Развитие информационного и образовательного пространства делает актуальным изучение процесса формирования информационной мобильности студента вуза, под которой мы понимаем интегративное качество личности, проявляющееся в готовности студентов к восприятию и активному использованию новой информации, быстрой адаптации к программным и информационным средам на основе имеющегося опыта. В качестве структурных компонентов информационной мобильности мы выделяем когнитивный, операционный и ценностный компоненты.
Когнитивный компонент информационной мобильности представляет собой систему знаний, необходимых для решения учебных и профессиональных задач. Данный компонент определяется характером познавательной деятельности студентов, природой и средствами их научного познания и творческой самореализации и является той базой, на основе которой студенты вырабатывают свой адаптационный потенциал - способность приспосабливаться к новым условиям, новым информационным и программным средам.
Операционный компонент информационной мобильности включает в себя совокупность приемов, способов и методов деятельности студентов, которые проявляются в соответствующих умениях работы с информацией, коммуникативных и исследовательских навыках. Данный компонент базируется на совокупности поисковых, аналитических, исследовательских и проективных умений работы с информацией, характеризует способность к активному взаимодействию с другими людьми и оперативному включению в новые виды деятельности.
Ценностный компонент информационной мобильности студентов вуза характеризует их стремление к получению новой информации (знаний) для дальнейшего использования в учебной или профессиональной деятельности, отношение к информации и информационным технологиям, к процессу познания и своей профессии в условиях информатизации. Ценностный компонент определяет уровень мотивационных побуждений студентов, оказывающий влияние на выбор ценностных ориентаций в новой информационной среде.
Процесс формирования информационной мобильности студентов вуза - это сложный, непрерывный и многогранный процесс, эффективность которого зависит от множества факторов. В реальной практике университетского образования рассматриваемые факторы можно объединить в две группы: внешние и внутренние. К внешним условиям формирования информационной мобильности студентов вуза мы относим социальную среду и уровень развития информационных технологий в вузе, а также такие особенности университетского образования, как цели, методы, средства и содержание обучения, его компетентностную направленность. Внутренние условия, способствующие формированию информационной мобильности, характеризуются ценностным отношением студента к процессу познания, информации и информационным технологиям; это также его личностные качества и способности, от которых зависит успешность адаптации к меняющимся условиям окружающей среды, а также те знания и информация, которыми обладает студент [3].
Учитывая рассматриваемые нами структурные компоненты информационной мобильности студентов вуза и факторы, влияющие на ее развитие, мы считаем, что процесс формирования информационной мобильности будет эффективным, если:
1) актуализируется значимость информационных технологий в образовательном процессе вуза;
2) в образовательный процесс внедрены комплексные компетентностно-ориентированные задания;
3) характер деятельности студента изменяется от репродуктивного к креативному.
Реализация первого педагогического условия формирования информационной мобильности студентов университета предполагала внедрение информационно-образовательных технологий на всех этапах процесса изучения дисциплины «Информатика». Такой подход позволяет студентам с первого курса осознавать значимость информационных технологий - как в учебной, так и в будущей профессиональной деятельности, а также формирует умения воспринимать и осмысливать новые знания, виды и формы деятельности, новые приемы самоорганизации и развития.
Для реализации второго из рассматриваемых педагогических условий мы считаем целесообразным конкретизировать ценностный компонент информационной мобильности усилением когнитивного и операционного с помощью комплектных компетентностно-ориентированных заданий, целями которых являются установление связи между знанием и реальной стандартной или нестандартной ситуацией, выбор наиболее оптимального способа решения и построение алгоритма его реализации. Комплексный характер заданий направлен на привлечение знаний из нескольких разделов дисциплины «Информатика», включающий в себя следующие действия: информационный поиск, оценка степени полезности информации, адаптация найденной информации согласно поставленным задачам, выбор оптимального средства обработки информации, обработка найденной информации, представление информации.
