в частично осознаваемой и переживаемой потребности и готовности к осуществлению правомерной и общественно значимой деятельности.

Правовая культура формируется в различных видах деятельности. Внеучебная деятельность, в отличие от учебной, не регламентируется стандартизированными образовательными программами, реализуется на добровольной основе, охватывает большее по объему время в распорядке дня воспитанников, располагает дополнительными и более существенными по сравнению с учебным процессом возможностями воспитательного влияния на формирование социально значимых качеств личности учащихся (Ю.К. Бабанский [1], Г.Н. Волков [2], С.Ю. Сенатор [3], Ю.П. Сокольников [4], С.В. Тетерский [5] и др.).

Были выделены факторы формирования правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности. Факторы - это причины, движущие силы какого-либо процесса. Сам процесс воспитания, наряду с наследственностью и средой, является фактором формирования личности. В свою очередь функционирование воспитательных систем и порождение ими процесса воспитания обеспечивается также тремя факторами. Это, прежде всего, деятельность воспитанников (учебная и внеучебная, игровая, трудовая, общественная, занятия искусством, спортом и др.), как сфера, в которой осуществляется процесс воспитания, и деятельность педагогов (преподавание, педагогическое общение, педагогическое руководство самоуправлением и др.), организующая этот процесс и обеспечивающая управление им. Также фактором формирования правовой культуры старшеклассников и в то же время формой функционирования воспитательных систем выступают воспитательные коллективы. Все названные факторы оказывают влияние на процесс формирования основ правовой культуры учащихся старших классов современной общеобразовательной школы.

Исследование проводилось на базе общеобразовательных учреждений города Москвы: центр образования № 1862, центр образования №628 г. Москвы, 3 Московский кадетский корпус им. Александра Невского. Опытно-экспериментальным изучением было охвачено 167 воспитанников в период с 2010 по 2013 годы. Это дало нам возможность получить репрезентативный эмпирический материал для теоретического осмысления и качественной оценки. Для проведения исследования сформированности основ правовой культуры таких компонентов, как: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, деятельностный, был подобран ряд методик, апробированных в общей педагогике, направленных на изучение личностных проявлений в правовом воспитании.

Были применены следующие методы исследования: теоретические: теоретический анализ (сравнительный, ретроспективный), обобщение, анализ литературы, моделирование; эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта, психодиагностика (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся, аудио- и видеозаписей, психолого-медико-педагогической документации, фотовидеоциклография, анкетирование, интервьюирование, опрос, тестирование, ранжирование, социометрия), педагогический эксперимент, аудиторский анализ, экспертная оценка; статистические: математическая и статистическая обработка, качественный и количественный анализ полученных результатов исследования. В диагностической программе моделировались различные виды деятельности, связанные с правовой направленностью, которые осуществлялись в повседневной жизни, в играх, беседах, на внеклассных занятиях, уроках, в студиях дополнительного образования. Тем самым создавались условия выявления особенностей мотивационного, когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностного компонентов правовой культуры. Все задания были объединены в четыре блока.

Задания первого блока (мотивационный компонент) определяли круг приоритетов старшеклассника и степень их выраженности (интересы, стремления, предпочтения). Задания второго блока (когнитивный компонент) были направлены на выявление полноты правовых знаний (представлений и понятий о нормативных правовых актах, правилах поведения, хороших поступках, отношении к учителю, учебе, одноклассникам и др.), характера правовых представлений (возникновение образов возможного поведения), степени проявления интереса к правовым знаниям. Задания третьего блока (эмоционально-волевой компонент) определяли особенности нравственных чувств, как неотъемлемого компонента правомерности поведения (сопереживание, доброжелательность, сочувствие, взаимопомощь, отзывчивость, коллективизм), степень сформированности волевых качеств, необходимых для выполнения общественно-значимой деятельности, проявление усилий в совершенствовании собственных способностей; наличие убеждения в необходимости ценностного отношения к людям, способности к эмоциональному переживанию нравственных и правовых аспектов окружающей действительности и человеческих отношений. Задания четвертого блока устанавливали уровень сформированности способности правовой оценки собственного поведения и поступков окружающих, наличие практического опыта юридических и социальных действий, степень самостоятельности в нравственном и правомерном выборе в ходе преодоления проблем (трудностей, препятствий) следовать принятым требованиям, нормам права и правилам поведения. Предусматривалась количественная оценка уровней сформированности правовой культуры.

Нами была разработана анкета «Сформированность правовой культуры старшеклассников», при помощи которой изучалась специфика формирования правовой культуры старшеклассников. На основании полученных данных мы выделили пять уровней сформированности правовой культуры старшеклассников (таблица 1).

