Искомая проблема весьма многогранно представлена в научных работах, объектом исследования которых является образовательный процесс в высшей школе. Основные направления научного поиска сводятся к раскрытию сущности и структуры познавательной самостоятельности, взаимосвязи с активностью, самостоятельностью, познавательной деятельностью; выявлению педагогических условий формирования и развития данного качества личности применительно к различным учебным дисциплинам и формам обучения; определению содержания, методики и организации самостоятельных работ; экспериментальной проверке влияния различных технологий на развитие познавательной самостоятельности студентов в образовательной практике; изучению вопросов самообразования.
Исследователи (С.Н. Вахрушева, Т.И. Веберг, Н.И. Гелашвили, В.А. Казаков, А.П. Огаркова, Д.Л. Опрощенко, А.В. Третьякова, С.Е. Ярцева) отмечают, что процесс обучения, направленный на развитие самостоятельности обучающихся в познании, должен специальным образом организовываться, педагогически регулироваться и управляться. Организация этого процесса немыслима без систематического руководства им, кардинального методического совершенствования всех звеньев вузовского обучения и умелой реализации его дидактических принципов. В качестве дидактических условий, т.е. процессов и отношений, дающих возможность преподавателю квалифицированно управлять становлением, развитием, совершенствованием и функционированием познавательной самостоятельности, исследователи рассматривают непрерывное развитие мотивации познавательной деятельности через принятие личностного смысла изучаемого материала и опору на субъектный опыт студентов; активизацию учебной деятельности на основе сознательности, активности и самостоятельности в обучении; знание преподавателем структуры познавательной самостоятельности и умелое руководство формированием ее компонентов в ходе учебного процесса; осуществление индивидуального подхода к обучающимся в учебном процессе; создание благоприятной атмосферы учебной деятельности и соответствующих отношений; осуществление субъект-субъектного взаимодействия на основе поэтапного выполнения следующих действий: осознание студентами цели деятельности, принятие учебной задачи и придание ей личностного смысла, самоорганизация в распределении учебных действий, самоконтроль в процессе выполнения заданий.
Рассмотрение вопросов активизации познавательной самостоятельности студентов позволило исследователям (Н.А. Шаламовой, С.И. Лобанову) выявить дидактические условия эффективности процесса активизации, в частности предполагающие изменение смысла изучаемого предмета от внешне заданного на личностно принятый, и трансформирующие процесс овладения знаниями и видами деятельности в процесс самореализации личности.
Самостоятельному приобретению знаний в процессе познания способствуют, по заключению авторов диссертационных работ: технология индивидуального обучения (Л.В. Иванова, Л.Н. Толстова), проблемного (И.К. Кондаурова) и проблемно-деятельностного обучения (М.А. Туркина); влияние дифференциации обучения (Р.Р. Бикмурзина), компьютерных технологий и информационно-обучающей среды (Л.С. Коновалец, Ю.М. Насонова), использование игровых технологий (И.А. Гурина). Данная проблема решается авторами применительно к разным видам учебных занятий по различным специальностям и направлениям подготовки в высшей школе, но объединяющим результатом является обоснование необходимости и возможности целенаправленного развития познавательной самостоятельности студентов как личностного образования посредством использования личностно-ориентированных технологий в обучении, которые в отечественной образовательной практике все чаще интегрируются и в целом направлены на осознанное освоение предметного содержания; использование усвоенных знаний и способов деятельности в качестве средства самопознания, самоорганизации и самореализации; развитие познавательной самостоятельности как качества личности, способной регулировать познавательные процессы.
Анализ возможностей технологий личностно-ориентированного обучения на процесс развития познавательной самостоятельности студентов позволяет сделать выводы, что на базе личностного подхода:
1) различное соотношение, варьирование разных форм и видов самостоятельной работы позволяет интенсифицировать процесс учения, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения в зависимости от конкретной учебной ситуации на учебном занятии, дидактической цели и предметного содержания;
2) методы, приемы и технологии открывают новые возможности, обеспечивающие раскрытие индивидуальных способностей, становление личностно значимых способов познания действительности;
3) значительно расширяется сфера самопознания обучающегося, обогащается система средств, направленная на развитие внутренних ресурсов личности, ее познавательной самостоятельности, творческой активности;
4) эффективность формирования и развития познавательной самостоятельности обеспечивается оптимальным сочетанием организационных форм учебной работы, четкой организацией самостоятельной и учебно-исследовательской работы студентов.
