Изменившаяся за последние годы историческая, научная и образовательная ситуация в России потребовала переосмысления проблемы формирования научного мировоззрения в учебном процессе. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» в качестве одной из приоритетных задач совершенствования обучения названа задача «формирования у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения».
Анализ научной литературы, посвященной различным аспектам процесса формирования научного мировоззрения показал, что приобщение обучаемых к основам научного мировоззрения всегда являлось одной из первостепенных задач в отечественной педагогической теории и практике. Однако предлагаемые для ее решения подходы были до недавнего времени направлены на формирование такого научного мировоззрения, которое понималось однозначно как марксистско-ленинское мировоззрение, считавшееся истинно научным и единственно верным. Данной проблеме было посвящено большое количество публикаций, отражающих вопросы, связанные как с формированием социально-активной личности, так и с раскрытием диалектико-материалистического понимания природных явлений.
Анализ психолого-педагогических источников и диссертационных работ по данной теме позволил сделать вывод о том, что, несмотря на имеющиеся подходы в ее изучении с современных позиций, многие вопросы остаются пока недостаточно исследованными. По нашему мнению, одной из причин такого существа вопроса является слабая изученность, неоднозначность самого термина «научное мировоззрение» в научной литературе и на этом фоне сложность выявления соответствующих педагогических условий формирования научного мировоззрения обучаемых.
В своей педагогической практике по формированию научного мировоззрения студентов мы исходим из понимания научного мировоззрения как одного из типов мировоззрения личности (наряду с житейским, религиозным, профессиональным и т.д.). Объектом научного мировоззрения является не просто мир, Мир в целом, а Мир как единое целое, Мир - Система. В основе научного мировоззрения лежит совокупность обобщенных философских, фундаментально-научных и общенаучных знаний о Мире в виде научной картины Мира.
Научную картину Мира составляет синтез специальных научных картин, из которых обычно выделяют (Е.В. Ушакова): общую научную картину Мира, фундаментально-научные картины Мира (космологическая, биологическая, социологическая), частно-научные картины Мира (физическая, астрономическая), частно-научные картины реальности (химическая, геологическая, географическая и др.) и конкретно-научные картины (физиологическая, психологическая и др.).
Кроме отмеченной общей типологии научных картин, в специальной литературе встречаются и другие классификации, имеющие важное значение для научного познания (например, естественнонаучная картина Мира, гуманитарно-научная картина Мира и т.д.).
Особое место среди научных картин занимает физическая картина Мира. В истории науки существовало три физические картины Мира, представлявшие три этапа в развитии теоретического познания в физике - механическая картина Мира, электродинамическая картина Мира, квантово-полевая картина Мира. В настоящий момент физическая картина Мира, четвертая в историческом ходе развития науки, находится на этапе своего бурного становления. В современной физической картине Мира значительную роль играют идеи фундаментального достижения науки - синергетики. Современная физическая картина Мира оперирует такими понятиями, как нелинейность, нестабильность, неравновесность, многофакторность, вероятность реального Мира, поливариантность путей его развития и т.д.
Вместе с тем, однако, мы не отождествляем понятия «научная картина Мира» и «научное мировоззрение». Научная картина Мира - это научная модель Мира, соответствующая конкретному историческому уровню знаний общества о реальности (свод знаний) - обеспечивает лишь познавательную функцию. А научное мировоззрение - это сложное образование внутреннего мира личности, которое строится на базе обобщенных научных знаний в виде научной картины Мира и позволяет выработать личности ее взгляд на окружающий Мир как единое, стройное, гармоничное целое. Другими словами, содержательно-целостный взгляд на Мир возникает как продукт когнитивно-аффективной «переработки» конкретным субъектом содержания соответствующих картин Мира, с которыми он знакомиться в ходе своего обучения.
В качестве педагогических условий, влияющих на эффективность формирования научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза, нами выделены:
1) разработка и реализация программы формирования основ научного мировоззрения студентов;
2) организация самостоятельной познавательной деятельности студентов, направленной на углубление их научного мировоззрения;
3) оценка результативности формирования научного мировоззрения студентов.
Как показывает опыт, реализация в ходе обучения студентов данного комплекса педагогических условий дает хорошие результаты в направлении развития их научного мировоззрения.
Библиографическая ссылка
Барсукова Н.К., Шишелова Т.И. ОДИН ИЗ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=994 (дата обращения: 18.11.2024).