Таблица 1

Сформированность правовой культуры старшеклассников (%)

Уровни

Экспериментальная группа

Высокий

6,59

Выше среднего

38,92

Средний

42,51

Ниже среднего

8,99

Низкий

2,99

Всего:

100

Можно предположить, что охарактеризованные уровни сформированности правовой культуры старшеклассников представляют собой определенные этапы развития личности учащегося. Низкий уровень выступает чаще всего как показатель и результат неправильного воспитания, негативного влияния социальной среды (около 3% от общего количества). Остальные четыре уровня отражают определенную последовательность в развитии правовой культуры старшеклассников.

Для учащихся старших классов наиболее характерны, прежде всего, средний (42,5%), а затем уже выше среднего уровни сформированности правовой культуры (38,9%), в меньшей степени - уровень ниже среднего (около 9%). На начальном этапе исследования старшеклассники с высоким уровнем правовой культуры встречались чаще, чем с низким (6,59%). Анализ полученных данных лег в основу разработанной нами технологии формирования правовой культуры старшеклассников.

Решение поставленной в исследовании проблемы опиралось на наш личный опыт работы и практическую деятельность педагогов экспериментальных групп. Обучающий эксперимент был организован в период с 2010 по 2012 гг. в тех же учреждениях, что и констатирующий эксперимент. В экспериментальную группу вошли 105 учащихся старших классов в возрасте 16-18 лет. Контрольную группу составили воспитанники в количестве 19 человек того же возраста. В начале обучающего эксперимента нами был определен исходный уровень сформированности правовой культуры старшеклассников экспериментальной и контрольной групп, который мы определили методом срезового обследования. Статистическая обработка данных проводилась на основе пакета программ математической обработки данных SPSS v.13.0. Первый диагностический срез на обучающем этапе эксперимента ставил цель получения исходных данных об уровнях сформированности правовой культуры старшеклассников. Для выявления различий между группами (экспериментальной и контрольной) по уровням сформированности правовой культуры использовался коэффициент углового преобразования Фишера. Результаты среза показали, что существовало сходство результатов во всех классах по основным показателям. Статистически значимых различий между учащимися экспериментальной и контрольной групп не обнаружено (таблица 2).

Таблица 2

Сформированность правовой культуры старшеклассников (%) (начальный этап экспериментальной работы)**

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Значения φ*-критерия Фишера

Высокий

6,4

7,14

0,040 при р>0,050

Выше среднего

39,2

38,1

0,302 при р>0,050

Средний

42,4

42,86

0,108 при р>0,050

Ниже среднего

8,8

9,52

0,043 при р>0,050

Низкий

3,2

2,38

0,034 при р>0,050

Всего:

100

100

 

** Примечание: значимые различия по φ*-критерию Фишера для выборки φ*>1,64

Результаты расчетов по φ*-критерию Фишера показали, что между соответствующими уровнями правовой культуры старшеклассников из экспериментальной и контрольной групп не установлены значимые различия.

Внеучебная деятельность предоставляла детям возможность самоутверждения через достигнутые успехи, что помогало повысить собственный статус в значимых для старшеклассника группах (класс, дружеская компания, творческое объединение), реализоваться в самостоятельной деятельности. Все это приводило к удовлетворению потребности старшеклассников в самовыражении, к накоплению личного социального опыта.

Внеучебная деятельность позволяла старшекласснику лучше узнать себя. Участвуя в общественной жизни школы, воспитанник вырабатывал собственную позицию относительно событий, происходящих вокруг, повышалась критичность, самооценка. Формировалось сознательное отношение к другим людям, к окружающему миру, потребность найти свое место среди одноклассников и ближайшего окружения.

Перед опытно-экспериментальной работой мы ставили следующие задачи:

  • формировать правовые и психологические качества личности подростка, которые обеспечивают возможность адекватно оценивать социально значимые предметы и явления, осуществлять правомерное и законопослушное поведение;
  • способствовать формированию у каждого воспитанника социально-правовых способностей в процессе внеучебной деятельности (понимание законов, умение защищать свои права, активно участвовать в социально значимой деятельности);
  • знакомить с историей, обществознанием, правоведением и иными гуманистически ориентированными направлениями, развивать познавательные интересы подростков через расширение их представлений о нравственности и необходимости правомерного поведения;
  • помочь ребенку в освоении основ правовой, физической, нравственной и общей культуры;
  • формировать умение ориентироваться и действовать в реальных ситуациях в соответствии с нравственными установками и нормами поведения, принятыми в обществе или установленными законодательно; принимать самостоятельные решения, что способствует развитию уверенности в себе, мышления, памяти.