Для формирования информационной мобильности, на наш взгляд, важно вооружить студента умениями не только быстро адаптироваться к новой информации, новым условиям, но и предвосхищать, предвидеть, улавливать новые тенденции развития информационного общества. Постоянное движение, направленное на развитие и саморазвитие, необходимость меняться согласно новым реалиям современного общества, предвидеть необходимые перемены должны стать и объективной, и привычной деятельностью информационно мобильного человека. «Образование должно сместиться в будущее время», - об этом писал еще Э. Тоффлер в работе «Шок будущего». По мнению автора, человеку всегда легче адаптироваться к новым условиям, если он знает, к чему нужно быть готовым; на это нацелены специальные тренажеры для подготовки автомобилистов, пилотов, космонавтов. Аналогично этому человеку будет легче справиться со всем новым, если он будет более чутким к возможностям и вероятностям завтрашнего дня. Способность опережать события гораздо важнее самой упреждающей информации: шахматист, предвидящий ходы своего соперника, руководитель, прогнозирующий долгосрочные проекты, - все они более мобильны, им всегда легче приспособиться к будущему, потому что они думают о нем и планируют его [6].
Основываясь на этом, для реализации третьего педагогического условия, направленного на изменение характера деятельности студентов от репродуктивного к креативному, мы считаем, наиболее удачно подходит методика форсайт-проекта. Слово «форсайт» (от англ. Foresight) буквально означает «взгляд в будущее»; это процесс постоянно уточняющегося видения будущего, учитывающий активность вовлеченных в область его формирования участников. Форсайт представляет собой рассмотрение возможных путей развития и становление на основе этого долгосрочных приоритетов в разных отраслях, в том числе и в системе высшего профессионального образования. Форсайт-проекты позволяют оценивать возможные сценарии развития и потенциальные горизонты отдельных направлений науки, сфер производства, развития технологий. Форсайт не является прогнозированием в смысле угадывания будущего, поскольку прогнозирование сосредоточено на конкретных предположениях о том, каким станет будущее в определенный момент, основываясь на тенденциях, существующих на сегодняшний день. Форсайт - это процесс, связанный скорее с созданием этого будущего, поскольку содержит элементы активного влияния на него и направлен на постоянное уточнение видения будущего с учетом активности заинтересованных участников. В отличие от прогнозирования форсайт позволяет предвидеть и возможный ущерб, поскольку при форсайте рассматривается процесс со всеми его изменениями, учитываются возможности вытеснения существующих технологий, образования новых технологий на основе различных комбинаций, взаимодействия и взаимозамены технологий [5].
Первоначально метод форсайта применялся в научно-технической отрасли, сейчас он используется как инструмент, позволяющий учитывать изменения во всевозможных сферах. Е.Л. Крутий рассматривает технологию форсайта как метод интерактивного взаимодействия в обучении, который обеспечивает возможность развития у студентов способности решать будущие профессиональные задачи. Автором вводится понятие форсайт-игры как квазипрофессиональной деятельности студентов, проектной мастерской, в которой объединяются студенты разных специальностей и авторитетные эксперты (аспиранты, преподаватели, практики). В основу имитационной модели форсайт-игры «Я - начинающий заместитель директора школы», предложенной будущим учителям начальных классов, положен механизм согласования интересов отдельных групп участников с использованием приема сценирования, который предполагает разработку нескольких возможных картин будущего, реализуемых при выполнении определенных условий. Такая методика, по мнению автора, позволяет вырабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным, а также способствует активности в обучении, развитию творческих способностей, умений переносить компетенции из теоретической области в практическую [2].
