В этой ситуации актуальной проблемой становится поиск и использование эффективных подходов к воспитанию молодежи в условиях многонациональных общностей. Одним из таких подходов можно считать поликультурное воспитание, целью которого является устранение противоречий между системами и нормами воспитания доминирующих наций и этнических меньшинств, формирование позиций и установок, способствующих толерантному восприятию и взаимодействию представителей различных этнических групп.
Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен тем, что происходит расширение международного сотрудничества. Становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Особая роль в этом процессе принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры.
Цель исследования
Выявить педагогический потенциал музеев университета в поликультурном воспитании молодежи.
Материал и методы исследования
В литературе термин «поликультурное образование» определяется как формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований [6].
Поликультурное воспитание предполагает адаптацию одной этнической группы к другой, пробуждение интереса к культуре соседей. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создает почву для осознания им себя как субъекта культуры. В современных социально-экономических условиях поликультурное воспитание мы рассматриваем как одну из основных задач университетского образования, в решении которой заметная роль отводится музеям университета. А музейная педагогика рассматривается нами как эффективный подход к воспитанию молодежи в условиях многонациональности.
Результаты исследования и их обсуждение
Современный музей занял особое место в изучении истории зарождения, становления и развития культуры, в распространении ретроспективной информации, в обогащении содержания и форм образовательной деятельности.
Отличительной особенностью всех форм работы музейного учреждения на современном этапе развития, как справедливо отмечается в [6], является то, что музей уже не просто научное учреждение, как это было в XIX в., или научно-просветительное учреждение, каковым он являлся в 1960-70-х гг. Сегодня музей реализует свои функции как определенный механизм социокультурной коммуникации, способствующий воспроизводству культуры и взаимодействию различных культурных общностей. Специфика музейного учреждения обладает многообразием способов воздействия на аудиторию. Процесс обретения знаний стимулируется чувственным восприятием и эмоциональными переживаниями благодаря приобщению индивида к реальным свидетелям истории, к раритетам отечественной и мировой культуры. Музеи играют ключевую роль в жизни современного общества, оставаясь центром сохранения культурных традиций, формирования моральных ценностей и показателем развития цивилизации в целом.
Особой категорией музеев являются музеи университетов (высших учебных заведений). Обратимся к истории музейного дела в России, где можно увидеть роль и значение университетских музеев в образовательном и воспитательном процессе.
Университеты России, являвшиеся средоточием огромных интеллектуальных богатств, занимали особое место в отечественной науке и культуре. Учебные, научные, воспитательные задачи университеты решали во многом через свои музеи. Интегральный и отраслевой характер высших учебных заведений предопределил создание и развитие в вузах музеев различных научных направлений и профильных групп. Многие из них благодаря поддержке правительства, а также участию в формировании фондов различных пожертвований стали крупнейшими не только в России, но и в Европе [1].
Знаковым событием для России стало распоряжение Петра I об основании Академии наук в Санкт-Петербурге указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. В этот же период в Санкт-Петербурге впервые появился публичный музей [7].
Немецкий философ, математик и президент Берлинской академии наук (1700 г.) Готфрид Вильгельм фон Лейбниц в 1696-1716 гг. по просьбе Петра I разрабатывал план создания Академии наук в Петербурге, сети университетов и других учебных заведений в стране. Лейбниц наметил три главных направления деятельности: собирание всего, что относится к наукам, ремеслам и искусствам; распространение наук, искусства и ремесел вширь и развитие вглубь. Кунсткамера (первый публичный музей в России) должна была стать частью большой научно-учебной программы [7].
Именно тогда и образуется прочная взаимосвязь образовательной деятельности университетов с культурно-просветительской деятельностью, которую выполняет музей.
В дальнейшем музеи создавались в соответствии с государственной политикой при различных министерствах, ведомствах, учреждениях, в том числе при университетах. Кроме того в России существовали музеи, принадлежавшие различным коллекционерам и общественным деятелям. Таким образом, в дореволюционном периоде сформировались музеи двух видов (существующие и в настоящее время) - правительственные и частные.