Для оптимального решения выдвинутых задач мы считали необходимым создать на занятиях охранительный педагогический режим, включавший рациональное чередование труда и отдыха, физического и умственного труда, наличие положительного эмоционального настроя. В нашей работе мы пытались использовать и обогатить личный опыт каждого подростка, учитывая его возрастные и физиологические особенности. Мы придерживались мнения, что суть работы детского коллектива заключается в разноплановости деятельности, широте интересов его участников, стремились показать подросткам специфику, синтетичность и разнообразие внеучебной деятельности. Это способствовало гармоничному социально-культурному, нравственному и правовому воспитанию учащихся.

Выбор тем правовой, обществоведческой и социально-культурной направленности, интересных для подростков, способных обогатить их социальный опыт, позволял задействовать значительное количество воспитанников, предоставив каждому информацию, пусть даже более сложную для восприятия, чем та, которую обычно могут осознать и усвоить несовершеннолетние их возраста.

В определении воспитательных задач в работе экспериментальных классов мы стремились соблюсти комплексный подход, заключавшийся в реализации формирования правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности в единстве между собой и с задачами других направлений воспитательного процесса. Ведущим и определяющим среди этих направлений было определено правовое воспитание и, соответственно, главной задачей воспитательной работы со старшими школьниками являлось - развитие у старшеклассников потребности и способности соблюдения закона, заботиться о себе, друг о друге, об окружающих, бережного отношения к окружающему миру. Мы понимали, что вне решения этой кардинальной задачи не может быть успешным ни правовое воспитание старших школьников, ни какой-либо другой аспект целостного воспитательного процесса.

В экспериментальных классах проводились разнообразные формы внеучебной деятельности, при организации которых педагоги старались предварительно определить, какие возможности они несут для формирования каждого компонента правовой воспитанности школьников. Наиболее эффективными в правовом воспитании старших школьников оказались следующие формы: занятия студий дополнительного образования, воспитательные занятия, массовые мероприятия (праздники, утренники, викторины, экскурсии, концерты, спортивные состязания, военно-патриотические игры и др.).

Учащиеся контрольной группы в период проведения обучающего эксперимента во внеучебной деятельности участвовали в традиционных воспитательных занятиях с этическими беседами, просмотром и обсуждением художественных фильмов, в общественно-полезном труде, посещали студии дополнительного образования художественно-прикладной, спортивной, музыкальной, танцевальной направленности.

На заключительном этапе экспериментальной работы мы провели последний срез уровней сформированности правовой культуры старшеклассников. По его результатам было осуществлено сравнение с показателями срезов, которые проводились на констатирующем и обучающем этапах, в результате чего представилось возможным зафиксировать динамику развития уровней сформированности правовой культуры старшеклассников. Результаты диагностирования показали, что в экспериментальных и контрольных классах произошли качественные и количественные изменения в уровнях сформированности правовой культуры старшеклассников (таблица 3).

Таблица 3

Сформированность правовой культуры старшеклассников (%) (заключительный этап экспериментальной работы)**

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Значения φ*-критерия Фишера

Высокий

24,76

10,52

1,74 (р=0,041)

Выше среднего

53,33

42,11

1,65 (р=0,049)

Средний

20,0

36,84

1,80 (р=0,036)

Ниже среднего

1,91

10,53

1,55 (р=0,061)

Низкий

-

-

 

Всего:

100

100

 

** Примечание: значимые различия по φ*-критерия Фишера для выборки φ*≥1,64.

Результаты диагностирования старших школьников показали: количество учащихся экспериментальных классов, обладающих относительно высоким и выше среднего уровнями сформированности правовой культуры, выросло с 45,6 до 78,09%, показатели среднего уровня изменились с 42,4 до 20%, уменьшилась доля подростков с низким и ниже среднего уровнями с 12 до 1,91%.

Количество учащихся контрольных классов, обладающих высоким и выше среднего уровнями сформированности правовой культуры выросло с 45,24 до 52,63%, уменьшилась доля подростков со средним уровнем - с 42,86 до 36,84%, с низким и ниже среднего уровнями с 11,9 до 10,53%. Результаты расчетов по φ*-критерию Фишера показали, что между соответствующими уровнями правовой культуры старшеклассников из экспериментальной и контрольной групп установлены значимые различия, которые более всего проявляются в различиях по таким уровням как: высокий уровень (φ*=1,74), выше среднего (φ*=1,65), средний (φ*=1,80). Различия по уровню правовой культуры старшеклассников, который определен, как уровень «ниже среднего», не установлены. Таким образом, наблюдается смещение показателей в экспериментальной группе в сторону увеличения показателей сформированности правовой культуры, что подтверждает эффективность экспериментального воздействия на учащихся экспериментальной группы.

Рецензенты:

Сенатор С.Ю., д.п.н., профессор, профессор кафедры психолого-педагогического образования МГГУ им. М.А. Шолохова, г.Москва.

Ткачева В.В., д.псих.н., профессор, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г.Москва.