Целью исследования явилось изучение некоторых психологических показателей студентов разных социальных групп в процессе адаптации к обучению в вузе.
Материалы и методы
Исследование выполнено в Оренбургском государственном университете. Все обследуемые были разделены на две группы в зависимости от социального статуса. В первую группу вошли студенты-сироты (25 юношей и 27 девушек), во вторую группу - студенты, проживающих в обычных семьях (25 юношей и 28 девушек). Критерием исключения была болезнь студента в период обследования. Средний возраст респондентов составил 18,4 года.
Для выявления личностных особенностей применялся стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) [6]. Многолетний опыт применения методики показал, что она в большей мере раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойства личности, чем диагностирует психопатологию. В связи с реадаптацией методики и расширением сферы ее применения, автором модифицированного варианта Л.Н. Собчик приданы новые названия большинству базисных шкал методики: 1-я шкала - шкала "невротического сверхконтроля", 2-я - "пессимистичности", 3-я - "эмоциональной лабильности", 4-я - "импульсивности", 6-я - "ригидности", 7-я - "тревожности", 8-я - "индивидуалистичности", 9-я - "оптимизма и активности". Не изменились названия двух шкал: 5-й - "шкала женственности-мужественности", 0-й - "шкала социальной интроверсии". В исследовании использовался сокращенный (360 вопросов) вариант опросника.
Для оценки психических состояний применялись методики «Самочувствие, активность, настроение» (САН) и "Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности" (ТФАР). Психические состояния - это целостные, временные и динамические характеристики психической деятельности человека, отражающие особенности протекания психических процессов и оказывающие влияние на своеобразие функционирования интеллектуальной, волевой и прежде всего эмоциональной сферы личности. Методика "САН" относятся к методикам диагностики кратковременных психических состояний, методика «ТФАР» - к комплексным методикам диагностики психических состояний [5].
Диагностический материал методики "САН" составляют 30 пар противоположных по смыслу определений; респондент должен в каждой паре выбрать наиболее подходящее для его состояния определение и оценить степень выраженности данного аспекта состояния по шкале от 0 до 3 баллов. Методика включает 3 шкалы: самочувствие, активность, настроение. По достоверным результатам вычисляется показатель интегрального психического состояния путем нахождения среднего арифметического.
Методика "ТФАР" предназначена для сопоставления показателя личностной тревожности с показателями склонности личности к другим психическим состояниям. Опросник состоит из 40 утверждений и включает четыре шкалы: самооценки личностной тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности; каждая из шкал содержит по 10 утверждений, степень своего согласия с которыми обследуемый должен оценить по четырехбалльной шкале. По результатам теста определяется уровень тревожности (как склонности к переживанию беспокойства и чувства неудачи), фрустрированности (склонности к субъективному чувству непреодолимости жизненных затруднений), агрессивности (склонности к агрессивным реакциям на жизненные затруднения) и ригидности (неспособности к перестройке собственного поведения). Исследования с помощью методик «САН» и «ТФАР» выполнялись на аппаратно-программном комплексе (АПК) «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт», Россия, Иваново). Обработка полученного материала проводилась с помощью общепринятых статистических методов с применением пакета STATISTICA. Статистический анализ включал определение средних значений (М) и стандартных отклонений (σ). Проверка нормальности выборок проводилась с помощью критерия нормальности Колмогорова-Смирнова, для оценки достоверности сходства (различия) средних использовался U-критерий Манна-Уитни. Корреляционный анализ проводился с применением коэффициента корреляции Спирмена.
