Проведенный обзор психологических теорий мотивации позволил прийти к выводу, что все имеющиеся на настоящий момент теории, если их рассматривать в отдельности, в состоянии объяснить лишь некоторые феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих в этой области психологических исследований. Только интеграция всех теорий с глубоким анализом и вычленением всего того положительного, что в них содержится, способна дать более или менее полную картину детерминации человеческого поведения. Однако такое сближение серьезно затрудняется из-за несогласованности исходных позиций, различий в методах исследования, терминологии и из-за недостатка твердо установленных фактов о мотивации человека.
Мотивационная сфера личности (МСЛ) представляет собой сложную иерархизированную взаимосвязанную систему всех имеющихся у данного человека мотивационных образований (компонентов МСЛ): мотивов, потребностей, целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов, склонностей, привычек и т.д. Одним из компонентов МСЛ являются мотивационные тенденции - ведущие мотивы поведения человека, которые стали настолько характерными для него, что превратились в черты его личности, стали ее мотивационными свойствами [5]. К ним можно отнести такие особенности личности, как уровень притязаний, стремление к достижению успеха или избеганию неудачи, мотив аффилиации или мотив отвергания, агрессивность, мотив власти и др.
Изучение вопроса мотивации учебной деятельности привел нас к выводу, что понятие «мотивация учебной деятельности» применяется в двух значениях: со стороны студента, как совокупность мотивов, определяющая его отношение к учебно-познавательной деятельности (учебная мотивация); со стороны преподавателя, как процесс стимулирования учебно-познавательной деятельности и формирования положительного отношения студентов к ней [6].
Учебная деятельность побуждается иерархией мотивов учения. Мотивация учебной деятельности студентов имеет свою специфику: в ней постоянно сочетаются собственно учебный и профессиональный компоненты. Отличия в мотивации и ценностных ориентациях могут наблюдаться у студентов в зависимости от курса, факультета, специальности [2, 7].
Сила и структура мотивации учебной деятельности определяет познавательную активность студентов - качество личности, проявляющееся в отношении к содержанию и процессу деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами их получения, в мобилизации волевых усилий в достижении цели обучения. Познавательный интерес, проявляющийся в стремлении к приобретению знаний, закрепляясь, становится устойчивым психологическим качеством личности, также превращается в ее мотивационную тенденцию, определяет активность человека в учении, инициативу в постановке познавательных целей [3, 8]. Познавательный интерес является эмоциональным проявлением активности, направленным на поиск и получение новой информации. Поэтому правомерно считать его ключевым компонентом учебной мотивации.
Поскольку, как показал анализ психологической литературы, МСЛ представляет собой сложную и взаимосвязанную систему всех имеющихся у данного человека мотивационных образований (компонентов МСЛ), у нас возникло предположение о том, что познавательный интерес как компонент МСЛ связан отношениями взаимовлияния с другими ее компонентами.
В связи с этим, было сформулировано предположение о том, что на познавательный интерес студентов вуза оказывают влияние активность личности, стремление к достижению успеха, стремление к соперничеству, стремление к социальному статусу.
Цель исследования: изучить влияние мотивационных тенденций студентов вуза на познавательный интерес.
Материал и методы исследования
Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВПО «МГТУ». В исследовании принимали участие студенты 1-го курса института педагогики, психологии и социальной работы, 3-го курса института металлургии, машиностроения и материалообработки и магистранты института строительства, архитектуры и искусства. Общее количество выборки составило 75 человек, из них 27 мужчин и 48 женщин. Возрастной диапазон выборки составил 17-25 лет.
Методами исследования явились психодиагностическое тестирование, метод сравнения (t-критерий Стьюдента), множественный регрессионный анализ. Для проведении психодиагностического тестирования мы выбрали следующие методики исследования мотивационной сферы личности (МСЛ) студентов: диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман), диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан), опросник «MAC» (М. Кубышкина), диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности, методика «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильина), методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин). В целях получения данных для последующего выявления взаимосвязи между познавательным интересом студентов и их успеваемостью, нами был проведено анкетирование, в ходе которого студентов просили указать свой уровень успеваемости.
