Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE SYSTEM FORMING PATRIOTIC CULTURE OF POLICE STAFF

Mazur M.A. 1
1 Shadrinsk Pedagogical Institute
The article reviews pedagogical conditions of formation of police officers´ patriotic culture. They include creation of practice- oriented upbringing environment , which stimulates patriotic activities of Police staff; great attention is given to the educational impetus of customs and traditions. These are included into the system of moral psychological upbringing as a special course of studies: "Patriotic Culture of Police Staff". The article gives a theoratical basis of the course "Patriotic Culture of Police Staff". The article discusses such concepts as: patriotism; patriotic awareness; conscience; honour; professional duties; human dignity; moral responsibilities; courage and heroism; the state symbols of The Russian Federation. These concepts are defined and outlined.
Formation of patriotic culture; human environment; tradition; custom; moral-psychological upbringing

Необходимость совершенствования процесса формирования патриотической культуры у сотрудников ОВД вызвана ростом социальных требований, предъявляемых к органам внутренних дел, отсутствием системности в реализации патриотического воспитания, усилением потребности общества в грамотных сотрудниках, а также целым рядом других недостатков в деятельности органов внутренних дел по патриотическому воспитанию сотрудников, по развитию у них патриотической культуры. Проводя лишь отдельные мероприятия, невозможно решить этот вопрос, поэтому необходим научно-обоснованный комплекс условий, способствующий разрешению данной ситуации.

В своем исследовании мы, разделяя мнение Н. М. Яковлевой [10], понимаем педагогические условия как совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогического процесса.

Мы высказали предположение, что система формирования патриотической культуры у сотрудников органов внутренних дел будет осуществляться более эффективно при реализации комплекса педагогических условий, включающего: создание практико-ориентированной воспитательной среды, стимулирующей патриотическую деятельность сотрудников ОВД; расширение воспитательного воздействия традиций и ритуалов; включение в систему морально-психологической подготовки сотрудников курса «Патриотическая культура сотрудников органов внутренних дел».

Важным условием, обеспечивающим успешность патриотического воспитания сотрудников ОВД, является создание практико-ориентированной воспитательной среды, стимулирующей патриотическую деятельность сотрудников ОВД.

Проблема создания различных сред, а также их влияния на результативность педагогического процесса и развитие отдельных сфер личности, рассматривается отечественными учеными достаточно широко (В. Г. Бочарова [3], З. И. Тюмасева [8] и др.).

Исследование проблемы формирования патриотической культуры у сотрудников ОВД в контексте воспитательной среды требует обращения к анализу определений понятий «среда» и «воспитательная среда», принятых в различных науках - философии, социологии, психологии и педагогике.

В самом общем смысле «среда» понимается как «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [6, с. 759]. В философии рассматривается как «окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования» [9]. В социологии распространено понятие «социальная среда», которое трактуется следующим образом: «Часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д.» [7, с. 338]. В психологии понятие «среда» в общем плане рассматривается как «характеристика того, что противостоит человеку в окружающем его мире» [1, с. 237].

Некоторые исследователи (Н. Б. Крылова, В. А. Ясвин и др.) предлагают понимать среду как окружающее человека социальное пространство, зону непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. При этом в её структуру включаются феномены социальной и личной жизни человека: опыт прошлой жизни, опыт общения, влияние средств массовой информации и т.п.

Обобщая данные анализа научных исследований, отметим следующее:

  • среда как окружение человека представляет собой совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп;
  • социальная среда создается человеком, его трудом и её результатом являются продукты материальной и духовной культуры;
  • полнота и активность использования возможностей окружающей среды во многом определяет развитие личности;
  • в процессе воспитания и перевоспитания личности необходимо учитывать, что во взаимодействии среды и личности изменения личности могут отставать от изменения среды, что создает противоречия, разрешение которых составляет основу воспитательной работы.

Опора на данные положения позволяет рассматривать воспитательную среду как разновидность социально-педагогической среды, представляющую собой непосредственное окружение воспитанников и многообразие взаимодействий, видов деятельности, условий и возможностей личностного развития. Реализация совокупности материальных, экономических, социально-политических и педагогических условий существования и формирования личности, составляющих воспитательную среду, обеспечивает освоение индивидом культуры, ценностей и норм общества и перевод их в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности.

Характеристика воспитательной среды предполагает представление не только ее роли, но и содержания. В научных исследованиях по данному вопросу нет единого мнения. Проанализировав позиции современных ученых (В. Г. Бочарова, З. И. Тюмасева, В. А. Ясвин и др.), мы пришли к выводу, что совокупность отдельных условий только тогда становится воспитательной средой, когда имеется соответствующее информационное наполнение; деятельностное и коммуникативное пространство. Данные характеристики взаимосвязаны, т. к. вид создаваемой среды предполагает наличие специфической информации, что отличает друг от друга воспитательную, образовательную, развивающую и другие среды. Реализация данной информации осуществляется в различных видах деятельности субъектов воспитания, которые задаются особенностями воспитательной среды.