Для реализации третьего педагогического условия формирования информационной мобильности студентов вуза в качестве креативной, творческой деятельности на занятиях информатики мы предлагаем использовать технологию форсайта, позволяющую получить студентам навыки прогнозирования, предвидения будущего, которые помогут им в успешной адаптации к новым условиям. Творческая работа заключается в создании форсайт-проекта как самопрезентации себя - будущего профессионала определенной области. Направление такого проекта студентами выбиралось самостоятельно, исходя из личных предпочтений. Например, бакалавры инженерно-технического профиля, обучающиеся по направлению подготовки «Строительство», предлагали такие проекты, как: «Я - будущий руководитель строительной фирмы», «Я - инженер-проектировщик ведущей строительной организации» и др. Методика самопрезентации позволяет студенту проявить себя во всем многообразии индивидуальных представлений о себе как о личности и будущем профессионале. Выбор данного проекта связан, с одной стороны, с необходимостью формирования в образовательном процессе ценностей профессиональной деятельности, поскольку молодой специалист всегда находится в ситуации нравственной и мировоззренческой оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений по их реализации [1]. С другой стороны, он позволяет студенту оценить перспективы развития его будущей профессиональной сферы, предвидеть возможные направления и тенденции развития и найти на основе самоанализа личностных качеств свое место в профессии.
Разработка и создание форсайт-проекта осуществлялись в три этапа. На первом этапе студенты-строители изучали тенденции развития информационных технологий в строительной сфере в России и за рубежом, анализировали деятельность наиболее успешных действующих строительных компаний разного уровня, детально изучали деятельность специалистов той сферы, в которой предполагали работать. Для этого проводился опрос преподавателей-предметников, изучалась информация в сети Интернет, в частности сайты строительных компаний, профессионально-ориентированные информационные порталы, форумы, конференции. На втором этапе студенты на основе имеющейся информации составляли проект самопроезентации и реализовывали его с помощью программ создания презентаций (Power Point, Prezi.com и др.) или программ создания web-сайтов (Front Page, Dreamweaver и др.). На последнем этапе студенты представляли выполненную работу, смотрели работы своих одногруппников. Обсуждение работ проходило по правилам «дискуссионного круглого стола», где оценивались актуальность каждого проекта, наличие ресурсов и потенциальных барьеров к его осуществлению, возможности его реализации, реалистичность и целесообразность проекта. Форсайт-проект самопрезентации осуществлялся как в индивидуальной, так и в групповой форме, по желанию участников. Групповые форсайт-проекты представляли различные виды деятельности специалистов одной организации и, как показывает опыт, были наиболее интересными и зрелищными.
Работа над образовательным форсайт-проектом явилась новым видом деятельности для студентов и была направлена на упрочнение их ценностных позиций по отношению к будущей профессии, информационным технологиям как средству эффективной профессиональной деятельности, информации как объекту познания и саморазвития. Студенты не просто фантазировали о том, как будут работать, а изучили специфику работы специалистов их профессиональной области, возможности ее изменения в ближайшем будущем, связанные с развитием и внедрением современных профессионально-ориентированных технологий. Приведем некоторые отзывы студентов о данной работе.
«Творческая работа по созданию форсайт-проекта позволила мне не просто задуматься о моей будущей профессии, а ощутить себя в ней, понять, чего я хочу и жду от нее». (Юрий С.)
«Это был необычный и новый для меня вид деятельности, работа увлекла меня, и в то же время я узнала много интересного и полезного про мою будущую профессию и современные технологии. Думаю, это мне в будущем очень поможет». (Анна Г.)
Таким образом, описанные возможности самопроезентации будущего профессионала в процессе обучения в вузе, реализованные как форсайт-проект, позволяют студентам получить новую практику применения учебной и научной информации в осуществлении будущей профессиональной деятельности, овладеть некоторым профессиональным опытом, задуматься о своем месте в профессии, быть готовым к ней. Ведь, как сказал Э. Тоффлер: «Когда миллионы разделят страсть к будущему, у нас будет общество, гораздо лучше подготовленное к ударам перемен» [6].
Рецензенты:Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург;
Ольховая Т.А., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Манаева Н.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРСАЙТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23089 (дата обращения: 13.11.2024).