Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АСПЕКТЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Слепухина Г.В. 1 Петушкова О.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
В статье рассматривается взаимодействие субъектов образовательного процесса, которое создает формирующую среду и является условием нравственного развития учащихся. Важным условием, определяющим интенсивность и эффективность взаимодействия учителей и родителей и учащихся, является представление о других субъектах взаимодействия. Использование модифицированной методики Л.Б. Филонова «5 качеств» позволило выявить качества, которые субъекты образовательного процесса приписывают образу друг друга. Родители и учителя являются значимыми взрослыми для учащихся. Однако они не всегда относят к числу значимых качеств друг друга качества, определяющие нравственность поступков, и которые от них ждут старшеклассники. Родители представляют учителей более четко, полно и конкретно. В представлениях учителей о родителях учащихся меньше полноты, но они обладают достаточной конкретностью. У старшеклассников более качественны образы учителей по сравнению с образами родителей.
нравственное развитие
взаимодействие субъектов образовательного процесса
образ субъекта взаимодействия
значимые качества
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 480 с.
2. Коломинский Я.Л., Березин Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
3. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 304 с.
4. Практическая психология образования: Учебное пособие / Под редакцией И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
5. Слепухина Г.В. Нравственное развитие старшеклассников в социально-педагогическом процессе. – М.: Московский социально-психологический институт, 2006. – 188 с.
Введение. Проблема нравственного развития является одной из самых важных, сложных, приобретающих особую актуальность в последние годы. Некоторое время назад вопросы нравственности выпали из поля зрения педагогов и психологов, уступив место, на первый взгляд, более актуальным проблемам негативного развития личности в современных условиях. Нам представляется, что личностные деформации и проблемы нравственного развития личности тесно взаимосвязаны между собой и предполагают комплексное решение.

Нравственное развитие личности происходит в процессе освоения нравственных норм, ценностей, общественных требований и способов поведения. Наибольшее влияние на развитие нравственной сферы оказывают взрослые и сверстники, с которыми старшеклассники непосредственно взаимодействуют. С этой точки зрения в число значимых взрослых попадают родители и учителя. Взаимодействие старшеклассников с родителями характеризуется большой личной значимостью и зависимостью, в то время как взаимодействие с учителем связано с реализацией значимой деятельности (Л.С. Выготский [1], И.А. Дубровина [2], Я.Л. Коломинский [3] и др.).  Совокупное взаимодействие субъектов образовательного процесса способствует созданию формирующей среды и является условием личностного, в том числе и нравственного развития учащихся. Однако взаимодействие субъектов образовательного процесса будет обеспечивать нравственное развитие учащихся в том случае, если в нем будут реализовываться следующие условия:  гибкость родителей и учителей в отношениях со старшеклассниками; равенство психологических позиций участников взаимодействия; открытость всех субъектов взаимодействия; взаимопонимание, являющееся условием совместной деятельности субъектов образовательного процесса; внимание и уважение к другим участникам взаимодействия; психологический контакт, возникающий в результате общности психического состояния участников взаимодействия [5]. Следует учитывать, что при взаимодействии со взрослыми, которые имеют разные, иногда противоречивые, нравственные ценности и установки, развитие личности учащихся неминуемо будет носить противоречивый характер.

Цель исследования. В связи с этим возникает проблема, как организовать взаимодействие старшеклассника, его родителей и учителей в рамках школьного образования с тем, чтобы оно оптимально содействовало нравственному развитию учащихся. Важным условием, определяющим интенсивность и эффективность взаимодействия учителей и родителей и учащихся как субъектов образовательного процесса, является то, каким каждый из них видит другого участника взаимодействия и какими качествами наделяет его образ.

Материал и методы исследования. Для исследования представлений учителей и родителей старшеклассников друг о друге мы использовали модифицированную методику «5 качеств» Л.Б. Филонова. Методика позволяющих выявить особенности инструментальных ценностных ориентаций у таких субъектов школьного взаимодействия как учащиеся, педагоги и родители. Нами изучались эталоны: а) у учеников - родителей и учителей; б) у учителей - учеников и родителей; в) у родителей - учеников и учителей.

Результаты исследования и их обсуждение Сопоставление содержания выявленных эталонов у различных субъектов школьного взаимодействия позволяет выявить рассогласованность в их ценностных ориентациях, препятствующих их полноценному взаимодействию.