Конец 1950-х - начало 1960-х гг. был ознаменован серьезными изменениями в социально-политическом развитии России. Это привело к учреждению нового университетского устава в 1863 г., в котором предусматривалось наличие музеев (кабинетов), апробированных в других высших учебных заведениях и доказавших свое право на существование. В этот период появились специализированные музеи, демонстрирующие успехи в отдельных областях науки [1]. Во второй половине XIX в. музеи были неотъемлемой структурой физико-математического, медицинского и историко-филологических факультетов. К середине XIX в. в России было образовано семь университетов: кроме Московского, были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты.
Несколько подробнее остановимся на Казанском Императорском университете, основанном в 1804 г. По Уставу 1804 г. в университете были образованы кабинет естественной и натуральной истории, минеральный кабинет, положившие начало современным геологическому, зоологическому и ботаническому музеям. В 1815 г. образованием университетского кабинета редкостей закладываются основы организации этнографического и археологического музеев. На основе кабинета А.М. Бутлерова в 1863 г. был создан музей Казанской химической школы.
Казанскому федеральному университету (КФУ) принадлежит единственное в вузах России уникальное сочетание разнопрофильных музеев под названием «Музей истории КФУ». Музей истории КФУ является бесценным достоянием университета, которое служит его интересам и поликультурному воспитанию молодежи. Данный музей - один из центров культурной жизни г. Казани. Он включает экспозиции по развитию математики, физики, астрономии, химии, биологии, медицины, физиологии, юриспруденции, филологии, истории, востоковедения в Казанском университете.
Сегодня в музейном комплексе Казанского федерального университета имеется 10 музеев. Один из них - музей Казанской химической школы, образованный в 1963 г. как музей при химической лаборатории (руководителем согласно уставу был ординарный профессор, создатель теории химического строения органических соединений, глава Казанской химической школы А.М. Бутлеров). Первым хранителем древностей согласно [2] был назначен лаборант Ломан. Затем эту должности занимал В.В. Марковников и др.
В те годы были заложены традиции музея Казанской химической школы, сохранившиеся до наших дней. Химическая лаборатория, территориально совмещенная с музеем, никогда не останавливала свою работу. В помещении музея велись как лекционные занятия со студентами, так и публичные лекции, экспериментальные работы, научные дискуссии. Слушателями и сотрудниками были люди различных наций и вероисповеданий, сплоченные одной большой образовательно-воспитательной целью и гуманными взглядами. Причем, как отмечается в [3], территория Казанского учебного округа охватывала полиэтничные регионы империи, и национальный состав учащихся был разнообразным.
По своему статусу музеи университетов дореволюционной России являлись самостоятельной учебно-научно-просветительской структурой. Отличие университетских музеев от невузовских состояло в том, что они имели более широкий спектр деятельности: активно участвовали в педагогическом процессе, на базе музейных коллекций проводились научные исследования и были доступны широкой публике. Часто университетские музеи, особенно на периферии, являлись единственными очагами культуры.
Согласно приказу № 725 Минвуза СССР от 05.11.1984 о типовом положении музеев музей университета является идеологическим, учебно-научным, научно-просветительным подразделением вуза и государственным хранилищем памятников истории, естественной истории, материальной и духовной культуры. Его основной задачей является участие в подготовке высококвалифицированных специалистов, в совершенствовании форм и методов учебной, идейно-воспитательной и научно-просветительной работы. Особенность университетского музея заключается в том, что он - часть системы образования и поддается таким же изменениям, как и учебные заведения, в которых музеи учредили.
Например, после разработки концепции непрерывного образования в России (1989 г.) университетский музей официально включен в систему непрерывного образования, предусматривающего получение знаний в течение длительного времени.
Образовательный процесс в музее имеет свою специфику. Университетское образование дает системные, рациональные знания и профессиональные компетенции, которые формируются через активную работу сознания. Музейное образовательное пространство привлекает эмоции и чувства посредством погружения в определенную эпоху или историческую ситуацию. В результате, как метко отмечено в [8], человек переживает общие чувства с изображенным в музее сюжетом или любым другим музейным экспонатом.