Результаты исследования и их обсуждение. Поскольку в исследуемую выборку вошли студенты, отличающиеся по полу, курсу обучения, направленности обучения (техническая/гуманитарная), мы провели анализ с целью выявления возможных различий в уровне выраженности познавательного интереса у студентов в зависимости от данных характеристик. По результатам проведенного анализа статистически значимых различий в уровне выраженности познавательного интереса в зависимости от пола и направленности обучения (техническая/гуманитарная) не выявлено. Однако имеются значимые различия (t=2,04, р≤0,05) в уровне выраженности познавательного интереса между первокурсниками-бакалаврами и первокурсниками-магистрами. Статистически значимых различий между первым и третьим курсами бакалавриата не выявлено. Далее, мы разделили всю выборку на 2 подгруппы: подгруппу № 1 - «студенты с высоким стремлением к приобретению знаний» и подгруппу № 2 - «студенту с низким стремлением к приобретению знаний». Критерий деления на подгруппы - среднее значение силы стремления к приобретению знаний по всей выборке (5,94 балла) по шкале «Стремление к приобретению знаний» из методики «Мотивация обучения в вузе». На основе выбранного критерия в обе подгруппы вошли как студенты бакалавриата, так и магистратуры.
В результате проведенного исследования были обнаружены статистически значимые различия (р≤0,05 и р≤0,01) по ряду показателей (Таблица 1).
Таблица 1
Значимые различия по исследуемым параметрам МСЛ (р≤0,05, р≤0,01)
Название методики |
Название шкалы |
Подгруппа № 1 |
Подгруппа № 2 |
t-критерий Стьюдента |
Диагностика мотивационных тенденций личности |
Стремление к жизнеобеспечению |
14,9 |
13,2 |
2,2* |
Общая активность |
15,5 |
12,3 |
4,8** |
|
Творческая активность |
23,4 |
19,5 |
3,1** |
|
Стремление к социальной полезности |
18,9 |
14,8 |
3,7** |
|
Рабочая направленность |
57,8 |
46,6 |
4,9** |
|
Диагностика мотивации достижения |
Мотивация достижения |
121,1 |
111,2 |
2,0* |
Опросник «MAC» |
Стремление к соперничеству |
6,0 |
2,9 |
3,0** |
Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности |
Достижение успеха в целом |
20,0 |
17,3 |
4,0** |
Стремление к власти |
17,9 |
16,0 |
2,4* |
|
Мотивация обучения в вузе |
Приобретение знаний |
8,2 |
3,1 |
14,3** |
* p≤0,05 (tкр = 1,99); ** p≤0,01(tкр=2,64)
Сравнительный анализ полученных средних значений элементов мотивационной сферы личности позволил установить, что для подгруппы с выраженным познавательным интересом (подгруппа № 1) характерны более высокие показатели общей и творческой активности, стремления к социальной полезности, рабочей направленности личности, стремления к жизнеобеспечению, мотивации достижения, стремления к соперничеству, достижения успеха в целом, а также стремления к власти. Статистически значимые различия в оценках успеваемости между двумя подгруппами отсутствуют, т.е. и у студентов с высоким познавательным интересом, и у студентов с низким познавательным интересом успеваемость, в среднем, одинакова.
Активность личности выражается в стремлении к различным видам деятельности (в том числе и познавательной), проявлении себя, силе и быстроте протекания психических процессов, двигательных реакций, т.е. выступает как социальная характеристика деятельности человека. Студенты с высоким стремлением к приобретению знаний, имеют выраженную потребность в проявлении своей активности, в том числе и в учебно-познавательной деятельности. Стремясь самореализоваться в ней (что предполагает хорошую успеваемость), студент стремится быть успешным и, как следствие, осознает необходимость и ценность знаний как средства достижения успеха в учебе. У менее активных студентов подгруппы № 2 такие потребности в самореализации выражены слабее, поэтому вместо них доминирующей становится потребность, отражающая специфику этого возраста - потребность в общении. При ориентации студента на получение оценки, а не знаний, формальная успеваемости может быть достаточно высокой, а стремление к получению знаний - низким.
