Проблемы детского возраста имеют повседневную актуальность и необходимость профилактики распространения девиантных расстройств [1, 4, 5]. В силу высокого распространения наркологических заболеваний, особенно среди молодого поколения, повышается актуальность изучения проблем, включающих в себя медицинскую, социальную, юридическую, экономическую и другие составляющие [3, 5, 6, 7]. Известно, что условия воспитания и микроклимат семьи влияют на формирование подростков [2, 9]. В связи с высоким распространением наркотизации среди учащейся молодежи изучение возрастных характеристик и условий воспитания в различных возрастных группах детей представляется актуальным для установления риска развития девиантных расстройств.
Цель
Установить особенности микроклимата семьи и условий проживания современной учащейся молодежи Костромской области.
Материал и методы
Для более полного представления условий проживания современной молодежи нами проведен опрос среди 497 школьников, 281 учащегося средних учебных заведений и 425 студентов вузов Костромской области. Выбор исследуемой группы обусловлен омоложением контингента больных с наркотической зависимостью.
Результаты и их обсуждение
Подверглись анализу также гендерные особенности и возрастные характеристики респондентов – участников анонимного опроса, которой показал, что более половины из них составили лица мужского пола (54,5%), что является характерным для всех изучаемых групп.
Помимо гендерных и возрастных различий, исследуемая группа респондентов была распределена в соответствии с обучением в том или ином учебном заведении. Результаты анализа с учетом возрастных характеристик и места учебы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение респондентов Костромской области по возрасту и полу (в % к итогу)
Возраст (годы) |
Школьники |
Учащиеся средних специальных учебных заведений |
Студенты |
До 13 лет |
4,0 |
|
|
13–14 |
41,5 |
0,4 |
– |
15–16 |
47,0 |
26,7 |
0,5 |
17–18 |
7,5 |
72,9 |
26,5 |
19 |
– |
– |
19,1 |
20 и старше |
– |
– |
53,9 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Мужской |
52,9 |
58,4 |
53,6 |
Женский |
47,1 |
41,6 |
46,4 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Распределение школьников по возрастным параметрам показало, что в первых двух возрастных группах (13–14 и 15–16 лет) соотношение было практически равным, в то время как среди учащихся средних учебных заведений преобладающее большинство составила возрастная группа 17–18 лет, что соответствует второму году обучения. В целом на долю респондентов до 13 лет, включая 14-летних, приходится до 45,5%, что составляет чуть менее половины опрошенных. Среди студентов вузов отмечен перевес в сторону возрастной группы 20 лет и старше (53,9%), что включает более половины опрошенных.
В целом возрастная характеристика респондентов без учета их принадлежности к учебному заведению свидетельствует, что каждому пятому опрошенному было 16 лет. Далее в порядке убывания следует возрастная группа пятнадцатилетних, на третьем месте респонденты в возрасте 17 лет.
Практически в равных соотношениях оказалось число респондентов в возрасте 17 и 18 лет. На последнем месте возрастная группа 13-летних (рис. 1).
Рис.1. Распределение респондентов по возрастной характеристике (в % к числу опрошенных)
Для изучения влияния микроклимата семьи на формирование различных поведенческих расстройств был проведен анализ состава и условий проживания семьи. По данным нашего исследования каждый пятый респондент воспитывался в неполной семье, 6,5% — с бабушкой и дедушкой, более двух третей – в полной семье (рис. 2, табл. 2).
Рис. 2. Распределение респондентов по типу семьи (в % к числу опрошенных)
Анализ респондентов с учетом типа семьи и принадлежности к учебному заведению показал, что основная часть из них воспитывалась в полных семьях, где было больше возможностей для интеллектуального развития и повышения своих знаний (табл. 2).
Таблица 2
Распределение респондентов по типу семьи (100 опрошенных)
Проживают |
Школьники |
Учащиеся колледжей и училищ |
Студенты |
Всего |
В полной семье |
73,2 ± 2,0 |
61,4 ± 2,9 |
73,5 ± 2,1 |
70,6 ± 1,3 |
В неполной семье |
22,2 ± 1,9 |
28,9 ± 2,7 |
20,0 ± 1,9 |
22,9 ± 1,2 |
С другими родственниками (бабушкой, дедушкой, с собственной семьей) |
4,6 ± 0,9 |
9,7 ± 1,8 |
6,5 ± 1,2 |
6,5 ± 0,7 |
Практически каждый пятый респондент проживал в неполной семье. Среди студентов вузов неполных семей было меньше, чем в группе учащихся средних учебных заведений (20,0 ±1,9 против 28,9 ± 2,7), что существенно выше также показателя в школьной среде и студентов (p<0,05). В то же время 4,0% студентов к моменту опроса уже успели обзавестись собственной семьей и проживали совместно с мужем/женой.
Характеристика состава опрошенных в зависимости от численности семьи представлена в таблице 3.