Определяя познавательную самостоятельность как важнейшее условие личностно-ориентированного обучения, исследователи (Н.В. Черноусова и др.) заключают, что развитие самостоятельности личности - это длительный процесс формирования и совершенствования отдельных сторон личности и деятельности обучаемого. Заслуживает внимания новый подход к познавательной самостоятельности как к профессионально значимому качеству, что привело к появлению понятия «профессиональная познавательная самостоятельность», которое отражает характер участия студентов в познавательной деятельности, направленной на освоение конкретной профессии.
Научить человека всему, что понадобится в жизни, нельзя. Но можно и необходимо научить его самостоятельно добывать знания, уметь применять их на практике, что увеличивает удельный вес самостоятельной работы и соответствует требованию сегодняшнего дня «Образование через всю жизнь». Основные виды самостоятельной работы студентов профессионального образования чаще сводятся к наблюдению, эксперименту, учебным задачам и упражнениям, лабораторным опытам, составлению обобщающих схем, таблиц, работе с учебником, журнальными статьями, дополнительной справочной литературой, электронными информационными ресурсами и т.д. Интенсивному развитию познавательной самостоятельности студентов способствует самостоятельная работа, организованная в разных формах (индивидуальной, парной, групповой, фронтальной).
Демонстрация разнообразных технологий, методик, стилей и моделей самостоятельной работы в педагогической практике высшей школы, а также подходов к становлению студента как личности и специалиста находит отражение в материалах научно-практических конференций различных уровней, сборниках трудов, журнальных публикациях, методических руководствах и т.д. Так, в материалах VI Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» показан опыт организации самостоятельной работы студентов, которые, изучая дисциплину «История науки и техники в транспортном строительстве», самостоятельно изучают учебный материал, готовят доклады и рефераты на базе материалов периодической печати и электронных информационных ресурсов. При этом они используют элементы научно-исследовательской работы: показывают актуальность выбранной темы, ставят цели и конкретные задачи исследования, определяют общее направление метода предпринятого изыскания и обсуждают его результаты на студенческих конференциях, что не только нацеливает на научный поиск, но и предполагает творческий подход к решению профессиональных задач. Лучшим средством стимулирования самостоятельной деятельности, по мнению педагогов, служит проблемное обучение, которое, например, в лабораторном практикуме по материаловедению выглядит как набор задач по анализу структуры металла, выяснению причин разрушения деталей и, наконец, по обоснованному выбору материала для конкретных изделий, работающих в конкретных условиях. В этом случае научно-исследовательская работа студентов удачно сочетается с развитием навыков самостоятельного мышления. Задача научить студентов самостоятельно выполнять задания, постоянно обновлять свои знания, творчески мыслить в большей степени встает в заочной форме обучения. Ориентирующим началом решения этой задачи группа преподавателей кафедры физики считает установочные лекции с рекомендациями по изучению отдельных разделов курса и выполнению контрольных работ. Дальнейший настрой студенты получают на лабораторных занятиях, где обучаются пользоваться учебной, справочной, методической литературой, что способствует формированию приемов познавательной деятельности, развитию познавательной самостоятельности [3].
Многолетний стаж работы авторов данной статьи является надежным свидетельством влияния компьютерных технологий, компьютерного моделирования на развитие самостоятельности обучающихся в познании. Использование студентами профиля «Электроснабжение» на лабораторных занятиях специальных пакетов программ визуального проектирования, например Еlectronics Workbench (Электронные инструментальные средства), позволяет студентам на экране компьютера без паяльника, осциллографа и вообще каких-либо деталей составлять и испытывать в работе любые электрические и электронные схемы. Работа с такими программами позволяет студентам усваивать истины науки, знание которых будет полезно инженеру в течение всей его деятельности, а также учит самостоятельно мыслить, вырабатывать собственное мнение и делать соответствующие выводы по результатам практического экспериментирования. Особый практический интерес, на наш взгляд, также представляют контрольно-корректирующие, обучающие и обучающе-исследовательские компьютерные программы и тренажеры, интегрированные в процесс обучения Интернет-технологии (планетарные классы, виртуальные встречи, моделирование ситуаций, интерактивный курс в сети, работа с web-квестом, участие в телеконференциях и т.п.).
