Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И КРАТКОВРЕМЕННЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Нотова С.В. 1 Алиджанова И.Э. 1 Кияева Е.В. 1 Бибарцева Е.В. 1 Акимов С.С. 1
1 Оренбергский государственный университет
В работе изучены личностные особенности и кратковременные психические состояния студентов различных социальных групп. В исследовании приняли участие студенты 1-2 курсов, средний возраст респондентов составил 18,4 года. Результаты исследования личностных особенностей студентов позволили построить обобщенные психологические профили для разных групп испытуемых. Выявлены некоторые отличия между группами для баллов ведущих шкал опросника, однако все полученные данные находились в пределах нормы. При оценке параметров кратковременных психических состояний определено неблагоприятное состояние по шкале «Активность» у юношей обеих групп. У девушек обнаружено неблагоприятное состояние по шкалам «Активность» и «Настроение». Тест самооценки личностной тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности не выявил нарушений ни в одной из исследуемых групп студентов.
кратковременные психические состояния
личностные особенности
адаптация
студенты
1. Григорян В. Г., Степанян А. Ю. Исследование взаимосвязи самооценки с негативными чертами личности //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – №. 1. – С. 162-166.
2. Гринберг Д.С. Управление стрессом 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 496 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
3. Куксо П. А., Куксо О. Г. Эколого-личностная модель как инструмент для понимания экзаменационного стресса у студентов //ББК 88 А 43. – С. 180 - 182. Материалы V Международной научно-Практической конференции (19 Ноября 2013 г., Краснодар) Актуальные вопросы психологии
4. Маклаков А. Г., Мышкина С. В. Психологические особенности студентов различных национальностей как субъектов учебной деятельности в педагогическом вузе //Вестник Ленинградского государственного университета им. АС Пушкина. – 2012. – Т. 5. – №. 3.
5. Мантрова И. Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. Иваново : Нейрософт, 2008. 210 с.
6. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ.– Спб.: Речь, 2000.– 219 с.
7. Третьяков С. В., Шпагина Л. А., Хабарова Е. А. Психические аспекты у больных хронической урановой интоксикацией в отдаленном периоде //Медицина и образование в Сибири. – Т. 2012. – №. 1.
В процессе обучения в высшем учебном заведении большинство студентов находится в состоянии психоэмоционального напряжения. По мнению многих исследователей, хронический стресс - спутник студенческой жизни [2]. Дети, оставшиеся без попечения родителей, являются особой, высокоуязвимой социальной группой. Процесс эффективной адаптации к условиям ВУЗа для таких детей является одной из важнейших предпосылок к успешной учебной деятельности, а также реализации себя в социуме. Стрессовые факторы, оказывающие влияние на студентов, разнообразны: взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями, социально-бытовые проблемы, недостаточное знание структур и принципов работы университета, желание самореализоваться не только в учебе, но и в творчестве, науке, спорте и общественной жизни. Однако, не смотря на все трудности адаптации к новым условиям, образовательная среда, безусловно, должна обладать развивающим эффектом [3], способствовать формированию гармоничной личности. Организация образовательного процесса требует изучения всех социальных факторов, а также индивидуально-личностных особенностей студентов для обеспечения персонифицированного подхода к обучаемому [4].

Целью исследования явилось изучение некоторых психологических показателей студентов разных социальных групп в процессе адаптации к обучению в вузе.

Материалы и методы

Исследование выполнено в Оренбургском государственном университете. Все обследуемые были разделены на две группы в зависимости от социального статуса. В первую группу вошли студенты-сироты (25 юношей и 27 девушек), во вторую группу - студенты, проживающих в обычных семьях (25 юношей и 28 девушек). Критерием исключения была болезнь студента в период обследования. Средний возраст респондентов составил 18,4 года.

Для выявления личностных особенностей применялся стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) [6]. Многолетний опыт применения методики показал, что она в большей мере раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойства личности, чем диагностирует психопатологию. В связи с реадаптацией методики и расширением сферы ее применения, автором модифицированного варианта Л.Н. Собчик приданы новые названия большинству базисных шкал методики: 1-я шкала - шкала "невротического сверхконтроля", 2-я - "пессимистичности", 3-я - "эмоциональной лабильности", 4-я - "импульсивности", 6-я - "ригидности", 7-я - "тревожности", 8-я - "индивидуалистичности", 9-я - "оптимизма и активности". Не изменились названия двух шкал: 5-й - "шкала женственности-мужественности", 0-й - "шкала социальной интроверсии". В исследовании использовался сокращенный (360 вопросов) вариант опросника.