С учетом вышесказанного в структуру практико-ориентированной воспитательной среды, обеспечивающей решение задач формирования патриотической культуры сотрудников ОВД, мы считаем целесообразным включить три взаимосвязанных составляющих - информационную, деятельностную и межличностную.

Информационная составляющая включает документацию, определяющую содержание и особенности профессиональной деятельности сотрудников ОВД, воспитательной работы с личным составом ОВД, а также информационно-методическое обеспечение патриотического воспитания сотрудников (программы, материалы к лекционным и практическим занятиям, программно-методические материалы и пр.).

Деятельностная составляющая характеризует различные виды деятельности сотрудников ОВД, которые способствуют решению задач формирования патриотической культуры: образовательная (изучение теории патриотического воспитания, получение информации об успешных действиях в подразделениях ОВД, о мужественных поступках сотрудников, о деятельности ветеранской организации пр.), профессиональная (выполнение служебных обязанностей по охране порядка и поддержания стабильности в обществе), социальная (встречи личного состава с ветеранами, сотрудниками, отличившимися при выполнении служебных обязанностей; участие в конкурсах профессионального мастерства, изучение и распространение передового опыта сотрудников различных служб, проявляющих активность и инициативу в борьбе за высокие конечные результаты в оперативно-служебной деятельности и пр.).

Межличностная составляющая отражает профессионально ориентированное взаимодействие субъектов воспитательного процесса. Данный компонент играет важнейшую роль в задании внутренней атмосферы конструируемой воспитательной среды, поскольку обеспечивает продуктивное педагогическое взаимодействие на основе сотрудничества, взаимопомощи, ответственности за себя и подчиненных; способствует формированию профессионально-значимых качеств (патриотизм, гуманизм, ответственность, инициативность, способность к разумному риску и др.).

Итак, создание воспитательной среды при реализации системы формирования патриотической культуры у сотрудников ОВД предполагает конструирование социально-педагогического пространства, характеризующего зону непосредственной активности сотрудников в профессиональной и социальной деятельности и отражающего феномены социальной и личной жизни человека (опыт прошлой жизни, опыт общения, влияние средств массовой информации и т.п.).

В качестве второго условия, способствующего повышению эффективности системы формирования патриотической культуры у сотрудников ОВД, мы выделили расширение воспитательного воздействия традиций и ритуалов.

Слово «традиция» первоначально обозначало «предание» - преданье, все, что устно перешло от одного поколенья на другое [7]. В справочной литературе традиция трактуется как «элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени» [2]. В психологической литературе традиция понимается как «исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления» [1]. В философских исследованиях понимается как «элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени» [4].

Опираясь на выделенные положения и учитывая данные философских исследований [4; 9], мы выделяем ряд функций традиций в формировании патриотической культуры у сотрудников ОВД: обеспечение преемственности культуры; хранение и передача патриотических ценностей от поколения к поколению; отбор подобающих образцов патриотического поведения и патриотических ценностей; аккумуляция предшествующего опыта успешной профессиональной деятельности патриотического характера.

Перейдем к рассмотрению в философской литературе понятия «ритуал», который понимается как «установленный порядок действий» [9]. В психологическом аспекте ритуал понимается как «служба или церемония, проводимые с религиозной или терапевтической целью или намерением, как сознательным, так и бессознательные действия основываются на мифологических и архетипических темах, выражают их содержания символически» [1]. Для нашего исследования важным является то, что целью ритуала является внушение определенных чувств. Участие в ритуале позволяет человеку отрешиться от повседневной рутины.

При формировании патриотической культуры у сотрудников ОВД используются следующие служебные ритуалы: посвящение в сотрудники, вручение погон и табельного оружия, присвоение очередного звания, вручение наград, строевые смотры и др.

Воздействия на чувства сотрудников, ритуалы выполняют несколько взаимосвязанных функций: компенсаторную (объяснение сотруднику необходимости совершения определенных действий); регулятивную (ориентировка поведения сотрудника, следование определенному порядку действий); стимулирующую (побуждение к участию в действиях по установленному образцу). Реализация данных функций в единстве повышает эффективность осуществляемого педагогического процесса.

Итак, расширение воспитательного воздействия традиций и ритуалов позволяет повысить степень эмоциональности педагогического взаимодействия в процессе формирования патриотической культуры у сотрудников ОВД. Однако разработка и реализация данного условия не дает возможности в полной мере обеспечить целостность формирования патриотической культуры у сотрудников ОВД как интегративного личностного качества, поэтому мы считаем необходимым выделить третье условие.

В качестве третьего условия, содействующего эффективному функционированию системы формирования патриотической культуры у сотрудников ОВД, мы выделяем включение в систему морально-психологической подготовки сотрудников курса «Патриотическая культура сотрудников органов внутренних дел».

Служба и профессиональная деятельность предъявляют разносторонние требования к подготовленности сотрудников ОВД и одно из них - морально-псuxoлогическая подготовленность. Мораль - область жизни общества и поведения людей, обладающая характеристиками добра и зла, справедливости и несправедливости и связанной с ними системой норм человеческого поведения. Морально подготовлен тот, кто всегда и везде следует этим нормам, защищает добро и справедливость, борется со злом и несправедливостью всегда и везде.