Анализ опыта преподавателей профессиональной школы свидетельствует, что решающую роль в организации самостоятельной работы студентов играет использование различных технологий, методов и приемов обучения. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI в. ориентирует вузы на преимущества и возможности, предоставляемые образовательными технологиями [5], а провозглашенный в отечественном образовании принцип вариативности дает возможность коллективам образовательных организаций профессионального образования строить педагогический процесс по любым моделям, технологиям и идеям, в которые внесен личностный компонент конкретного педагога, поскольку «может быть перенята идея, но не опыт» (К.Д. Ушинский). Любая технология останется мертвым грузом, если педагог «не воспринимает цели образования как личностно значимые» [4, с. 106].
Основой непрерывного и систематического расширения кругозора, активизации личности, развития ее инициативы, творчества, познавательной самостоятельности является единство обучения, самостоятельной работы и самообразования.
Рассматривая в качестве вершины развития познавательной самостоятельности человека его выход на уровень самообразования, авторы ряда исследований трактуют самообразование, во-первых, как особый вид инициативной познавательной деятельности, осуществляемой самостоятельно либо под руководством педагога и направленной на саморазвитие личности; во-вторых, как путь самосовершенствования последней, выступающей в форме определенным образом организованного индивидуального познавательного процесса, основу которого составляет самостоятельная работа с различными источниками информации. Интересным представляется вывод В.И. Андреева [1] о том, что образованием высокого качества является только такое, которое переходит в самообразование, при этом обучение переходит в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а личность из состояния развития - в фазу творческого саморазвития. Данный вывод позволяет рассматривать самообразование и самообучение как взаимосвязанные понятия, считая самообучение одним из определяющих условий самообразования.
Таким образом, в парадигме личностно-ориентированного образования, ключевой задачей которого является пробуждение и высвобождение самостоятельности, деятельностного начала в человеке, стандарт содержания и его образовательные цензы задаются государством, все остальное относится к области самоопределения обучающихся, что позволяет развивать познавательную самостоятельность, переживая акты понимания, смыслотворчества, саморазвития.
Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики убедительно доказывает, что современную систему профессионального образования смело можно было бы назвать проблемной. Оптимизация процесса обучения, его интенсификация с применением различных модификаций традиционных и инновационных технологий привели к кардинальным изменениям информативной стороны процесса обучения, приблизили его к традиционно интерпретируемым представлениям о проблемном обучении. На новом витке образование требует иного качественно отличающегося технологического оснащения. И только в этом случае оно способно развивать познавательную самостоятельность у обучающихся.
Содержательный анализ теоретических взглядов и практических подходов к развитию познавательной самостоятельности позволяет сделать вывод о том, что овладение личностью самостоятельностью в познании - динамичный процесс, отличающийся особенностями создания положительного эмоционального отношения к нему, организацией поисково-проблемной образовательно-познавательной деятельности, постоянно нуждающийся в знаниях; обусловленный не только педагогическими, но и социально-экономическими факторами; протекающий в течение всей жизнедеятельности человека; являющийся краеугольным камнем в становлении самостоятельной личности.
Рецензенты:
Койчуева А.С., д.п.н., профессор, директор профессионального образовательного учреждения «Международный открытый колледж современного управления им. М.М. Абрекова», г. Черкесск;
Айбазова М.Ю., д.п.н., профессор, начальник управления по научной работе и подготовке кадров высшей квалификации ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия», г. Черкесск.
Библиографическая ссылка
Гурина И.А., Медведева О.А., Нагорная Г.Ю., Шпак О.В. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22930 (дата обращения: 23.02.2025).