Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ В РУКОПИСИ СТРОНИНА А. И. «ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ» И СОВРЕМЕННОСТЬ

Оганян К.К. 1
1 ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет», Санкт-Петербург, Россия
Проведен анализ результатов социологического моноисследования личности в рукописи Стронина А.И. «Теория личности». С использованием монографического метода, анализа и синтеза выявлены параметры социологического контекста анализа личности, впервые использовался системный подход в изучении рукописи, показана актуальность и значимость идей Стронина для современной социологии.
социологический анализ рукописи
личность
развитие личности
общество
характер
нравственные качества
1. Бранский В.П., Пожарский Д.С. Социальная синергетика и акмеология. – СПб.,2002.
2. Кон И.С. Социологическая психология. – М., 1999.
3. Оганян К.М. Философия человека: учеб. пособие/К.М. Оганян. – СПб.: СПбГИЭУ, 2011; Оганян К.М., Бранский В.П. Социальная синергетика. – СПб.: Петрополис, 2010.
4. Парсонс Т. Система координат и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем//Американская социологическая мысль. Тексты. – М., 1994.
5. Резник Ю.М., Костюченко Л.Г. Введение в теорию личности: социокультурный подход. – М.: Независимый институт гражданского общества, 2003.
6. Синергетическая философия истории: Колл. монография под ред. В.П. Бранского и С.Д. Пожарского. – СПб., 2009. – Гл. 1.
7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
8. Стронин А.И. Теория личности // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки г. Санкт-Петербурга. – Ф. 752. Д. 13, 14, 15.
9. Фромм Э. Здоровое общество. Дайджест // Психоанализ и культура. –М., 1995.
В настоящее время отечественная социологическая наука испытывает острую потребность переосмысления и выхода на новый уровень теоретико-методологического видения и понимания личности на междисциплинарном уровне в социологических концепциях русской социологии. В связи с этим, особый интерес и значимость приобретают осмысление и социологический анализ рукописи пяти тетрадей теории личности представителя натуралистической школы российской социологии Стронина А.И.

Александр Иванович Стронин (1826-1889)  - один из первых русских социологов, трудами которых открывается эра отечественной истории научной социологии. Свое исследование Стронин задумал как серию книг, первоначально названных им: «Знание и метод», «Политика», «Философия», «Биография». Он планировал написание четвертной книги, которую хотел назвать «Биография», а получил в итоге «Теорию личности», представляющую собой монографическое исследование. В отделе рукописей Российской национальной библиотеки в фонде А.И. Стронина хранится оригинал рукописи «Теории личности». Работники архива датируют рукопись 1870 годом. Вместе с тем в дневниковых записях упоминание об этой работе Стронин дает значительно позже - в 1883 году.

 «Теория личности» - историко-философская работа, в которой четко видны взгляды Стронина как позитивиста. Оригинал рукописи представлен пятью тетрадями. В данной работе Стронин раскрывает свою «программу теории личности», представленную «философией прошедшего», «философией настоящего» и «философией прошедшего».

В связи с этим, задача исследования состоит в том, чтобы впервые рассмотреть рукопись теории личности Стронина А.И. как объект самостоятельного социологического исследования.

Цель исследования -  анализ социологического аспекта изучения личности в рукописи трех (1, 2, 3) тетрадей теории личности Стронина А.И.

Методы исследования: анализ, синтез, монографический.

Анализируя представления Стронина А.И. о личности выделим следующие аспекты ее изучения: этический, социологический, психологический, социально-педагогический и социально-психологический.

 В данной статье мы остановимся более подробно на изучении социологического аспекта.

Социологический аспект изучения личности раскрывается через: а) Анализ факторов и условий успешного самообразования и социализации; б) Механизм социальной мобильности; в) Анализ личностных изменений в процессе социальной мобильности; г) Анализ эгоизма личности как фактора развития личности; д) Влияние социального окружения на характер личности; е) Целеполагание в жизни личности; ж) Влияние социально-экономических, правовых  и других факторов на развитие личностных качеств.

а) Анализ факторов и условий успешного самообразования и социализации (с. 13-14, Т.1)[1]

Стронин определяет факторы, влияющие на процесс социализации личности: законы человеческой природы, обстоятельства той же природы, условия самого характера, естественное воспитание обществом, искусственное воспитание педагогикой и школой, и, наконец, в числе искусственных - самообразование[8, Л. 11, №31][2]. Все указанные факторы воздействуют на личность помимо ее воли. С этим тезисом Стронина можно поспорить, поскольку такие факторы, как характер, воспитание школой и самообразование влияют на личность целенаправленно, она самостоятельно контролирует степень их влияния, в зависимости от уровня образования, культуры и мировоззрения.