Результаты и их обсуждение
Результаты проведенного исследования позволили построить обобщенные психологические профили для разных групп испытуемых. В первую очередь следует отметить, что показатели по шкалам лжи, достоверности и коррекции позволяют интерпретировать результаты опросника как достоверные. У юношей первой группы при изучении результатов теста СМИЛ ведущими оказались шкалы индивидуалистичности (8), а также оптимизма и активности (9) (табл. 1). У лиц, с ведущей 8 шкалой преобладает целостный стиль восприятия, способность на основании минимальной информации воссоздавать целостный образ. При хорошем интеллекте личности данного типа отличаются творческой ориентированностью, оригинальностью высказываний и суждении, своеобразием интересов и увлечений. Отмечается определенная избирательность в контактах, известный субъективизм в оценке людей и явлений окружающей жизни, независимость взглядов, склонность к абстракции. Ведущий пик по 9-й шкале отражает активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность обследуемого в себе, позитивную самооценку, склонность к шуткам и проказам, высокую мотивацию достижения, однако ориентированную в большей степени на моторную подвижность и речевую сверхактивность, нежели на конкретные цели. Во второй группе наиболее выраженные пики в профиле были отмечены для шкал импульсивности (4), ригидности (6) и индивидуалистичности (8). Шкала "импульсивность" в качестве ведущей в профиле, расположенном в рамках нормативного разброса, выявляет активную личностную позицию, высокую поисковую активность, в структуре мотивационной направленности - преобладание мотивации достижения, уверенность и быстроту в принятии решений. Шкала ригидности (6) выявляет устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, стеничность установок, активность позиции, усиливающуюся при противодействии внешних сил, практичность, трезвость взглядов на жизнь, стремление к опоре на собственный опыт, синтетический склад ума.
При сравнении баллов усредненного профиля двух групп у студентов второй группы показатели шкал импульсивности, ригидности и социальной интроверсии были достоверно выше на 8,7%, 7,8% и 12,6% соответственно по сравнению с респондентами первой группы. Показатели по шкале женственности-мужественности (5) в обеих группах отражали полоролевое поведение соответствующее общепринятым нормам и характерное для мужчины.
Таблица 1. Средние значения показателей Т-баллов теста СМИЛ у юношей
Шкала опросника |
I группа |
II группа |
P |
||
М |
σ |
М |
σ |
||
лжи (L) |
46,21 |
10,06 |
45,00 |
7,82 |
0,686 |
достоверности (F) |
49,21 |
11,46 |
43,63 |
6,36 |
0,037 |
коррекции (К) |
44,26 |
8,33 |
44,05 |
8,01 |
0,953 |
невротического сверхконтроля (1) |
55,31 |
11,54 |
54,50 |
14,34 |
0,907 |
пессимистичности (2) |
59,40 |
10,46 |
55,40 |
16,15 |
0,381 |
эмоциональной лабильности (3) |
55,89 |
8,47 |
59,14 |
12,30 |
0,447 |
импульсивности (4) |
59,31 |
7,13 |
64,99 |
7,55 |
0,033 |
женственности-мужественности (5) |
50,86 |
6,28 |
49,10 |
7,96 |
0,465 |
ригидности (6) |
60,99 |
9,15 |
66,15 |
14,48 |
0,050 |
тревожности (7) |
57,99 |
14,94 |
56,26 |
17,24 |
0,726 |
индивидуалистичности (8) |
63,53 |
5,93 |
65,21 |
8,42 |
0,405 |
оптимизма и активности (9) |
64,68 |
11,61 |
61,07 |
12,51 |
0,144 |
социальной интроверсии (0) |
55,77 |
7,13 |
63,82 |
7,55 |
0,004 |
У девушек анализ результатов теста СМИЛ выявил следующие особенности (табл. 2). Ведущими шкалами в усредненном профиле СМИЛ студенток первой группы были шкалы эмоциональной лабильности (3), ригидности (6) и оптимизма и активности (9).