 В результате опроса родителей старшеклассников о представлении ими образа учителя выяснилось, что большинство родителей ждут от учителей отзывчивости, способности к сотрудничеству, доброжелательности, то есть умения выслушать, как самих родителей, так и учеников и при необходимости помочь им, либо дать совет. Так же для родителей важно, чтобы учитель проявлял терпение, не позволял себе срывать плохое настроение как на учениках, так и их родителях. Важным качеством учителя родители считают проявление чуткости, любви к детям, умение найти индивидуальный подход к каждому ученику. 60 % родителей отмечают такое качество учителя как справедливость, подразумевая, что учитель не должен разделять класс на любимых и нелюбимых учеников, давая возможность каждому реализовать свои возможности. Поскольку учитель отвечает за учеников, пока те находятся в школе и за те знания, которые он им дает, половина родителей считают, что он должен быть ответственным, обладать хорошими организаторскими способностями и требовательностью. Около 30% опрошенных родителей считают, что учителя должны быть аккуратными, следить за своей внешностью, быть порядочными людьми, которые служили бы примером для своих учеников. Незначимыми качествами учителей, по мнению большинства родителей, являются общительность, квалифицированность, эрудированность, внимательность, умение заинтересовать учащихся.

От родителей своих учеников учителя ждут отзывчивости, желания сотрудничать, помощи в решении проблем, возникающих в процессе обучения, инициативы и активности родителей. 63% учителей отмечают, что успешность в учебе напрямую связана с требовательностью родителей к своим детям. В то же время только 33,5% учителей считают, что родители должны быть ответственными за своих детей и проявлять интерес к успеваемости последних. Примерно половина опрошенных учителей считают, что родители должны учтиво относиться к учителям и иметь определенный материальный достаток, чтобы должным образом обеспечить своих детей необходимыми школьными принадлежностями, а, при необходимости, помочь школе. Интересно, что менее значимыми качествами родителей (отметили менее 20% учителей) оказались вежливость, выдержанность, доброжелательность и организованность. Тогда как именно эти качества являются определяющими в характере межличностного взаимодействия, свидетельствуют о нравственном развитии самих родителей.

Подавляющее большинство, а именно 70 % старшеклассников отмечают, что, в первую очередь, учитель должен быть добрым и отзывчивым, то есть умеющим найти подход к детям, понять и поддержать их в нужный момент. На второе место по значимости больше половины опрошенных старшеклассники ставят такие качества учителя как ум, требовательность и уравновешенность. При этом многие отмечают, что требовательность учителей не должна доходить до крайностей. Далее учащиеся указывают общительность, квалифицированность и жизнерадостность. Это подтверждает то, что старшеклассники более критично относятся к своим учителям и требуют от них профессионализма, умения находить общий язык с учениками, умения общаться, умения не переносить свое плохое настроение на учащихся. 20 % опрошенных юношей и девушек хотят видеть в учителе справедливого и честного, порядочного человека, с которого можно было бы взять пример. Немаловажную роль для старшеклассников играет также умение учителя понятно, доступно для каждого ученика, объяснить учебный материал. Кроме этого, 12 % учащихся отмечают, что идеальный учитель должен иметь чувство юмора, поскольку иногда удачная шутка учителя позволяет разрядить обстановку на уроке. Только незначительное количество старшеклассников выделяют такие качества учителя как терпение, ответственность, эрудированность и уважение к ученикам.

От родителей большинство старшеклассников, в первую очередь, ждут доброты и понимания. На втором месте по значимости старшеклассники ставят материальную обеспеченность семьи и щедрость родителей по отношению к своим детям. Около 30 % старшеклассников ждут от родителей справедливости и мудрости. Далее старшеклассники отмечают, что родители должны любить своих детей, заботиться о них, дарить им ласку и нежность. В своих родителях, так же как и в учителях, старшеклассники ценят общительность, разумную строгость, порядочность, ответственность и чувство юмора. Незначительное количество учеников недовольны тем, что их родители несовременны.

При выделении родителями 5-ти наиболее значимых качеств у детей-старшеклассников, были получены результаты, свидетельствующие, что их наиболее значимыми качествами являются доброжелательность и отзывчивость по отношению к людям, уважение к старшим. Около 60 % всех опрошенных хотят видеть в своих детях хороших помощников, и отмечают такие качества как трудолюбие и прилежание. Для родителей достаточно важно, чтобы их дети были нежными, ласковыми и проявляли заботу о своих близких. Более половины всех родителей хотели бы, чтобы их дети никогда не лгали, поэтому они выделяют такие качества как честность, искренность. Не менее важно для родителей стремление видеть своих детей достаточно общительными, умеющими строить отношения с окружающими их людьми.

Менее значимыми качествами своих детей родители считают целеустремленность, внимательность и ответственность. Лишь 20 % родителей полагают, что в этом возрасте дети должны обладать некоторой самостоятельностью. Наконец, незначительное количество родителей отмечают такие качества как вежливость и скромность.