Далее Стронин показывает пределы возможности реализации самообразования: во-первых, не раньше, как с возможности самосознания, т.е. когда характер уже  готов, и, во-вторых, не иначе, как вследствие все-таки какого-нибудь несамобытного побуждения, а в-третьих, и вообще как исключительный случай, а не как обычай массы большинства; в-четвертых, без знаний, без умений невозможно влияние на себя[8, Л. 11, №31]. Все эти предпосылки, безусловно, приведут к успешному развитию самообразования личности.

В современной отечественной социологии эти идеи получили более глубокое развитие в концепции Ю.М. Резника, где ключевыми понятиями являются социальная активность личности, активная жизненная позиция. Личность как носитель активной жизненной позиции оказывается способной к сознательному конструированию собственной жизни; она становится субъектом жизненных стратегий - компонента общей системы ориентирования личности, отвечающего за формирование ее желательного будущего в соответствии с идеалами и ценностями общества [см.: 5, с. 158].

Проблема самообразования личности, интересующая Стронина, позволяет развивать эту тему в понятиях и терминах синергетической философии истории, социальной синергетики. Процесс самообразования неизбежно приводит к формированию ценностей и идеалов личности. С точки зрения социальной синергетики человек - такое животное, конечным мотивом поведения которого (его стратегическим ориентиром) является некоторый идеал, а конечным результатом - реализация этого идеала, то есть некоторая ценность [3].

В синергетической философии истории под ценностью подразумевается материальное воплощение прагматического аспекта некоторого идеала [6]. В роли такого воплощения может выступать вещь, живой человек, социальный институт и т.д.

Ключом к пониманию производства ценностей является синергетическая теория ценностей, опирающаяся на синергетическую теорию идеологии. Из синергетической философии истории следует, что алгоритм творческого процесса не только может, но и должен существовать и его должна описывать теория социального отбора.

Согласно этой теории  хаос, создаваемый крушением старых ценностей, обладает способностью к самоорганизации, в результате которой могут возникнуть новые ценности. Самоорганизация ценностного хаоса заключается в том, что в нем формируется несколько так называемых «творческих корзин», каждая из которых представляет собой новую возможную бифуркационную структуру. Набор таких корзин и представляет собой творческий тезаурус - набор возможных способов структурирования множества «осколков», образовавшихся в результате крушения и распада старых ценностей [1].

В роли творческого детектора, выбирающего одну из корзин, выступает активная творческая личность, а в роли творческого селектора - идеал, которым эта личность руководствуется и с помощью которого она делает свой выбор.

б) Механизм социальной мобильности (с. 14-15, Т. 1)

Стронин раскрывает механизм социальной мобильности:  «если писатель стал вдруг министром, императором, перемена образа мыслей стала роковой, неодолимой. Как писатель, он принадлежал, например, известной партии, был, положим, главою ее, от нее он заимствовал всю свою, вращаясь в ней одной, он не мог выйти из ее кругозора; но вот он стал правителем, положение же ставит его вне партии и выше нее, он заимствует свою силу теперь не от той или другой партии, а от всех, для него равны теперь интересы их всех, он видит теперь то, чего прежде не видел, он смотрит теперь с места, с которого прежде не смотрел, - и вот и все мировоззрение его мгновенно переиначилось»[8, Л. 12, №33]. Автор убежден, что залог всестороннего развития личности в обществе заключается в возможности вертикальной и горизонтальной социальной мобильности. «Если бы все люди имели бы одни и те же понятия и каждый никогда не переменял их, то эта твердость убеждений равна была бы окаменелости и неподвижности умов» [8, Л. 12, №33].

в) Анализ личностных изменений в процессе социальной мобильности (с. 35, Т. 1)

 В процессе социальной мобильности происходят определенные личностные изменения, которые социолог отмечает на примере горизонтальной восходящей мобильности: «При каждом таком перемещении непременно более или менее изменяется весь образ мыслей и действий, все мировоззрение и вся деятельность, и тем более, чем перемена решительнее. Отсюда министр полиции, специально преследовавший печать, сделавшись министром просвещения, постоянно защищает ее...»[8, Л. 27].

В отечественной и зарубежной социологии проблема социальной мобильности получила активное развитие в концепции Сорокина П.А. Российско-американский социолог рассматривает личность, культуру и общество как неразрывную триаду. Личность выступает как субъект взаимодействия, общество - как совокупность взаимодействующих индивидов и отношений между ними, а культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми руководствуются взаимодействующие индивиды [7, С. 218].

Таким образом, мысль Стронина о личностных изменениях  в процессе социальной мобильности, расширена и показана идея взаимозависимости личности, общества и культуры, что выражается и в данном процессе.

г) Анализ эгоизма личности как фактора развития личности (с. 26, Т. 2)

Стронин представляет свою теорию эгоизма личности, согласно которой, чем больше просвещенности в обществе, тем выше развит и эгоизм в нем, так что весь вопрос не в подавлении, а в развитии, в понимании эгоизма. Это объясняется тем, что не существует действия, поступка неэгоистического.

