В данном исследовании предпринята попытка найти соотношение между такими категориями, как интеллектуальный капитал, интеллектуальная собственность и корпоративная культура, что в авторской трактовке представлено на рис.1.
Интеллектуальная собственность, согласно определению гражданского кодекса (ГК), представляет собой исключительные права гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.
Интеллектуальный капитал организации - это квалификация, опыт, мотивация персонала, знания, технологии и каналы коммуникации, способные создать добавленную стоимость и обеспечивающие конкурентные преимущества организации на рынке.
Структуру интеллектуального капитала рассматривают с различных точек зрения. Так, ряд авторов, рассматривает двухкомпонентную структуру, разделяя его на: человеческий и структурный (внутренний) [6]. Другие следуют трехчастной структуре, где к предыдущим двум компонентам добавляется отношенческий (внешний) капитал [3].
Существует позиция построения трехкомпонентой структуры в несколько другом виде: социальный капитал, представляющий собой корпоративную культуру компании, основанную на эффективном использовании человеческого капитала; структурный (организационный) капитал, включающий в себя интеллектуальную собственность компании и её организационную структуру; потребительский (клиентский) капитал, состоящий в основном из стабильной «клиентской базы» [1].
Авторы статьи, систематизировав перечисленные подходы, придерживаются мнения, что интеллектуальный капитал необходимо рассматривать как социальный, структурный и рыночный капитал.
К социальному капиталу относится человеческий капитал (капитал в форме интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека) и корпоративная культура.
Рыночный капитал включает в себя элементы интеллектуальной собственности в виде товарных знаков и фирменных наименований, деловую репутацию, наличие устоявшихся хозяйственных и деловых связей с субъектами рынка, наличие постоянных покупателей. Рыночный капитал формируется под воздействием множества факторов, в т.ч. и корпоративной культуры.
Структурный капитал более неоднороден, поскольку включает права интеллектуальной собственности, организационную структуру, элементы корпоративной культуры в виде корпоративного кодекса и т.д.
Проведенные автором исследования показали, что одним из важнейших элементов и факторов формирования интеллектуального капитала выступает корпоративная культура, существование и развитие которой является основой для стимулирования инновационной активности, поскольку ее место в деятельности организации можно определить следующим образом:
- фактор внутренней среды организации, обеспечивающий ее конкурентные преимущества, а, следовательно, и конкурентоспособность;
- часть имиджа организации, обеспечивающая взаимосвязь внутренних и внешних факторов формирования в процессе инновационного развития;
- часть среды принятия и реализации управленческих решений в процессе инновационной деятельности, обеспечивающая их эффективность;
- часть подсистемы управления персоналом, обеспечивающая формирование и развитие коллектива организации, инновационной активности сотрудников, нематериальную мотивацию персонала, адаптацию сотрудников к воздействию среды в процессе инновационного развития;
- фактор обеспечения успешной реализации инновационной стратегии организации на рынке;
- часть стиля управления, характеризующая менеджмент организации;
- часть коммуникационной системы организации;
- часть системы инновационного развития, как объект и фактор инноваций;
- часть интеллектуального капитала.
Таким образом, корпоративная культура является неотъемлемым элементом интеллектуального капитала и играет значительную роль в его структуре и управлении им, что проявляется:
- в интеллектуальном капитале, в частности, в социальном капитале корпоративная культура выступает одним из элементов его формирующих, в структурном капитале, наряду с другими составляющими, выступают и отдельные элементы корпоративной культуры;
- в рыночном капитале корпоративная культура выступает в виде факторов, его определяющих, и среды для развития интеллектуального капитала;
- с точки зрения ресурсного подхода, корпоративная культура как отдельный внутренний фактор выступает в составе интеллектуальных ресурсов организации, которые формируют конкурентные преимущества фирмы и обеспечивают ее конкурентоспособность на рынке.
Следует отметить, что понятие «интеллектуальный капитал» шире, чем понятие «интеллектуальная собственность», но, тем не менее, включает в себя последнюю не во всех аспектах (рис. 1).
Таким образом, корпоративная культура является системообразующим фактором, способствующим реализации инноваций и росту интеллектуального капитала, созданию новых компетенций и повышению конкурентоспособности организации и ее стоимости на рынке.
Иллюстрация изложенного авторами представления о роли корпоративной культуры в структуре интеллектуального капитала и представлена на рис. 1.
Рис. 1. Роль корпоративной культуры и интеллектуальной собственности в структуре интеллектуального капитала
В управлении интеллектуальным капиталом одной из стратегий является управление его стоимостью, а одной из центральных проблем - оценка его стоимости. Существует множество методов оценки интеллектуального капитала, каждый из которых имеет свою область применения и определенную долю субъективности. Авторами предпринята попытка выбора методов оценки стоимости интеллектуального капитала, который позволил бы оценить и его отдельные элементы, в частности, корпоративную культуру, и его интегральную стоимость.
Задачей является выбор метода наиболее адекватного целям исследования, в данном случае - выявления вклада каждого элемента, в частности, корпоративной культуры, в общую стоимость интеллектуального капитала.