Морально-психологическая подготовка проводится в целях формирования у сотрудников моральной установки на верность Присяге сотрудника ОВД Российской Федерации, личной убежденности в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина, морально-психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач [5].

Целью морально-психологической подготовки (МПП) выступает подготовка сотрудников ОВД к высокоморальному поведению и правильному решению профессионально-моральных вопросов в любых условиях, формирование высокого уровня морально-психологической подготовленности каждого сотрудника как важнейшего компонента его профессиональной подготовленности и как особого профессионального свойства его личности.

Основными задачами морально-психологической подготовки являются:

  • формирование у сотрудников ОВД специальных морально-психологических, гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств личности;
  • формирование и развитие морально-психологических основ добросовестной службы, верности долгу, Присяге, Закону;
  • развитие у сотрудников представлений о гражданском и профессиональном долге, чести и достоинстве, нравственных ценностях и принципах службы в ОВД;
  • воспитание у личного состава ответственного отношения к выполнению должностных и специальных обязанностей и повышению уровня профессионализма;
  • обучение сотрудников навыкам поведения и общения, основанным на соблюдении профессионально-этических норм; формирование у сотрудников исторических, педагогических, психологических, правовых и культурологических знаний, необходимых для качественного выполнения оперативно-служебных задач.

Цели и задачи морально-психологической подготовки достигаются: а) при проведении занятий по морально-психологической подготовке; б) в ходе проведения занятий по служебно-боевой подготовке; в) в процессе повседневной служебной деятельности и при выполнении оперативно-служебных задач [5].

Достижение целей и решение задач МПП возможно ее организацией и проведением по двум направлениям: МПП в ходе службы и МПП в процессе специального курса.

Необходимость МПП в ходе службы и решения правоохранительных задач связана с тем, что человек воспитывается всей жизнью, его сознание определяется реальностями бытия. Поэтому следует организовывать службу и деятельность сотрудников ОВД так, чтобы она формировала нужные компоненты МПП, решала ее задачи, а не наносила этому вред. Для этого следует осуществлять:

  • морально-психологическое изучение и оценку каждого человека, принимаемого на службу, а также сотрудников в процессе повседневной деятельности и жизни;
  • должное морально-психологическое воздействие на сотрудников в процессе управленческой деятельности руководителя;
  • морально-психологическое обеспечение (контроль, сопровождение, напоминания, рекомендации, советы, разъяснения, оказание помощи и др.) выполнения профессиональных задач разными специалистами;
  • работу по созданию благоприятных внешних условий (укрепление авторитета ОВД у населения, создание благоприятного имиджа профессии и личности сотрудника и др.).

Для нашего исследования важным является применение в системе морально-психологической подготовки специального курса «Патриотическая культура сотрудников органов внутренних дел». Курс определяет меры, связанные с осуществлением формирования патриотической культуры у сотрудников ОВД. При этом важно отметить, что приоритетным направлением реализации курса является осуществление теоретической подготовки, включающей изучение научной, специальной, методической литературы, целенаправленной работы над темой формирования патриотической культуры.

Для обеспечения эффективности влияния данного условия на функционирование системы формирования патриотической культуры у сотрудников ОВД важным было адекватно сформулировать цель и задачи курса. Это осуществлялось на основе определения социального заказа на повышение качества профессиональной деятельности ОВД в условиях преобразований; анализа научной литературы по обозначенной проблеме, текущего состояния системы воспитательной работы в подразделениях ОВД, обобщения опыта воспитательной работы с личным составом.

В качестве цели курса выступает формирование у сотрудников ОВД патриотизма как профессионально- и личностно-значимого качества.

Реализация данной цели предполагала решение следующих задач: расширить и углубить патриотические знания сотрудников; дать целостное представление об истории развития патриотизма и формирования патриотической культуры; способствовать формированию у сотрудников патриотических знаний, сознательного отношения к выполнению профессионального долга, дисциплинированности и ответственного отношения к работе; обеспечить развитие у сотрудников ОВД стремления к дальнейшему самообразованию на основе активизации познавательной деятельности.

В системе воспитательной работы с личным составом реализация курса «Патриотическая культура сотрудников органов внутренних дел» обеспечивает взаимосвязь учебно-воспитательной работы в подразделениях и самовоспитания сотрудников, что предполагает использование разнообразных форм организации теоретической подготовки сотрудников.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что выявленные и раскрытые нами педагогические условия эффективного функционирования системы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД, неразрывно связаны между собой, т.е. выступают как комплекс, хотя и оказывают различное влияние на компоненты рассматриваемой системы в целом и отдельные компоненты патриотизма как интегративного профессионально- и личностно-значимого качества.

Рецензенты:

Потапова М.В., д.п.н., доцент, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» МОиН РФ, г.Челябинск.

Яковлева Н.О., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» МОиН РФ, г.Челябинск.