Таблица 2. Средние значения показателей Т-баллов теста СМИЛ у девушек
Шкала опросника |
I группа |
II группа |
P |
||
М |
σ |
М |
σ |
||
лжи (L) |
45,09 |
13,92 |
47,28 |
8,40 |
0,618 |
достоверности (F) |
45,61 |
14,16 |
53,05 |
16,80 |
0,160 |
коррекции (К) |
48,47 |
16,67 |
51,14 |
13,44 |
0,566 |
невротического сверхконтроля (1) |
54,06 |
11,59 |
51,07 |
14,90 |
0,513 |
пессимистичности (2) |
54,57 |
8,47 |
60,36 |
6,74 |
0,036 |
эмоциональной лабильности (3) |
63,58 |
14,08 |
54,34 |
18,09 |
0,091 |
импульсивности (4) |
59,71 |
7,16 |
61,38 |
13,37 |
0,497 |
женственности-мужественности (5) |
49,23 |
6,85 |
52,33 |
8,46 |
0,195 |
ригидности (6) |
63,16 |
8,70 |
57,35 |
7,18 |
0,054 |
тревожности (7) |
56,75 |
21,04 |
59,75 |
11,53 |
0,687 |
индивидуалистичности (8) |
62,89 |
18,43 |
60,83 |
14,52 |
0,514 |
оптимизма и активности (9) |
63,34 |
15,09 |
59,12 |
8,60 |
0,247 |
социальной интроверсии (0) |
51,08 |
7,32 |
57,88 |
7,34 |
0,005 |
Лица с ведущей 3-й шкалой отличаются преобладанием художественного типа восприятия, известной демонстративностью, яркостью эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживаний, неустойчивостью самооценки, на которую значительное влияние оказывает значимое окружение, убежденностью в идентичности своего "Я" декларируемым идеалам, незрелостью установок и суждений. Отмечается выраженная способность к легкой вживаемости в различные социальные роли. Личностям данного типа необходима возможность самодемонстрации. Повышенная эмотивность, выраженная склонность к перевоплощению, потребность в сопричастности к общему настроению окружающих создает благоприятную почву для самоопределения в сфере артистической деятельности. У девушек второй группы незначительно преобладающей оказалась шкала импульсивности (4). Были выявлены статистические значимые отличия для некоторых показателей. Так, баллы по шкалам пессимистичности и социальной интроверсии у девушек второй группы были выше на 9,5% и 11,7% соответственно, в по шкале ригидности - ниже на 9,1% по сравнению с опрошенными первой группы. Показатели шкалы женственности-мужественности (5) отражают женственный стиль полоролевого поведения. Обобщая изученный материал, можно отметить, что все показатели СМИЛ юношей и девушек находились в пределах нормы.
Одновременно с личностными особенностями были изучены некоторые аспекты кратковременных психических состояний студентов. Юноши первой группы продемонстрировали умеренное состояние по шкалам «Самочувствие» и «Настроение» и неблагоприятное состояние по шкале «Активность». У студентов второй группы баллы по шкалам «Настроение» и «Интегральный показатель» были достоверно ниже на 20,7% и 11,6% соответственно по сравнению с первой группой. Во второй группе выявлено неблагоприятное состояние по шкалам «Активность» и «Настроение».
Таблица 3. Средние значения показателей теста САН у юношей
Шкала опросника |
I группа |
II группа |
P |
||
М |
σ |
М |
σ |
||
Самочувствие |
4,63 |
0,95 |
4,35 |
0,78 |
0,246 |
Активность |
3,16 |
0,72 |
2,98 |
0,33 |
0,750 |
Настроение |
4,91 |
0,54 |
3,89 |
1,15 |
0,003 |
Интегральный показатель |
4,23 |
0,55 |
3,74 |
0,47 |
0,009 |
У девушек интегральный показатель в обеих группах выявил умеренное состояние обследуемых (табл. 4). Студентки первой группы продемонстрировали неблагоприятное состояние по шкале «Настроение», баллы по данной шкале оказались на 21% меньше, чем у девушек второй группы.
Таблица 4. Средние значения показателей теста САН у девушек
Шкала опросника |
I группа |
II группа |
P |
||
М |
σ |
М |
σ |
||
Самочувствие |
4,95 |
0,77 |
4,11 |
0,74 |
0,549 |
Активность |
4,97 |
0,84 |
3,72 |
0,76 |
0,317 |
Настроение |
3,34 |
0,70 |
4,23 |
0,83 |
P<0,001 |
Интегральный показатель |
4,09 |
0,53 |
4,02 |
0,35 |
0,113 |
Необходимо отметить, что тест САН ориентирован на диагностику кратковременных психических состояний. Достаточно низкие баллы у юношей и девушек по отдельным шкалам вероятно связаны с предсессионным периодом, во время которого проводился опрос.
С помощью комплексной методики оценки психического состояния ТФАР была проведена самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности. Исследования в данном направлении считаются актуальными многими авторами. Так, В.Г. Григорян в своих работах изучает взаимосвязь тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности с уровнем самооценки [1]. Третьяков С.В. с соавторами освещает вопросы взаимосвязи тревожности и соматических заболеваний, отмечая, что тревога вызывает снижение трудоспособности и качества жизни, длительное существование тревоги обусловливает развитие депрессии, вместе с тем тревога может быть одним из проявлений депрессивного состояния [7].