Для оценки психических состояний применялись методики «Самочувствие, активность, настроение» (САН) и "Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности" (ТФАР). Психические состояния - это целостные, временные и динамические характеристики психической деятельности человека, отражающие особенности протекания психических процессов и оказывающие влияние на своеобразие функционирования интеллектуальной, волевой и прежде всего эмоциональной сферы личности. Методика "САН" относятся к методикам диагностики кратковременных психических состояний, методика «ТФАР» - к комплексным методикам диагностики психических состояний [5].

Диагностический материал методики "САН" составляют 30 пар противоположных по смыслу определений; респондент должен в каждой паре выбрать наиболее подходящее для его состояния определение и оценить степень выраженности данного аспекта состояния по шкале от 0 до 3 баллов. Методика включает 3 шкалы: самочувствие, активность, настроение. По достоверным результатам вычисляется показатель интегрального психического состояния путем нахождения среднего арифметического.

Методика "ТФАР" предназначена для сопоставления показателя личностной тревожности с показателями склонности личности к другим психическим состояниям. Опросник состоит из 40 утверждений и включает четыре шкалы: самооценки личностной тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности; каждая из шкал содержит по 10 утверждений, степень своего согласия с которыми обследуемый должен оценить по четырехбалльной шкале. По результатам теста определяется уровень тревожности (как склонности к переживанию беспокойства и чувства неудачи), фрустрированности (склонности к субъективному чувству непреодолимости жизненных затруднений), агрессивности (склонности к агрессивным реакциям на жизненные затруднения) и ригидности (неспособности к перестройке собственного поведения). Исследования с помощью методик «САН» и «ТФАР» выполнялись на аппаратно-программном комплексе (АПК) «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт», Россия, Иваново). Обработка полученного материала проводилась с помощью общепринятых статистических методов с применением пакета STATISTICA. Статистический анализ включал определение средних значений (М) и стандартных отклонений (σ). Проверка нормальности выборок проводилась с помощью критерия нормальности Колмогорова-Смирнова, для оценки достоверности сходства (различия) средних использовался U-критерий Манна-Уитни. Корреляционный анализ проводился с применением коэффициента корреляции Спирмена.

Результаты и их обсуждение

Результаты проведенного исследования позволили построить обобщенные психологические профили для разных групп испытуемых. В первую очередь следует отметить, что показатели по шкалам лжи, достоверности и коррекции позволяют интерпретировать результаты опросника как достоверные. У юношей первой группы при изучении результатов теста СМИЛ ведущими оказались шкалы индивидуалистичности (8), а также оптимизма и активности (9) (табл. 1). У лиц, с ведущей 8 шкалой преобладает целостный стиль восприятия, способность на основании минимальной информации воссоздавать целостный образ. При хорошем интеллекте личности данного типа отличаются творческой ориентированностью, оригинальностью высказываний и суждении, своеобразием интересов и увлечений. Отмечается определенная избирательность в контактах, известный субъективизм в оценке людей и явлений окружающей жизни, независимость взглядов, склонность к абстракции. Ведущий пик по 9-й шкале отражает активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность обследуемого в себе, позитивную самооценку, склонность к шуткам и проказам, высокую мотивацию достижения, однако ориентированную в большей степени на моторную подвижность и речевую сверхактивность, нежели на конкретные цели. Во второй группе наиболее выраженные пики в профиле были отмечены для шкал импульсивности (4), ригидности (6) и индивидуалистичности (8). Шкала "импульсивность" в качестве ведущей в профиле, расположенном в рамках нормативного разброса, выявляет активную личностную позицию, высокую поисковую активность, в структуре мотивационной направленности - преобладание мотивации достижения, уверенность и быстроту в принятии решений. Шкала ригидности (6) выявляет устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, стеничность установок, активность позиции, усиливающуюся при противодействии внешних сил, практичность, трезвость взглядов на жизнь, стремление к опоре на собственный опыт, синтетический склад ума.

При сравнении баллов усредненного профиля двух групп у студентов второй группы показатели шкал импульсивности, ригидности и социальной интроверсии были достоверно выше на 8,7%, 7,8% и 12,6% соответственно по сравнению с респондентами первой группы. Показатели по шкале женственности-мужественности (5) в обеих группах отражали полоролевое поведение соответствующее общепринятым нормам и характерное для мужчины.

