Студенты, обучающиеся в педагогических вузах, в настоящее время разделяют с профессорско-преподавательским составом риски непрерывного реформирования образования. Происходящее с 2007 года активное внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) привело сначала к незначительной, а затем и существенной трансформации методов, используемых в учебно-воспитательном взаимодействии. Среди них на одном из первых мест оказался метод проектов, внедряемый во всей системе общего и профессионального образования.
Например, воспитатели дошкольных образовательных организаций (ДОО) последние десять лет активно реализуют его в своей практической деятельности во время участия в конкурсах, при оформлении календарно-тематического планирования, проведении разнообразных мероприятий с детьми. Учитывая массовое применение метода проектов в жизнедеятельности ДОО, возникла потребность в дополнительном анализе алгоритма его разработки и, соответственно, в подготовке будущих воспитателей к его грамотному использованию. Это связано также с заказом работодателя на достижение бакалаврами педагогики уровня максимальной профессиональной компетентности сразу по завершении обучения.
Рассматриваемый метод предусматривает контекст, т. е. присутствие ситуации, взятой из реальной жизни и определяющей смысл будущей педагогической деятельности. В нашем исследовании оптимальным контекстом для студенческих проектов выступает вопрос о формировании в ДОО у детей основ здорового образа жизни. Этот выбор был обусловлен тем, что система условий, обеспечивающих здоровье ребенка во время реализации образовательной программы дошкольного образования в группе, является первой задачей, зафиксированной в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
Кроме описанной «нормативной» заданности целесообразности применения в работе со студентами разработки названных проектов, обратим внимание на следующий важный в нашем исследовании аспект. Вся жизнедеятельность личности, в том числе профессиональная, во многом зависит от имеющихся возможностей и условий для поведения в соответствии с индивидуально-личностными особенностями, стремлениями, предпочтениями, желаниями. Если они существуют, педагог комфортно и уверенно чувствует себя в ситуациях, складывающихся во взаимодействии с детьми, их родителями, коллегами.
Однако нужно учесть значительные ограничения поведения, возникающие в случае работы человека в сфере образования (например, требования соблюдения профессиональной этики). Поэтому перед преподавателями вузов возникает вопрос о том, как осуществлять подготовку студентов так, чтобы содействовать, с одной стороны, формированию требуемых ФГОС высшего педагогического образования компетенций, а с другой - не блокировать стремления обучающихся поделиться с Другими тем, что важно, ценно, значимо для них. В психолого-педагогических исследованиях это стремление называют потребностью в самовыражении. Она присутствует у каждого человека и должна быть обязательно удовлетворена, иначе наступают такие негативные последствия, как снижение самооценки, мотивации, появляется стресс, переходящий в депрессию [4; 6].
Следовательно, в процессе разработки описанных выше проектов у будущих педагогов должны быть возможности для реализации названной потребности. Более того, молодым людям, готовящимся воспитывать, развивать, обучать представителей подрастающего поколения, недостаточно выражать себя исключительно для удовлетворения потребности в спонтанном самовыражении. Им при этом нужно помнить о том, что дети во взаимодействии с ними станут воспринимать, принимать и перенимать способы, средства, формы, модели самовыражения, предъявляемые педагогом. В нашем исследовании это предполагает соответствующее поведение в ходе использования в педагогической деятельности метода проектов.
Сказанное подчеркивает важность ориентации обучения в вузе на приобретение будущими педагогами положительных и профессионально значимых характеристик самовыражения, которые постепенно сформируют основу их профессионального поведения - культуру самовыражения.
Нами установлено [2; 3], что культура самовыражения - особенности, способы, результаты самоорганизуемой деятельности субъектов самовыражения, которые они обретают или создают в соответствии с собственными индивидуальными, личностными характеристиками и в результате взаимодействия с культурой сообщества.
