Одним из факторов, определяющих и регулирующих активность личности, в социально-психологическом плане, является способность устанавливать социальные контакты, адекватно воспринимать и понимать партнеров по общению. Все это составляющие перцептивного процесса. Изучением особенностей общения и социальной перцепции занимались такие отечественные психологи как Андреева Г. М., Битянова М.Р., Бодалев А. А., Обозов Н. Н., Давыдова Г. А., из зарубежных авторов можно выделить таких исследователей как Майерс Д., Готфруа Ж., Келли Г.. Для межличностного общения как монообъекта типична такая психологическая ситуация, когда его участники, вступая в контакты, преследуют вполне конкретные, более или менее значимые для каждого из них цели, содержание которых может быть одинаковым или различным в той или иной степени. Эти цели являются следствием действия определенных мотивов, достижение которых постоянно предполагает использование участниками общения разнообразных способов поведения в зависимости от сформированности и степени развития у человека качеств объекта и субъекта общения. Все это означает, что сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком [2; 4, с. 9 - 10].
Социальную перцепцию понимают как процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности [1, 11]. Выделяют ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу: познание и понимание людьми друг друга - идентификация, эмпатия, аттракция; познание самого себя - рефлексия в процессе общения; прогнозирование поведения партнера по взаимодействию каузальная атрибуция; восприятие других людей - стереотипия [3, 8].
Визуальный образ, возникающий при первой встрече, оказывается исходным для понимания человеком человека. Именно со зрительного восприятия начинаются межличностные контакты, возникают симпатии и антипатии. От него зависит стремление к повторным встречам или уклонение от них. [5, с. 98; 9]. Утрата или глубокое нарушение зрения, препятствующее видению лица партнера по общению и других его внешних качеств, восприятию мимических движений, выражения глаз и многих других визуально воспринимаемых признаков, затрудняют процесс общения [6, с. 104; 8]. Слепой человек лишается важного канала, по которому поступает информация об окружающих. Для лиц с глубокими нарушениями зрения и тотальной слепотой характерна смазанность, упрощенность мимики, жестов, пантомимики. Внешние проявления чувств у них часто не соответствуют внутренним переживаниям и состояниям, что затрудняет понимание друг друга собеседниками. Дефицит общения может привести к глубоким личностным изменениям, к комплексам неполноценности из-за непонимания их зрячими людьми. При неудачной попытке общения с людьми у слепых формируются неадекватные социальные установки. Все это создает искусственную изоляцию слепого от общества зрячих.
Самая главная задача специалистов - это интеграция лиц с тяжелым нарушением или полной утратой зрения в социум. Наибольшие трудности реабилитологи испытывают в вопросах социально-психологической адаптации. Сложившиеся условия требуют от самих инвалидов и всех заинтересованных в их судьбах поиска новых и поддержки существующих традиционных форм реабилитационной работы [7; 11; 12, с. 6].
В связи с этим, было сформулировано предположение о том, что между людьми с частичной и полной потерей зрения существуют различия в особенностях социальной перцепции.
Цель исследования: изучить особенности социальной перцепции инвалидов по зрению с различной тяжестью заболевания.
Материал и методы исследования.
Исследование было проведено на базе Магнитогорской городской организации «Всероссийское общество слепых». В соответствии с поставленной гипотезой, в первую подгруппу (группа №1) вошли инвалиды 2 и 3 групп по зрению (частичная потеря зрения) в возрасте от 25 до 65 лет в количестве 35 человек из них 45,72 % - мужчины, 54,28 % - женщины, высшее образование- 25,71%, среднее - 62,86%, общее - 11,43%; во вторую подгруппу (группа №2) вошли инвалиды 1 группы по зрению (полная потеря зрения) в возрасте от 28 до 65 лет в количестве 32 человека из них 43,75 % мужчины, 56,25% женщины, высшее образование - 21,86 %, среднее - 59,39 %, общее - 18,75%. Все респонденты потеряли зрение прижизненно.
Методами исследования явились психодиагностическое тестирование, метод сравнения (t-критерий Стьюдента), метод линейной корреляции Пирсона. Для проведения психодиагностического тестирования мы выбрали следующие методики исследования: «Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности» Фетискина Н.П.; «Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности Бачина Л.Е., Ольшанникова А.Е.; самооценка уровня онтогенетической рефлексии; «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости»; «Перцептивно-образная самооценка» Бойко В.В.; «Определение стиля информационного усвоения» [10].