Таблица 1. Средние значения показателей Т-баллов теста СМИЛ у юношей

Шкала опросника

I группа

II группа

P

М

σ

М

σ

лжи (L)

46,21

10,06

45,00

7,82

0,686

достоверности (F)

49,21

11,46

43,63

6,36

0,037

коррекции (К)

44,26

8,33

44,05

8,01

0,953

невротического сверхконтроля (1)

55,31

11,54

54,50

14,34

0,907

пессимистичности (2)

59,40

10,46

55,40

16,15

0,381

эмоциональной лабильности (3)

55,89

8,47

59,14

12,30

0,447

импульсивности (4)

59,31

7,13

64,99

7,55

0,033

женственности-мужественности (5)

50,86

6,28

49,10

7,96

0,465

ригидности (6)

60,99

9,15

66,15

14,48

0,050

тревожности (7)

57,99

14,94

56,26

17,24

0,726

индивидуалистичности (8)

63,53

5,93

65,21

8,42

0,405

оптимизма и активности (9)

64,68

11,61

61,07

12,51

0,144

социальной интроверсии (0)

55,77

7,13

63,82

7,55

0,004

У девушек анализ результатов теста СМИЛ выявил следующие особенности (табл. 2). Ведущими шкалами в усредненном профиле СМИЛ студенток первой группы были шкалы эмоциональной лабильности (3), ригидности (6) и оптимизма и активности (9).

Таблица 2. Средние значения показателей Т-баллов теста СМИЛ у девушек

Шкала опросника

I группа

II группа

P

М

σ

М

σ

лжи (L)

45,09

13,92

47,28

8,40

0,618

достоверности (F)

45,61

14,16

53,05

16,80

0,160

коррекции (К)

48,47

16,67

51,14

13,44

0,566

невротического сверхконтроля (1)

54,06

11,59

51,07

14,90

0,513

пессимистичности (2)

54,57

8,47

60,36

6,74

0,036

эмоциональной лабильности (3)

63,58

14,08

54,34

18,09

0,091

импульсивности (4)

59,71

7,16

61,38

13,37

0,497

женственности-мужественности (5)

49,23

6,85

52,33

8,46

0,195

ригидности (6)

63,16

8,70

57,35

7,18

0,054

тревожности (7)

56,75

21,04

59,75

11,53

0,687

индивидуалистичности (8)

62,89

18,43

60,83

14,52

0,514

оптимизма и активности (9)

63,34

15,09

59,12

8,60

0,247

социальной интроверсии (0)

51,08

7,32

57,88

7,34

0,005

Лица с ведущей 3-й шкалой отличаются преобладанием художественного типа восприятия, известной демонстративностью, яркостью эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживаний, неустойчивостью самооценки, на которую значительное влияние оказывает значимое окружение, убежденностью в идентичности своего "Я" декларируемым идеалам, незрелостью установок и суждений. Отмечается выраженная способность к легкой вживаемости в различные социальные роли. Личностям данного типа необходима возможность самодемонстрации. Повышенная эмотивность, выраженная склонность к перевоплощению, потребность в сопричастности к общему настроению окружающих создает благоприятную почву для самоопределения в сфере артистической деятельности. У девушек второй группы незначительно преобладающей оказалась шкала импульсивности (4). Были выявлены статистические значимые отличия для некоторых показателей. Так, баллы по шкалам пессимистичности и социальной интроверсии у девушек второй группы были выше на 9,5% и 11,7% соответственно, в по шкале ригидности - ниже на 9,1% по сравнению с опрошенными первой группы. Показатели шкалы женственности-мужественности (5) отражают женственный стиль полоролевого поведения. Обобщая изученный материал, можно отметить, что все показатели СМИЛ юношей и девушек находились в пределах нормы.

Одновременно с личностными особенностями были изучены некоторые аспекты кратковременных психических состояний студентов. Юноши первой группы продемонстрировали умеренное состояние по шкалам «Самочувствие» и «Настроение» и неблагоприятное состояние по шкале «Активность». У студентов второй группы баллы по шкалам «Настроение» и «Интегральный показатель» были достоверно ниже на 20,7% и 11,6% соответственно по сравнению с первой группой. Во второй группе выявлено неблагоприятное состояние по шкалам «Активность» и «Настроение».

Таблица 3. Средние значения показателей теста САН у юношей

Шкала опросника

I группа

II группа

P

М

σ

М

σ

Самочувствие

4,63

0,95

4,35

0,78

0,246

Активность

3,16

0,72

2,98

0,33

0,750

Настроение

4,91

0,54

3,89

1,15

0,003

Интегральный показатель

4,23

0,55

3,74

0,47

0,009

У девушек интегральный показатель в обеих группах выявил умеренное состояние обследуемых (табл. 4). Студентки первой группы продемонстрировали неблагоприятное состояние по шкале «Настроение», баллы по данной шкале оказались на 21% меньше, чем у девушек второй группы.