Таким образом, музейное образовательное пространство позволяет сохранить и, что особенно важно, культивировать патриотические чувства молодежи. Этот чувственный процесс сложно осуществить в интенсивном потоке современной визуальной информации.
В многонациональном социуме важность воспитания в духе дружбы, терпимости и взаимопонимания людей разных национальностей очень актуальна. Татарстан - многонациональная и поликонфессиональная республика с вековыми традициями мирного и добрососедского проживания большого числа наций и народностей, что в значительной степени повышает чувствительность населения республики к любым проявлениям ксенофобии и этнической нетерпимости. Важная роль в предотвращении ксенофобии и этнической нетерпимости, создании благоприятного образовательного пространства для студентов всех этнических групп отводится музеям Казанского федерального университета.
Например, сегодня музей Казанской химической школы КФУ ведет культурно-просветительскую работу и является частью учебно-воспитательного процесса. В мемориальной аудитории музея проходят лекции и практические занятия для студентов по таким дисциплинам, как «Развитие химии в Казани», «Роль химии в развитии естественнонаучных знаний», «Казанская школа химиков», «История и методология химии». Проводятся круглые столы, семинары и публичные лекции российских и зарубежных ученых в области химии и химического образования. С целью формирования потребности в саморазвитии преподаватели знакомят студентов с историей познавательных противоречий в химии, послуживших толчком к рождению новой теории (подробнее в [4]). Более того, студенты - будущие учителя химии выполняют проектные работы по истории химии [5], а ряд заданий по химическим дисциплинам представлен в виде кейсов, содержащих исторический материал.
Например, в кейсах по термодинамике описывается исторический факт взрыва при попытке раздробить слежавшуюся смесь нитрата и сульфата аммония и предлагается на основе термодинамических расчетов оценить меру опасности разложения нитрата аммония. В другом кейсе ставится вопрос термодинамического обоснования невозможности самопроизвольного разложения хлората калия. Приводится историческая ссылка влияния степени чистоты данной соли (присутствие примесей горючих веществ, таких как фосфор и сера) на ее чувствительность к трению, указывается на ее применение в истории производства спичек, предлагается описать соответствующий мысленный эксперимент.
Таким образом, кейсы по химии, содержащие исторический интернациональный материал, можно рассматривать как сложную интегрированную систему активного обучения в поликультурном образовательном пространстве университета.
В целом музей Казанской химической школы является базой научно-исследовательской и поисковой деятельности студентов. Студенты участвуют в мероприятиях, конкурсах, круглых столах, посвященных историческим событиям России, Татарстана, Казанского университета. Погружаясь в фондах музея в историю становления науки и химического образования, студенты по-новому открывают историю региона и развития науки в России. Это позволяет современному студенту ощутить связь поколений, культур и традиций в поликультурном образовательно-воспитательном пространстве.
Итак, специфика образовательной деятельности в университетском музее заключается в реализации ценностного отношения личности и расширении ее чувственного опыта.
Заключение
Педагогический потенциал музеев университета в поликультурном воспитании молодежи, предполагающий включение в содержание педагогического процесса курсов по выбору в области музейной педагогики, заключается в воспитании ценностных ориентиров через расширение чувственного опыта в процессе общения с музейными предметами, создание благоприятного образовательного пространства для студентов всех этнических групп. В результате в современном поликультурном образовательном пространстве реализуются условия, обеспечивающие защиту и поддержку развития каждой личности. Следовательно, музеи университета можно рассматривать как одно из важнейших средств образования и воспитания современной молодежи.
Рецензенты:
Хузиахметов А.Н., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой методологии обучения и воспитания ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;
Ярмакеев И.Э., д.п.н., профессор, заместитель директора Института филологии и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Мельникова Г.Ф., Гильманшина С.И. МУЗЕИ УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21133 (дата обращения: 10.03.2025).