Здесь под субъектом самовыражения мы понимаем человека, который выражает себя. В рамках данной статьи речь идет о студентах педагогического вуза. Самоорганизуемую деятельность рассматриваем как деятельность, которую самостоятельно планирует, организует, реализует и анализирует будущий педагог. В частности, речь идет о разработке студентами здоровьеориентированных проектов на содержании дошкольного образования.
«Здоровьеориентированный проект в дошкольном образовании - это способ конструирования организационно-педагогических условий реализации здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации в течение короткого промежутка времени, обеспечивающей интеграцию содержания дошкольного образования, оздоровления, просвещения родителей в вопросах педагогики здоровья» [1].
Здоровьеориентированный проект содержит способы организации деятельности детей с помощью метода проектов как средства воспитания у дошкольников представлений о здоровом образе жизни с одновременным процессом оздоровления и обеспечением психолого-педагогической поддержки семьи, повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития потенциала здоровья и образования, охраны и укрепления здоровья.
В современной педагогической литературе можно найти разные подходы к разработке здоровьеориентированных проектов. Для целей настоящей статьи мы воспользуемся одним из обобщенных соответствующих алгоритмов. Он состоит из следующей последовательности шагов: а) общая разработка концепции проекта: включает такие разделы, как аннотация проекта, постановка проблемы. Студент выбирает образовательную программу дошкольного образования, возраст дошкольников, затем осуществляет классификацию проекта, определяется с общим сюжетом игрового взаимодействия; б) стратегическое планирование проекта: формулировка цели и задач проекта (управленческих и педагогических), выработка стратегии достижения поставленных в проекте целей. Деятельность студентов состоит в применении фактических знаний из дошкольной педагогики в проекте, разработка режима жизнедеятельности дошкольников, например, на неделю; в) тактическое планирование проекта: составление плана мероприятий и формулировка ожидаемых результатов, их оценка. Разработка учебно-технологических карт сценария дня и копилки игр по видам детской деятельности на каждый день недели; г) рефлексия эффективности проекта: оценка потенциала дальнейшего развития проекта в образовательной программе группы.
Выполнение каждого из перечисленных шагов подразумевает вовлечение студентов педагогического вуза в самоорганизуемую деятельность, особенности, способы, результаты которой складываются постепенно под влиянием множества факторов, ведущая роль среди которых принадлежит обучению в вузе. Описанный процесс называется становлением культуры самовыражения будущих педагогов. Он представляет собой непрерывные, циклично и спиралевидно разворачивающиеся во времени качественные и/или количественные изменения, происходящие с особенностями, способами, результатами самоорганизуемой деятельности студентов педагогического вуза. Рассмотрим более подробно его протекание в условиях разработки будущими педагогами здоровьеориентированных проектов.
На первом месте здесь находится организационная деятельность преподавателя вуза, подбирающего темы, направления и т. д., по которым будут разрабатываться проекты. Здесь важно, чтобы решения, принимаемые студентом в рамках выполнения алгоритма разработки здоровьеориентированного проекта, с одной стороны, были максимально типичны для любой ДОО и повседневного функционала воспитателя, что позволяет обеспечить выполнение сформулированного ранее требования о необходимости формирования профессиональных компетенций педагогов. С другой стороны, в контексте нашего исследования, это должно сопровождаться демонстрацией преподавателем для обучающихся возможностей самовыражения в профессиональной деятельности. Иначе невозможно говорить об изменениях или совершенствовании самоорганизуемой деятельности будущих педагогов, следовательно, о становлении их культуры самовыражения.
Положительно влияет на возможность выразить себя вариативность предлагаемых студентам здоровьеориентированных проектов. Она легко достигается при выборе в качестве его содержательного контекста различных примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования (ПООП ДО), разработанных в соответствии с ФГОС ДО. В этом случае будущие педагоги выражают себя через выбор удобной и принимаемой ими как наиболее приемлемая в профессиональной деятельности ПООП ДО.