Результаты исследования и их обсуждение.
В результате проведенного исследования, целью которого было изучение особенностей социальной перцепции инвалидов по зрению с различной тяжестью заболевания, были обнаружены статистически значимые различия (р≤0,05 и р≤0,01) по ряду показателей, представленных в таблице.
Сравнительный анализ полученных значений выявил различия между респондентов двух выборок по шкалам: «Коммуникативная интерактивность», «Социальная адаптивность». Таким образом, мы можем говорить о том, респонденты с частичной потерей зрения и тотальной слепотой достоверно различаются в характере их взаимодействии с другими людьми и воздействии на них.
Значимые различия по исследуемым параметрам социальной перцепции (р≤0,05, р≤0,01)
Название методики |
Название шкалы |
Группа № 1 |
Группа № 2 |
t-критерий Стьюдента |
Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности |
Социальная адаптивность |
19,32 |
17,16 |
2,2* |
Коммуникативная интерактивность |
131,64 |
124,68 |
2,1* |
|
Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности |
Интонация |
10,08 |
12,00 |
2,4* |
Двигательная активность |
7,08 |
4,68 |
3,0** |
|
Лишние движения |
2,76 |
7,10 |
2,4* |
|
Недифференцированная по каналам экспрессия |
12,04 |
13,56 |
2,2* |
|
Самооценка уровня онтогенетической рефлексии |
Онтогенетическая рефлексия |
66,40 Рефлексия со знаком «-» |
50,00 Рефлексия со знаком «+» |
4,1** |
Перцептивная оценка типа стрессоустойчи-вости |
Тип стрессоустойчивости |
19,64 Склонность к типу «Б» |
24,36 Склонность к типу «А» |
2,4* |
Определение стиля информационного усвоения |
Конкретно-последовательный |
32,64 |
33,96 |
2,4* |
p≤0,05 (tкр = 2,00); ** p≤0,01(tкр=2,66)
У испытуемых с полной потерей зрения реакция на воздействие адресата снижена и поставленные ими цели реже достигаются информационным обменом, по сравнению с респондентами с частичной потерей зрения; также они менее адаптивны к окружающей среде и общению. Точно также у респондентов с полной потерей зрения возможность двустороннего общения снижена. Это связано с тем, что объем, скорость и качество получаемой информации у респондентов с тотальной слепотой снижены из-за отсутствия зрения, как следствие этого затруднена социальная адаптация.
Также были выявлены значимые различия у респондентов сравниваемых групп по каналам эмоциональной экспрессии. По шкале «Интонация» существуют различия в интонационных способностях у слепых и слабовидящих респондентов. Респонденты с полной потерей зрения лучше владеют интонационными способностями и всегда используют эти способности в общении, так как при помощи интонации они могут передать свое эмоциональное состояние и распознать эмоциональное состояние партнера по общению. Для слабовидящих респондентов интонация в общении играет не столь большую роль, т.к. у них зрительный анализатор находится в некоторой сохранности и поэтому они способны по невербальным средствам общения (мимика, жесты, пантомимика) распознать эмоциональное состояние партнера. По шкале «Двигательная активность» обнаружились следующие отличия: слабовидящие респонденты гораздо чаще находятся в движении, они более подвижны, в отличие от респондентов с полной потерей зрения. Выявлены различия по шкале «Недифференцированная по каналам экспрессия», что свидетельствует о том, что слабовидящие респонденты стараются полнее выражать свои эмоции с помощью стабильной экспрессии, в отличие от респондентов с полной потерей зрения.
Эффективность рефлексии прошлого опыта у людей с нарушениями зрения также различна. Респонденты с полной потерей зрения точнее производят анализ прошлых ошибок и обладают хорошими способностями к планированию и предвидению собственного будущего. Видимо, это происходит по тому, что утрата зрения заставляет такого человека продумывать каждый шаг будущего поступка. У слабовидящих респондентов рефлексия прошлого опыта отрицательная. Итогом их прошлых ошибок становится страх перед совершением новых. Их осторожность, явившаяся результатом прошлых жизненных ошибок, не всегда является гарантией полного жизненного успеха.
