Цель исследования - на основе использования исторических и языковых данных по материалам писцовых книг XVI-XVII вв. провести историко-этимологический анализ ойконимов, образованных от сословных титулов
Материал и методы исследования
Предметом данного исследования являются антропоойконимы, образованные от сословных титулов Республики Татарстан, выявленные нами в писцовых книгах XVI-XVII вв. Источником послужили тюрко-татарские антропоойконимы, представленные в писцовых книгах XVI-XVII вв. [16; 17; 18].
В соответствии с характером и особенностями изучаемого материала в ходе исследования были использованы сопоставительный и сравнительно-исторический методы.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов по ономастике, лексикологии, лингвистическому краеведению, в практике преподавания татарского языка, истории и культуры татарского народа.
Населенные пункты возникают по воле человека, из его нужд и потребностей. Названия этих объектов определяются их ролью в жизни человека, а также их принадлежностью к определенному лицу. Поэтому в них широко используются имена людей.
Принципы появления антропонимов в составе географических названий находили свое объяснение в трудах Ф.Г. Гариповой, Т.Ж.Джанузакова, В.А.Никонова, Г.Ф.Саттарова, Г.К. Хадиевой, О.Р. Хисамова, А.Г.Шайхулова, и др.
Лексико-семантический анализ тюркских антропоойконимов показал, что многие из них несут отпечаток некогда существовавших у тюркоязычных народов обычаев и традиций, связанных с именованием людей.
Среди антропоойконимов зафиксированные в писцовых книгах XVI-XVII вв. значительное место занимают сложные имена верховной знати, ханов, беков, образованные в результате тесного переплетения слов, употреблявшихся в качестве личных имен и сословных титулов. Сословные титулы находились в тесной взаимосвязи с другими лексико-семантическими группами личных имен и составляли один из древнейших пластов общетюркской антропонимии. По мнению Т.Джанузакова, эти слова, будучи социально-экономическим терминами в обществе древних тюрков, выполняли функции титулов, названий чинов и должностей, нередко выступали эпитетами в качестве компонентов составных личных имен [8: 17].
Л.Н.Гумилев пишет: «Тюрки не носили одного и того же имени от рождения до смерти, как европейцы. Имя тюрка всегда указывало на его положение в обществе. Мальчиком он имел кличку, юношей - чин, мужем - титул, а если это был хан, то титул менялся согласно удельно-лествичной системе»[7: 90].
В писцовых книгах встречаются личные имена-прозвища, включавшие сословные титулы в следующих названиях: деревня Бирдебәк (Бердибяково)на Ногайской дороге. Ныне деревня Бирдебәк ноходится в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан. В данномойкониметопокомпонентбәк ~бик ~ би является древнетюркским сословным титулом, в значении «правитель», «господин», «вождь» [10: 91]. По мнению В.В.Бартольда, все значения этого слова могут быть сведены к трем основным понятиям: 1) бег- это каждый благородный в отличие от простого народа и обычно в отличие от царевичей правящей династии (иногда последниетоже обозначались этим словом); 2) бег- князь небольшого племени или большой группы, в отличие от кагана или хана-повелителя сравнительно небольшого государства; 3) бег- всякое «начальство» в самом широком смысле [2: 502]. Это слово во всех трех значениях встречается в древнейших памятниках тюркских языков в надписях VIII в. н.э. Топокомпонент бирде«дал» (просьба, мольба родителей о рождении ребенка»). Название деревни Бирдебәк от тюрко-татарского имени Бирдебәк = бирде «дал» + бәк «князь», «правитель»[22].
Название деревниХәерби (на Ногайской дороге) состоит из двух частей: где хәер - «добрый», «благодарный», «благотворный» + би - «князь», «правитель». Как отмечает Т.Джанузаков имена многи представителей знати отражали их личные качества и служили своеобразным описанием определенных достоинств или недостатков [8; 66].Ныне деревня под таким названием находится в Пестречинском районе Татарстана.
В писцовых книгах зафиксированы деревни Кощак-Олан, КарамышОлан на Зюрейской дороге. Сословный титул олан «военный», «служилый». По М.Худякову, в Казанском ханстве привилегированное положение занимали огланы. Огланы являлись военным сословием, несшим ответственную и руководящую службу по армии. В качестве привилегированногосословия, огланы обладали поместьями, дававшимися им в качестве жалованья за службу. Название селений Кощак-Уланово и т.п. свидетельствуют о землевладельцах-огланах [26: 686].
На Ногайской даругена Лихом болоте зафиксирована деревня Астрахан. П.П.Семенов-Тянь-Шанский писал, что «название Астрахани некоторые производят от Асъ и Тарханъ, что означает «вольный город». Татары называли его Хаджи-Тархан или Адяш-Тархан. В XIII в. в наших летописях Астрахань называлась Хозитараканъ, а у грузинцев известна под именем хозарь»[20: 153].