Социолог приводит следующие примеры: «Человек бросается в воду за утопающим, которого не знает - это, говорят, самоотвержение; ничуть не бывало - это личный интерес бросающегося, интерес минуты, интерес бессознательный, интерес возвышенный, но все-таки личный, потому что в эту минуту человек считает это долгом своим, хотя не считал ни прежде, ни после, без чего он и не бросился бы, считает недостойным себя стоять сложа руки» [8, Л. 49, №78]. Гарибальди отдает все делу народа, а не личным своим делам; ничуть не бывало: и он отдает себя всего только своему же личному делу, но если это личное отождествилось у него с общим и свое с чужим, то это только высокое развитие эгоизма, широкое понимание его, просвещенное настроение его.

С нашей точки зрения, проявление положений этой теории не наблюдается в современном российском обществе. Общечеловеческие ценности морали, нравственности сменяют материальные, прагматичные интересы, где каждый реализует свои собственные эгоистические цели, не беспокоясь о состоянии и развитии общества в целом. При этом, чем ниже уровень культуры, образованности в обществе, тем выше проявление эгоистических стремлений, ценностей личности.

д) Влияние социального окружения на характер личности (с. 25-26, Т. 2)

Стронин подчеркивает значимость влияния социального окружения на развитие личности, формирование характера, нравственных качеств. «Ежедневные отношения с простонародием, с солдатами, с преступниками огрубляют и самый мягкий до этого нрав, и производят суровость, строгость, грубость нрава; напротив, ежедневные отношения с людьми образованными, утонченными, с женщинами, с детьми  образуют мягкость, кротость, деликатность, робость»[8, Л. 49, №77].

При этом, он выделяет ряд соответствующих профессий, для которых характерен  первый набор качеств - офицер, помещик, исправщик, окружной начальник; и второй - учитель, профессор, доктор, камердинер.

На наш взгляд, эта проблема получила развитие в социологии И.С. Кона, в частности, в описании социальной структуры личности [см.: 2,с. 83]. Социолог использовал следующие понятия: социальная позиция, социальная роль, социальные интересы и ценностные ориентации. В содержании этих понятий отражается специфика взаимоотношений личности и общества.

е) Целеполагание в жизни личности (с. 27, Т. 2)

 Особое место в социологическом аспекте изучения личности занимает проблема целеполагания в жизни личности. Достижение целей требует знания обстоятельств, содействующих и противодействующих ей, надо уметь между ними отличать причины и следствия [8, Л. 50, №80].

Эта проблема получает свое развитие в  западной социологии XX века в теории социального действия Т. Парсонса [4]. Различные свойства человека распределяются соответственно между основными подсистемами действия. Первичные потребности находятся в поведенческой подсистеме (поведенческом организме); цели и мотивы - в личностной подсистеме; ценности и ценностные ориентации - в культурной подсистеме; социальные позиции и роли - в социальной подсистеме. Личность предстает как субъект целеполагания и волевого решения.

ж) Влияние социально-экономических, правовых  и других факторов на развитие личностных качеств (с. 12, Т. 3)

Согласно Стронину один и тот же человек хоть несколько, но становится лучше при лучших обстоятельствах: при достатке - независимее, гордее, самостоятельнее, при признании прав его - самоувереннее, энергичнее и т.д. [8, Л. 67, №28].

Из этого следует, что общество своими экономическими, политическими, правовыми институтами оказывает огромное влияние на развитие личности, удовлетворяя или же наоборот ее потребности и интересы.

Проблема взаимоотношений личности и общества продолжила свое развитие и в XX века в западной социологии в концепции Э. Фромма, согласно которой личность развивается в соответствии с возможностями, которые ей предоставляет общество [9]. От этого зависит ее социальный характер. 

Таким образом, личность для Стронина с точки зрения социологического аспекта ее изучения - это системное качество, обусловленное его включенностью в социальные отношения, а также способностью выступать одновременно объектом и субъектом деятельности.

Рецензенты:

  • Бразевич С.С., д.соц.н., профессор кафедры социологии ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет», г. Санкт-Петербург.
  • Воронцов А.В., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой истории и теории ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет».

Работа получена 30.09.2011.


[1] Здесь и далее в статье  указаны соответствующие страницы и номера тетради рукописи Стронина А.И. «Теория личности».

[2] Здесь и далее в статье указан номер листа (Л. 11) и номер структурированного материала (№31)  по рукописи Стронина А.И.  «Теория личности».


Библиографическая ссылка

Оганян К.К. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ В РУКОПИСИ СТРОНИНА А. И. «ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ» И СОВРЕМЕННОСТЬ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4806 (дата обращения: 07.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674