Таблица 3
Общее число детей в семье респондентов (на 100 опрошенных)
Численность семьи |
Школьники |
Учащиеся колледжей и училищ |
Студенты |
Всего |
Один или двое |
7,5 ± 1,2 |
8,7 ± 1,7 |
14,0 ± 1,7 |
10,1 ± 0,9 |
Трое |
27,0 ± 2,0 |
23,1 ± 2,5 |
32,8 ± 2,3 |
28,1 ± 1,3 |
Четверо и более |
65,5 ± 2,1 |
68,2 ± 2,8 |
53,2 ± 2,0 |
61,8 ± 1,4 |
Анализ данных таблицы 3 свидетельствует, что у большинства респондентов семья состояла из 4 и более человек. Эта особенность характерна для всех изучаемых групп: школьников, учащихся средних учебных заведений и студентов вузов.
Проживающих отдельно либо вдвоем было в 2 раза больше среди студентов вузов по сравнению с семьями школьников и учащихся средних специальных учебных заведений.
Результаты анализа условий проживания респондентов свидетельствуют, что большинство из них (82,3%) проживали в квартире или в частном доме, в том числе: 95,9% — школьников, 79,7% — учащихся колледжей и училищ, 68,0% — студентов. Несколько хуже были условия проживания у респондентов, проживающих в коммунальных условиях, что особенно касалось студентов вузов (табл. 4).
Таблица 4
Характеристика условий проживания и их оценка
по данным респондентов Костромской области (на 100 опрошенных)
Характеристики |
Школьники |
Учащиеся колледжей и училищ |
Студенты |
Всего |
Условия проживания |
||||
В отдельной квартире |
67,7 ± 2,1 |
46,4 ± 3,0 |
54,6 ± 2,4 |
58,1 ± 1,4 |
В коммунальной квартире |
2,6 ± 0,7 |
2,2 ± 0,9 |
6,4 ± 1,2 |
3,8 ± 0,6 |
В собственном доме |
28,2 ± 2,0 |
33,3 ± 2,8 |
13,4 ± 1,7 |
24,2 ± 1,2 |
Другое |
1,5 ± 0,5 |
18,1 ± 2,3 |
25,6 ± 2,1 |
13,9 ± 1,0 |
Оценка жилищных условий |
||||
Отличные |
52,5 ± 2,2 |
37,8 ± 2,9 |
19,8 ± 1,9 |
37.5 ± 1,4 |
Хорошие |
39,4 ± 2,2 |
43,1 ± 3,0 |
55,3 ± 2,4 |
45,9 ± 1,4 |
Удовлетворительные |
7,4 ± 1,2 |
18,0 ± 2,3 |
22,8 ± 2,0 |
15,3 ± 1,0 |
Плохие и очень плохие |
0,6 ± 0,3 |
1,1 ± 0,6* |
2,1 ± 0,7 |
1,2 ± 0,3 |
* — недостоверно
Однако более одной трети (37,5 ± 1,4) опрошенных оценили свои жилищные условия как отличные, большинство респондентов – как хорошие (45,9 ± 1,4%). В удовлетворительных условиях проживал практически каждый пятый студент вуза, что было менее характерным для школьников. Плохие условия проживания также были характерными для студенческой среды.
Таким образом, большинство (83,4%) респондентов оценивали свои жилищные условия как хорошие и отличные. Проживая в семье, основная часть школьников и учащихся средних учебных заведений (81,0%) имели отдельную комнату. К тому же большинство из них имели стабильные материальные средства для собственных нужд, предоставляемые родителями. Так, у 85,6 ± 1,6% школьников, 90,5 ± 1,8% учащихся колледжей и училищ, 93,3 ± 1,2% студентов еженедельно родители выделяли финансовые средства на нужды детей. При этом до 200 рублей в неделю могли рассчитывать более половины (54,5 ± 1,9%) школьников и учащихся средних учебных заведений.
Выводы
1. В возрастной структуре респондентов, принявших участие в опросе, превалировали 13–14-летние (27,8%). Во всех исследуемых группах респондентов преобладали лица мужского пола.
2. Каждый пятый респондент воспитывался в неполной семье, более двух третей – в семье, состоящей из 4 человек.
3. Условия жизни респондентов в основном охарактеризовались как хорошие: в отдельной квартире либо частном доме проживали 82,3%; 83,4% респондентов оценили свои условия жизни как отличные или хорошие.
4. Отмечено бесконтрольное предоставление материальных средств родителями, отмеченное 85,6 ± 1,6% школьниками, 90,5 ± 1,8% учащимися колледжей и училищ, 93,3 ± 1,2% студентами. Это может послужить фактором риска развития соблазна к их нецелевому использованию, в том числе на различные психоактивные вещества.
Рецензенты:
Иванова М.А., д.м.н., профессор, профессор-консультант медицинского центра «Ваша клиника» г. Москва;
Ильницкий А.Н. д.м.н., профессор, заведующий кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины ИПК ФМБА России, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Почитаева И.П., Люцко В.В., Почитаева И.П., Люцко В.В. ОСОБЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОЖИВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ МОЛОДЕЖИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21583 (дата обращения: 21.11.2024).