В целях определения факта влияния мотивационной структуры личности и его характера с помощью программы IBM SPSS 22 был проведен множественный регрессионный анализ, в ходе которого исследовалось влияние всей совокупности факторов (мотивационных тенденций студентов) на познавательный интерес (стремление к приобретению знаний). В ходе исследования за зависимую переменную было принято познавательный интерес (стремление к приобретению знаний), за совокупность независимых переменных (факторов) - мотивационные тенденции студентов.
С помощью метода принудительного включения был получен коэффициент множественной корреляции R=0,709 при р≤0,01, который отражает сильную связь всей совокупности независимых переменных и зависимой переменной. Стандартизированный коэффициент корреляции β характеризует силу связи каждого отдельного фактора в исследуемой совокупности с зависимой переменной при их совместном влиянии. Полученные значения β-коэффициента при р≤0,05 представлены в таблице 2.
Таблица 2
Корреляция мотивационных тенденций и познавательного интереса при их совокупном влиянии
Наименование факторов |
β- коэффициент |
Стремление к социальному статусу |
-0,219 |
Общая активность |
0,456 |
Стремление к достижению цели |
-0,219 |
Достижение успеха в целом |
0,329 |
При совокупном влиянии факторов стремление к приобретению знаний положительно коррелирует с общей активностью (β=0,456), достижением успеха в целом (β=0,329) и отрицательно коррелирует со стремлением к социальному статусу (β= - 0,219) и стремлением к достижению цели (β=-0,219).
Далее для выявления факторов, оказывающих наиболее существенное совокупное влияние на стремление к приобретению знаний, применялся пошаговый метод процедуры множественной регрессии SPSS. В результате проведенного анализа были выявлены 3 фактора, оказывающих наиболее существенное совокупное влияние на стремление к приобретению знаний при р≤0,05: общая активность (β=0,541), достижение успеха в целом (β=0,330) и стремление к социальному статусу (β=-0,274). Фактор «стремление к достижению цели» в уравнение регрессии не попал.
Отдельно отметим, что при проведении корреляционного анализа не было обнаружено существенно значимой связи между фактором «стремление к социальному статусу» и стремлением к приобретению знаний, однако при анализе совокупного влияния факторов (пошаговый метод) этот фактор стал оказывать статистически значимое влияние (β= - 0,274 при p≤0,05).
Далее, в целях выявления характера влияния выявленных факторов на зависимую переменную (линейный или криволинейный) был проведен регрессионный анализ по каждой отдельной паре, где зависимой переменной было стремление к приобретению знаний, а независимой - конкретная мотивационная тенденция.
Влияние общей активности личности и стремление к достижению успеха в целом на стремление к приобретению знаний носит выраженный прямолинейный характер, т.е. чем выше общая активность личности и чем выше у нее стремление к достижению успеха в целом, тем выше у нее будет стремление к приобретению знаний. Влияние стремления к социальному статусу на стремление к приобретению знаний не столь однозначно и носит криволинейный характер: до определенного порога нарастание стремления к социальному статусу способствует снижению стремления к приобретению знаний, а после прохождения этого порога, наоборот, способствует его повышению.
Таким образом, проведение множественного регрессионного анализа позволило подтвердить, что на познавательный интерес студентов оказывают влияние общая активность личности, стремление к достижению успеха, стремление к социальному статусу.
Прямое влияние общей активности личности и стремления к достижению успеха в целом на познавательный интерес обусловлено, по-видимому, тем, что более активные студенты стремятся реализовать свой более высокий энергетический потенциал через достижение успеха в различных сферах жизни. Как следствие, они осознают необходимость знаний и навыков как средства достижения этого успеха. Знания становятся для них ценностью-средством, необходимым условием самореализации.