Методы бухгалтерского учета малоприменимы для адекватной оценки всех элементов интеллектуального капитала. Например, бухгалтерские методы оценки некоторых элементов интеллектуального капитала, например, торговой марки рассматривают ее как актив, теряющий свою стоимость по мере использования, в то время как на деле происходит ровно наоборот - стоимость наращивается. Что же касается такого элемента, как корпоративная культура, эти методы вообще не рассматривают ее как объект оценки, ровно как, и, например, имидж организации.
Изучение авторами научной литературы показало, что наиболее распространенными методами оценки интеллектуального капитала, адекватными для всех его элементов, являются следующие:
- Методы прямого счета - стоимость интеллектуального капитала определяется суммой стоимостей его элементов. Общая оценка интеллектуального капитала может быть оценена при помощи агрегированного коэффициента (например, Intellectual Asset Valuation и др.). Для оценки корпоративной культуры этот метод можно применить с высокой степенью субъективности.
- Модель косвенной стоимостной оценки интеллектуального капитала организации, которая основана на том, что стоимость интеллектуального капитала включает в себя как нематериальные активы, которые находят отражение в бухгалтерском балансе (патенты, права собственности на изобретения и т.д.), так и «гудвилл» организации (деловая репутация), который можно оценить по уровню капитализации (Market Capitalization Methods - MCM), где рассчитывается разница (отношение) между рыночной капитализацией компании и её акционерным капиталом (Tobin´s q, Market-to-Book Value и др.). Этот метод не позволяет выявить вклад каждого из элементов, в частности, вклад корпоративной культуры.
- Методы, основанные на оценке результатов от использования интеллектуального капитала, например, на окупаемости активов (Return on Assets methods - ROA), добавленной стоимости (EVA, VAIC, Calculated Intangible Value и др.), интеллектуального коэффициента добавленной стоимости (Value Added Intellectual Coefficient,VAIC), который не дает непосредственной оценки интеллектуального капитала, а является суммой показателей результативности его использования.
Модель интеллектуального коэффициента добавленной стоимости определяет эффективность использования трех основных типов ресурсов фирмы, а именно: добавленной стоимости физического капитала, добавленной стоимости человеческого капитала и добавленной стоимости структурного капитала. Их сумма составляет значение интеллектуального коэффициента добавленной стоимости. Чем больше этот показатель, тем выше оценивается потенциал фирмы, ее способность создавать добавленную стоимость. Но Модель VAICTM основана на двухкомпонентной структуре интеллектуального капитала, который включает человеческий капитал и структурный, что не вписывается в рамки данного исследования, поскольку интеллектуальный капитал авторами рассматривается в разрезе трехкомпонентной структуры.
- Методы оценки интеллектуального капитала на основе формирования системы показателей (Scorecard Methods - SC): Сбалансированная система показателей (BSC), Skandia Navigator Balanced Score Card, Value Chain Score Board, Business IQ), Монитор нематериальных активов (IAM) и Рейтинг интеллектуального капитала (IC Rating), Sei-ChoTM и MAGIC и др.), которые могут служить также средством управления формированием и развитием интеллектуального капитала и, по мнению авторов, являются наиболее адекватными для оценки всех элементов интеллектуального, в т.ч. и корпоративной культуры.
Рассмотрим более подробно сбалансированную систему показателей Д. Нортона и Р. Каплана, которая имеет в своей структуре следующие составляющие [4]:
- Финансы (финансовые цели предприятия и представление об ожидаемых финансовых результатах);
- Клиенты (представление о покупательной ценности предложений предприятия);
- Бизнес-процессы (представление о ключевых процессах, которые необходимо доводить до совершенства, чтобы добавлять стоимость предприятия для клиентов);
- Обучение и рост (представление о роли персонала и инноваций).
Стратегическая карта сбалансированной системы показателей для управления стоимостью интеллектуального капитала в общем виде представлена на рис. 2.
Рис. 2. Общая стратегическая карта управления интеллектуальным капиталом
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Существует прямая связь между уровнем интеллектуального капитала, интеллектуальной собственностью, корпоративной культурой и результатами деятельности компании, в том числе и инновационной.
- Интеллектуальный капитал имеет сложную трехкомпонентную структуру, в которой интеллектуальная собственность и корпоративная культура выступают как элементы и как факторы, воздействующие на его изменение и стоимость.
- Существует определенная связь и взаимозависимость составляющих интеллектуального капитала между собой.
- Отдельные составляющие интеллектуального капитала также оказывают непосредственное влияние на результаты деятельности компании.
- При управлении интеллектуальным капиталом и его стоимостью, с целью выявления влияния отельных его составляющих, предпочтение следует отдать методам его оценки и управления на основе построения системы показателей, в частности, сбалансированной системы показателей.
Рецензенты:
- Медников Д.Ю., д.э.н., профессор, зав. кафедрой национальной экономики НИУ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, г. Санкт-Петербург.
- Погодина В.В., д.э.н., профессор кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, г. Санкт-Петербург.
Работа получена 20.10.2011.
Библиографическая ссылка
Ветрова Е.Н., Коковина Е.В. ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4836 (дата обращения: 10.11.2024).