Таблица 4. Средние значения показателей теста САН у девушек

Шкала опросника

I группа

II группа

P

М

σ

М

σ

Самочувствие

4,95

0,77

4,11

0,74

0,549

Активность

4,97

0,84

3,72

0,76

0,317

Настроение

3,34

0,70

4,23

0,83

P<0,001

Интегральный показатель

4,09

0,53

4,02

0,35

0,113

Необходимо отметить, что тест САН ориентирован на диагностику кратковременных психических состояний. Достаточно низкие баллы у юношей и девушек по отдельным шкалам вероятно связаны с предсессионным периодом, во время которого проводился опрос.

С помощью комплексной методики оценки психического состояния ТФАР была проведена самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности. Исследования в данном направлении считаются актуальными многими авторами. Так, В.Г. Григорян в своих работах изучает взаимосвязь тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности с уровнем самооценки [1]. Третьяков С.В. с соавторами освещает вопросы взаимосвязи тревожности и соматических заболеваний, отмечая, что тревога вызывает снижение трудоспособности и качества жизни, длительное существование тревоги обусловливает развитие депрессии, вместе с тем тревога может быть одним из проявлений депрессивного состояния [7].

В настоящем исследовании при проведении теста ТФАР среди студентов были получены следующие результаты. У юношей первой группы самооценка фрустрированности оказалась достоверно ниже на 31,6% ниже, а самооценка агрессивности на 31,5% выше по сравнению со второй группой (табл. 5). В обеих группах уровни тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности находились в пределах нормы и расценивались как низкие.

Таблица 5. Средние значения показателей теста ТФАР у юношей

Шкала опросника

I группа

II группа

P

М

σ

М

σ

Самооценка тревожности

14,63

7,41

17,78

6,36

0,222

Самооценка фрустрированности

12,57

7,35

18,38

4,84

0,002

Самооценка агрессивности

18,22

6,66

12,47

4,77

0,004

Самооценка ригидности

19,10

7,65

15,63

7,59

0,122

У девушек показатели теста ТФАР интерпретируются как низкие и находятся в пределах нормы. Однако выявлены некоторые отличия между группами (табл. 6). Так, самооценка тревожности у девушек первой группы была на 45,9% выше, а самооценка агрессивности на 39,9% ниже по сравнению со второй группой.

Таблица 6. Средние значения показателей теста ТФАР у девушек

Шкала опросника

I группа

II группа

P

М

σ

М

σ

Самооценка тревожности

13,66

6,94

7,38

3,85

P<0,001

Самооценка фрустрированности

18,14

5,63

16,71

4,45

0,708

Самооценка агрессивности

8,47

3,77

14,09

3,19

P<0,001

Самооценка ригидности

13,42

5,51

11,66

4,41

0,294

На следующем этапе работы был проведен корреляционный анализ исследуемых психологических показателей. У юношей первой группы были выявлены статистические значимые взаимосвязи (p<0,05) между количеством баллов по шкале пессимистичности СМИЛ и баллами по шкале «Самочувствие» САН (r=0,553), между количеством баллов по шкале импульсивности СМИЛ и баллами по шкале «Агрессивность» ТФАР (r=0,476). Кроме того, выявлена взаимосвязь между шкалой индивидуалистичности опросника СМИЛ и шкалой агрессивности ТФАР (r=-0,526). У юношей второй группы количество баллов по шкале оптимистичности СМИЛ коррелировала с баллами шкалы «Самочувствие» САН (r=0,484). Кроме того выявлена обратная зависимость между шкалой пессимистичности СМИЛ и шкалой «Активность» САН (r=-0,612)

В первой группе девушек обнаружена взаимосвязь шкалы тревожности СМИЛ и шкалы фрустированности ТФАР (r=0,470), а также шкалы интроверсии СМИЛ и шкалы ригидности ТФАР (r=-0.455)

Заключение

Таким образом, в проведенном исследовании освещены некоторые аспекты диагностики личностных характеристик и показателей кратковременных психических состояний студентов различных социальных групп. Выявлено неблагоприятное состояние по шкале «Активность» у юношей обеих групп и девушек второй группы, а также неблагоприятное состояние по шкале «Настроение» у девушек первой группы. Определены некоторые особенности обобщенных профилей личности студентов. Исследование выполнено в рамках Госзадания № 262 по проекту «Особенности психофизиологической адаптации студентов в процессе реализации фенотипа в различных социальных условиях».

Рецензенты:

Лебедев С.В., д.б.н., заведующий лабораторией Института биоэлементологии Оренбургского государственного университета, г. Оренбург;

Мирошников С.А., д.б.н., профессор, исполнительный директор Института биоэлементологии Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Нотова С.В., Алиджанова И.Э., Кияева Е.В., Бибарцева Е.В., Акимов С.С. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И КРАТКОВРЕМЕННЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23557 (дата обращения: 13.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674