Неоднозначность влияния стремления к социальному статусу на познавательный интерес имеет, по нашему мнению, следующее объяснение. До определенного уровня нарастание стремления к социальному статусу может приводить к ситуации, когда все внимание и силы студента фокусируется на получении так называемых статусных маркеров (высоких оценок, наград и т.п.), что приводит к стремлению соответствовать формальным требованиям учебного процесса в ущерб реальному качественному получению знаний. Происходит переориентация студента на оценку: ценностью становится высокая оценка, а не качество получаемых знаний. Как следствие, стремление к приобретению знаний снижается. Однако, при дальнейшем усилении стремления к социальному статусу у студента, по нашему мнению, происходит переосмысление ценности знаний: он осознает, что в современном информационном обществе достичь высокого социального статуса больше шансов имеет тот, кто реально, а не номинально, владеет ключевыми компетенциями в своей профессиональной сфере. Знания, таким образом, становятся для студента ценностью-средством, необходимым условием самореализации, и, как следствие, у него повышается стремление к овладению ими.
Отсутствие значимого влияния на познавательный интерес стремления к соперничеству при одновременном наличии существенной связи между ними (r=0,37, р≤0,01) имеет, по нашему мнению, следующее объяснение. Успешность студента в учебе, а значит и его рейтинговое место среди сокурсников, определяется его успеваемостью. В связи с этим, для студентов, стремящихся быть в учебе лучше других, «обойти своих конкурентов», важной становится высокая успеваемость (высокая оценка), которую, как мы уже говорили, можно обеспечить не только путем получения качественных знаний, но и используя обходные пути. В пользу верности данного предположения свидетельствует существенная взаимосвязь (r=0,57, р≤0,01) между стремлением к соперничеству и успеваемостью. Таким образом, влияние стремления к соперничеству на познавательный интерес отсутствует, однако наличие существенной связи между ними объясняется, по нашему мнению, связью стремления к соперничеству со стремлением к достижению успеха. Так, студенты с более выраженным стремлением к соперничеству отличаются большим стремлением к достижению успеха, который, в свою очередь, влияет на познавательный интерес.
Как показало данное исследование, на познавательный интерес студентов наибольшее совокупное влияние оказывают три мотивационных тенденции: общая активность личности, стремление к достижению успеха, стремление к социальному статусу. Соответственно, для того, чтобы стимулировать познавательный интерес студентов, педагогу необходимо создавать такие педагогические условия, при которых повышается общая активность личности и стремление к достижению успеха. Одновременно преподавателю необходимо проводить «аккуратное» стимулирование стремления к социальному статусу. Педагогу желательно сочетать стимулирование этого стремления (например, приводить реальные истории успеха выпускников вуза и просто известных людей современности, обрисовывать привлекательные жизненные перспективы при достижении студентами высокого уровня профессиональной компетентности, самому быть для студентов примером успешного человека, состоявшегося и профессионально, и в целом в жизни и т.д.) с формированием ценностного отношения студентов к получаемым знаниям. Повышению общей активности студентов и их стремлению к достижению успеха способствуют образовательные технологии, обеспечивающие развитие их субъектности [1, 4]. По мнению Гвоздевой А.В., субъектность студента представляет собой интегративную характеристику личности и выражается в том, что человек способен активно преобразовывать свою жизнедеятельность, свой образовательный процесс, адаптироваться к изменениям, оценивать эти изменения. Автором разработан комплекс педагогических условий, направленных на развитие субъектности студентов [4]. Важнейшее место в стимулировании познавательного интереса студентов занимают активные методы обучения. Данные методы позволяют решить следующие учебно-организационные задачи: подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя; обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных; установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала. Активные методы обучения повышают общую и творческую активность студентов, стимулируют их стремление к достижению успеха [9, 10].
Таким образом, применение преподавателями вузов технологий развития субъектности студентов, в том числе активных методов обучения, позволяет комплексно воздействовать на совокупность трех мотивационных тенденций, оказывающих наибольшее влияние на познавательный интерес студентов: общую активность, достижение успеха в целом и стремление к социальному статусу и таким образом стимулировать их познавательный интерес.
Рецензенты:
Третьякова Н.В., д.п.н., доцент, директор Института гуманитарного и социально-экономического образования ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург.
Назарова О.Л., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск.
Библиографическая ссылка
Токарь О.В., Шпаковская Е.Ю., Степанова О.П., Баженова Н.Г., Чурилов В.В. ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22426 (дата обращения: 20.11.2024).