В настоящем исследовании при проведении теста ТФАР среди студентов были получены следующие результаты. У юношей первой группы самооценка фрустрированности оказалась достоверно ниже на 31,6% ниже, а самооценка агрессивности на 31,5% выше по сравнению со второй группой (табл. 5). В обеих группах уровни тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности находились в пределах нормы и расценивались как низкие.
Таблица 5. Средние значения показателей теста ТФАР у юношей
Шкала опросника |
I группа |
II группа |
P |
||
М |
σ |
М |
σ |
||
Самооценка тревожности |
14,63 |
7,41 |
17,78 |
6,36 |
0,222 |
Самооценка фрустрированности |
12,57 |
7,35 |
18,38 |
4,84 |
0,002 |
Самооценка агрессивности |
18,22 |
6,66 |
12,47 |
4,77 |
0,004 |
Самооценка ригидности |
19,10 |
7,65 |
15,63 |
7,59 |
0,122 |
У девушек показатели теста ТФАР интерпретируются как низкие и находятся в пределах нормы. Однако выявлены некоторые отличия между группами (табл. 6). Так, самооценка тревожности у девушек первой группы была на 45,9% выше, а самооценка агрессивности на 39,9% ниже по сравнению со второй группой.
Таблица 6. Средние значения показателей теста ТФАР у девушек
Шкала опросника |
I группа |
II группа |
P |
||
М |
σ |
М |
σ |
||
Самооценка тревожности |
13,66 |
6,94 |
7,38 |
3,85 |
P<0,001 |
Самооценка фрустрированности |
18,14 |
5,63 |
16,71 |
4,45 |
0,708 |
Самооценка агрессивности |
8,47 |
3,77 |
14,09 |
3,19 |
P<0,001 |
Самооценка ригидности |
13,42 |
5,51 |
11,66 |
4,41 |
0,294 |
На следующем этапе работы был проведен корреляционный анализ исследуемых психологических показателей. У юношей первой группы были выявлены статистические значимые взаимосвязи (p<0,05) между количеством баллов по шкале пессимистичности СМИЛ и баллами по шкале «Самочувствие» САН (r=0,553), между количеством баллов по шкале импульсивности СМИЛ и баллами по шкале «Агрессивность» ТФАР (r=0,476). Кроме того, выявлена взаимосвязь между шкалой индивидуалистичности опросника СМИЛ и шкалой агрессивности ТФАР (r=-0,526). У юношей второй группы количество баллов по шкале оптимистичности СМИЛ коррелировала с баллами шкалы «Самочувствие» САН (r=0,484). Кроме того выявлена обратная зависимость между шкалой пессимистичности СМИЛ и шкалой «Активность» САН (r=-0,612)
В первой группе девушек обнаружена взаимосвязь шкалы тревожности СМИЛ и шкалы фрустированности ТФАР (r=0,470), а также шкалы интроверсии СМИЛ и шкалы ригидности ТФАР (r=-0.455)
Заключение
Таким образом, в проведенном исследовании освещены некоторые аспекты диагностики личностных характеристик и показателей кратковременных психических состояний студентов различных социальных групп. Выявлено неблагоприятное состояние по шкале «Активность» у юношей обеих групп и девушек второй группы, а также неблагоприятное состояние по шкале «Настроение» у девушек первой группы. Определены некоторые особенности обобщенных профилей личности студентов. Исследование выполнено в рамках Госзадания № 262 по проекту «Особенности психофизиологической адаптации студентов в процессе реализации фенотипа в различных социальных условиях».
Рецензенты:
Лебедев С.В., д.б.н., заведующий лабораторией Института биоэлементологии Оренбургского государственного университета, г. Оренбург;
Мирошников С.А., д.б.н., профессор, исполнительный директор Института биоэлементологии Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Нотова С.В., Алиджанова И.Э., Кияева Е.В., Бибарцева Е.В., Акимов С.С. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И КРАТКОВРЕМЕННЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23557 (дата обращения: 13.11.2024).