Самыми важными качествами учащихся, по мнению учителей, являются уважение к людям и, в первую очередь, к учителю и дисциплинированность. На втором месте по значимости они ставят честность и порядочность учеников. Не менее значимо такое качество как внимательность, наличие которого, в большей степени, определяет степень усвоения учебного материала. Далее учителя выделяют добросовестное отношение учеников к процессу учения, и проявление доброжелательности к людям. Более половины всех опрошенных учителей считают, что ученики должны быть сообразительными. Около 40 % учителей утверждают, что старшеклассники должны нести ответственность за свои поступки и уметь самостоятельно принимать решения. Только 16 % учителей считают, что учащийся должен быть всегда готов прийти на помощь, откликнуться на просьбу. Наконец, незначительное количество учителей назвали умение сострадать, рассудительность и наличие определенных способностей неотъемлемыми качествами идеального ученика.

Количество качеств, которое могли употребить учащиеся, родители и учителя для описания друг друга как партнеров по школьному взаимодействию, не было ограничено, поэтому оно может служить мерой представленности образа партнера в сознании субъекта оценки.

Мера представленности образа партнера в сознании субъекта оценки

Субъекты и объекты оценки

Количество

Средний %

Старшеклассники об идеальном учителе

15

31,3

Старшеклассники об идеальном родителе

12

28,2

Родители об идеальном ребенке

15

46,4

Родители об идеальном учителе

16

44,2

Учителя об идеальном ученике

15

44,0

Учителя об идеальном родителе

12

44,4

Чем больше количество описывающих качеств и чем больше средний процент распределения выборов по этим качествам, тем больше осознанность (четкость, полнота, конкретность) идеального образа партнера. Полученные нами результаты показали, что родители представляют учителей более четко, полно и конкретно (16 качеств). В представлениях учителей о родителях учеников меньше полноты, но они достаточно конкретны (12 качеств). Наименее качественны оказались  образы других субъектов взаимодействия, которые сформированы у  старшеклассников. Причем менее качественны  образы родителей, по сравнению с образами учителей, что может быть объяснено недостаточным развитием рефлексии как внутреннего плана взаимодействия. Это дает нам возможность сделать вывод, что старшеклассники, решая задачи общения со значимыми взрослыми, склонны больше опираться на самоотношение и самооценку, чем на ожидания взрослых и, соответственно, проявлять меньшую эмпатию и толерантность в общении.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют, что не всегда родители и учителя относят к числу значимых качеств друг друга качества, определяющие нравственность их поступков. Тогда как старшеклассники, по результатам их опроса, в первую очередь  ждут от родителей и учителей понимания, чуткости, доброты, уважения и отзывчивости.

К особенностям нравственного развития старшеклассников можно отнести также то, что оно происходит в специфической ситуации взаимоотношений родителей и учителей, связанной с коренными изменениями, произошедшими за последние несколько лет в стране. Ориентация на существующие в настоящее время в обществе критерии социальной успешности влияет на то, что педагогическая деятельность зачастую рассматривается как показатель неуспешности. А это приводит к тому, что учителя не рассматриваются родителями как значимые субъекты влияния. Ситуация усугубляется тем, что к образовательному учреждению сформировалось отношение как к организации, которая оказывает услуги. Родители, чаще всего, занимают по отношению к школе и к учителю пассивную позицию, дистанцируясь от взаимодействия с учителями не только в учебной деятельности, но и при решении воспитательных задач, либо это отношение характеризует различная степень непонимания, противоречивости, противостояния и даже противодействия двух сторон: скрытые и явные конфликты, жалобы в более высокие инстанции [4].

Это позволяет говорить, что в настоящее время родители и учителя не готовы принять, что нравственное развитие старшеклассников, также как и другие аспекты личностного развития находятся в тесной зависимости от характера их взаимодействия между собой и с учащимися. Это обуславливается тем, что, снизив качество массового среднего образования и уйдя на какое-то время от идеологии, школа значительно потеряла авторитет как воспитательное учреждение. На наш взгляд, одним из направлений развития взаимодействия родителей и учителей может выступить организация такой профессиональной подготовки учителя, которая обеспечит высокий уровень общекультурной и профессиональной компетентности, способность к функциональной адапта­ции в сфере взаимодействия и взаимопонимания с родителями учащихся, готовность самостоятельно проектировать и реализовывать программу такого взаимодействия.

Рецензенты:

Недосекина А.Г., д.п.н., профессор,  зав. кафедрой педагогики и психологии ГБОУ ВПО ЧО «МаГК (академия) имени М.И. Глинки», г. Магнитогорск.

Саламатов А.А., д.п.н., профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Слепухина Г.В., Петушкова О.Г. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АСПЕКТЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23772 (дата обращения: 15.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674