Обнаружены различия между типами стрессоустойчивости у двух групп респондентов. Респонденты с частичной потерей зрения в процессе реализации своих целей пытаются выбирать оптимальные пути их достижения; при столкновении с затруднениями, стремятся справиться с ними самостоятельно, анализируют их причины и характер, при этом стараются сделать правильные выводы. Респонденты с полной потерей зрения характеризуются стремлением к конкуренции для достижения цели, но из-за неудовлетворения собой и обстоятельствами, иногда не доводят дело до конца и начинают стремиться к новой цели, нередко проявляя агрессивность, нетерпеливость.
Определение стиля информационного усвоения позволило выявить различие между двумя сравниваемыми группами по шкале «Конкретно-последовательный стиль». Респонденты с полной потерей зрения обрабатывают информацию последовательно, упорядоченно, линейно. Для них реальность состоит из того, что они ощущают посредством своих органов чувств: осязания, слуха, вкуса и обоняния. Они легко запоминают и воспроизводят детали, факты, конкретную информацию, формулы и правила. Респонденты с частичной потерей зрения, наоборот, больше экспериментируют и импровизируют, полагаясь на свою интуицию; их мышление «расходящееся», творческое.
В рамках нашего исследования был проведен корреляционный анализ. Для описания значимых коэффициентов корреляции будем использовать коэффициенты с 1% (р1%=0,35) и 5% (p5%=0,27) уровнем значимости.
Респонденты обеих группы, имея высокие показатели по шкале «Интонация», способны к взаимопониманию, обладают высокой социальной активности, и социальной адаптивностью. То есть, у респондентов данной группы речь выступает активным коммуникативным средством, отличается образностью, красочностью; в ней много эпитетов, сравнения, метких выражений. Имея в арсенале высокие речевые способности, данные респонденты склонны к взаимопониманию с другими людьми; они способны понять точку зрения оппонента, собеседника, разделить общие интересы группы; они контактны внутри коллектива и с внешним окружением. Социальной адаптивности способствуют также и невербальные (мимические) способности данных респондентов, которые, в свою очередь положительно коррелируют со склонностью к эффективному взаимодействию с людьми и воздействию на них. Интересен тот факт, что наши респонденты, имеющие благоприятный тип стрессоустойчивости и стремясь справиться с трудностями, активно используют движения, возможно как компенсаторный механизм. Респонденты, имеющие высокие показатели абстрактно-произвольного стиля мышления, склонны к установлению эффективных взаимоотношений с участниками по взаимодействию, контактны внутри коллектива и внешним окружением, способны понять точку зрения оппонента, результативны в совместной с другими людьми деятельности.
В тоже время, респонденты с полной потерей зрения в меньшей степени, в отличие от первой группы респондентов, склонны адекватно воспринимать окружающую действительность и собственный организм; иметь адекватную систему отношений и общения с окружающими; гибкость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других; иметь эффективные взаимоотношения с участниками по взаимодействию, и контакты внутри коллектива.
Таким образом, проанализировав выявленные взаимосвязи шкал методик по двум выборкам респондентов, мы можем констатировать, что наиболее эффективное взаимодействие людей с тотальной слепотой с окружающим миром достигается с помощью экспрессивных каналов, а также зависит от ведущего способа усвоения информации слепыми людьми. В частности доказано положение о том, что в основе трудностей общения при нарушениях зрения, как в речевой, так и в неречевой форме лежит дефицит образов, представлений, связанных с объектом коммуникаций, или их не четкость, фрагментарность. Так мы установили, что слабовидящие люди более активны в движениях, чем слепые. Для слепых же характерна скованность в движениях. Помимо этого подтверждена мысль о том, что взаимопознание людей с нарушениями зрения опирается, прежде всего, на невербальные средства выразительности, используя которые они обмениваются представлениями, мыслями и чувствами. У слабовидящих людей имеется остаток зрения, и они способны на доступном для них уровне по невербальным средствам общения распознавать эмоциональное состояние партнера. У людей с полной потерей зрения такая функция утрачена и поэтому для них важнейшим средством восприятия партнера по общению являются особенности речи, в частности интонация.
Результаты данного исследования могут быть использованы в работе тифлопсихологов, психологов, дефектологов, реабилитологов для разработки специальных программ по преодолению социальной недостаточности и укреплению социального потенциала инвалидов по зрению.
Рецензенты:
Щелкова О.Ю., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург;
Абабков В.А., д.м.н., профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии, Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Токарь О.В., Баженова Н.Г., Степанова О.П., Шарыгина Е.С., Шпаковская Е.Ю. СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23608 (дата обращения: 20.11.2024).