И.Г.Добродомов в своей статье «Происхождение названия Астрахань» обращает внимание на то, что одно из старейших объяснений принадлежит арабскому путешественнику Ибн-Батути: «...город этот получил название свое от тюркского Хаджи (поломника)». Но эта точка зрения впоследствии подверглась критике. Например, Г.А.Гибб считает первоначальной формуАстрахан, связывая ее с именем хазарского местного правителя или с титулом асов (аланов), а объяснение Ибн-Баттутыобъявляет народной этомилогией, которую, однако, считали вполне приемлемой В.В. Бартольд и Б.Шиулер - авторы статей об Астрахани в I-м и 2-м изданиях «Энциклопедии ислама», а также М.Фасмер в «Этимологическом словаре русского языка» [9: 216]. В.И.Абаев также считает, что в составе топонима Астрахань лежит северокавказский этноним ас: название Астрахан также заключает, по-видимому, название ас и тюркское Тархан (титул). Речь шла, возможно, о ставке асского военачальника. Под названием ас аланы выступают особенно часто после монгольского нашествия, как в восточных, так и в некоторых западных источниках. Под названием ас известен был в средние века тот же северокавказский народ, который обычно зовется аланами и с которыми преемственно связаны современные осетины [1: 79-80]. Аналогичную точку зрения высказывает и Н.А.Баскаков: «Астрахан-Растархан - имя хазарского кагана, вторгнувшегося в заказанье: 1) ас- аллан; ас, осетин + тархан - титул - собственное имя Астархан; 2) ас-яс - название тюрк. рода + тархан - титул» [2: 43]. У Г.Е.Корнилова Астрахань: ас - «низ», «нижний» (чуваш.), древнетюркскоеасра - «внизу». Сравните:санск. аста - «опустившийся», «заход», перс ас-астар - «подкладка», «низ», др. -тюрк. ашагъа «вниз», эст. аас; тархан, таракан - расположенный, пребывающий, находящийся (прич. наст.времени) от тар, тур, тор - «стоять, пребывать» [12: 66].
Из вышеизложенного можно сделать заключение, что Астрахань - это имя -прозвище, восходящее к ас «аллан» + тархан титул «верховный правитель». В тюркских языках этот сословный титул имел формы: таркан, тархар, дархан, даркан.
Название деревни Әнәле(Свияжском уезде) восходит к сословному титулу инәл: әнәле< инәл иле> инәлле>әнәле[19: 86]. В среднем диалекте татарского языка и чередуется с ә. Сословный титул инәлв значении «человек знатного рода», «аристократ» употреблялся в древнетюркском языке, имел место в составе антропонимов [10: 209]. Ныне деревня находится в Апастовском районе Республики Татарстан.
Названия деревни Чирүче на Алатскойдаруге восходит к сословному титулу чирү«войско» + афф. -че. Аффикс -че/-чыобразует от именных корней имя лица по действию или по профессии [24: 181].Ныне деревня Чирүче находится в Зеленодольском районе.
Основу названия деревни Янчура, деревни Чура иле на Арской дороге составляет компонент чура, восходящий к сословному титулу чурав значении: 1) «раба»; 2) «хлебороб», «крестьянин», «крепостной»; 3) «войн», «дружинник». Ныне деревни Чура иленаходятся в Арском, в Кукморском районах.
В старотатарском языке активно употреблялись мужские личные имена с антрополексемойчура: Чурабай, Айчура, Жанчура, Таңчура, Янчура, Илчура, Карачура и др.
Название деревни Шәехзадә на Ногайской дороге состоит из двух компонентов: первый компонент которого означает шәех (араб) «главарь», «правитель», «глава духовенства» + задә (перс.) «сын», «сын аристократа», «сын главы духовенства». ОйконимЯншәех (на Ногайской дороге) состоит из компонентов: ян/җан(перс.) «душа» + шәех (араб.) «главарь», «правитель», «глава духовенства».
На Зюрейскойдаруге зафиксированы деревниШигали, Кече Шигали, Иске Шигали, и пустошь на Ногайской дороге Шигалеевская, которые восходят к лично-индивидуальному имени Шаhгали: перс.шаh, «хозяин», «царь» + араб. гали«великий», «имеющий чин, звание», «авторитетный». Ныне деревни Шигалинаходятся в Буинском, в Высокогорском районах Республики Татарстан.
Как привилегированное сословие, обладавшее немалыми материальными средствами, мусульманское духовенство Казанского ханства имело в своем владении поместья и земли. Следы этого землевладения до сих пор сохранились в ряде названий селений Казанского края. От слова сәет образованы деревни Сәетләр на речкеСуле и Сәет на речкеКиндерле на Алатскойдаруге. Сәет «правитель», «главарь», «хозяин» + аффиксмножественного числа-ләр.На должность главы духовенства всегда избиралось лицо, принадлежащее к числу сеидов, т.е. потомков пророка Мухаммеда. Герберштейнпишет: «Сейд - «высшая духовная особа у татар» [26: 679].Ныне деревня Сәетләрнаходится в Тукаевском районе. Название деревни Колсәети деревни Кече Колсәет(на Алатской дороге) состоит из двух компонентов: кол «раб»; «друг»; «служилый» + сәет «правитель», «главарь», «хозяин». Ныне деревня Колсәет в Высокогорском районе.
Выводы
Таким образом,значительное место в антропоойконимах занимают сложные имена верховной знати, ханов, беков, образованные в результате тесного переплетения личных имен и сословных титулов.
Статья выполнена в рамках исследовательского проекта №14-14-16028 а/В 2014 (РГНФ)
Рецензенты:Галиуллина Г.Р., д.фил.н., профессор, Института филологии и межкультурной коммуникации им. Л.Толстого ФГАОУ ФО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.Казань.
Нуриева Ф.Ш., д.фил.н., профессор, Института филологии и межкультурной коммуникации им. Л.Толстого ФГАОУ ФО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.Казань.
Библиографическая ссылка
Хадиева Г.К. СОСЛОВНЫЕ ТИТУЛЫ В ТЮРКО-ТАТАРСКИХ ОЙКОНИМАХ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПИСЦОВЫХ КНИГ) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23726 (дата обращения: 19.04.2025).