Затем на подходах, реализуемых в выбранной программе, и на ее содержании студенты начинают разворачивать самоорганизуемую деятельность по разработке здоровьеориентированных проектов. Они учатся планировать выполнение профессиональных обязанностей с учетом своих предпочтений и ориентацией на других субъектов педагогического процесса - детей, коллег, родителей.
Постепенно особенности, способы, результаты самоорганизуемой деятельности начинают приобретать все более определенные черты, характеризуя культуру самовыражения педагога. Иными словами, осуществляется ее становление. Этот процесс активно происходит в силу того, что разработка здоровьеориентированных проектов требует высокой субъектности студентов, позволяя обеспечить самостоятельное приобретение знаний в области дошкольной педагогики и детской психологии в процессе решения профессиональных задач, требующих интеграции не только теоретических знаний из различных учебных дисциплин (модулей), предусмотренных учебными планами вуза, но и демонстрации владения соответствующими практическими навыками на защите проекта.
В этом мы также видим широкий спектр возможностей для самовыражения будущих воспитателей. Ведь им нужно предъявить аудитории продукты своего интеллектуального и практического творчества, без чего сложно говорить о выполнении профессиональной педагогической деятельности. Они видят реакции на способы и результаты своего самовыражения, что создает условия, в которых есть возможность соотнести представления о себе как личности и себе как субъекте педагогической деятельности с соответствующими образами, складывающимися у других людей. В данном случае - у одногруппников и преподавателей. Это способствует появлению рефлексивной деятельности, активному присвоению моделей самовыражения в работе с детьми или совершенствованию этих моделей. Таким образом создаются условия для изменения особенностей, способов, а в дальнейшем и результатов самоорганизуемой деятельности, определяя становление культуры самовыражения студентов педагогического вуза.
Студент, разрабатывающий здоровьеориентированный проект, может использовать документооборот ДОО для погружения в квази-профессиональную деятельность и для первоначальной ориентировки в возможностях, способах самовыражения при выполнении алгоритма создания здоровьеориентированного проекта. Этот алгоритм позволяет соединить, например, в недельный проект три традиционных направления здоровьесбережения (образовательное, оздоровительное, социальное) в соответствии с выбранной ПООП ДО, принятым в детском саду календарно-тематическим планированием и максимально учитывать индивидуальные особенности развития детей, что способствует успешному формированию профессиональных компетенций будущих педагогов. Основным критерием «формальной» оценки преподавателем выполненного проекта является возможность его реализации в детском саду, например, во время производственной практики. Для качественной оценки сделанного будущим воспитателем, важно исходить из того, как он смог выразить себя в этой деятельности, какие использовал средства, формы, способы, как оценил свою работу. Иными словами, как происходило становление его культуры самовыражения в процессе разработки и реализации здоровьеориентированного проекта.
Далее остановимся на образовательном модуле, разрабатываемого студентами здоровьеориентированного проекта, реализующем первое из названных направлений здоровьесбережения. Этот модуль обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста представление о здоровом образе жизни. Он может включать серии занятий для дошкольников по общей теме «Уроки здоровья», разнообразные игровые виды деятельности, элементы арт-терапии и сказкотерапии, психогимнастику, технологии музыкального и цветового воздействия, интегрированные физкультурные занятия. Выбор конкретных форм работы с детьми - еще одно условие самовыражения, ведущее к становлению культуры самовыражения будущих педагогов. Ведь здесь они имеют возможность продемонстрировать то, что важно и значимо для них в профессиональной деятельности, поделиться этим с другими.
Для студентов в процессе разработки здоровьеориентированного проекта наибольший интерес и трудности представляет конструирование содержания входящего в него образовательного модуля. Здесь и предпосылки для выстраивания своего «пути в профессии», и необходимость соблюдать требования ФГОС ДО, и следование принципам построения выбранной за основу разработки здоровьеориентированного проекта ПООП ДО, и стремление выразить себя. Программы дошкольного образования, разработанные с учетом ФГОС ДО, во второй части «2. Содержательный раздел ООП ДО» (п. 2.6 ФГОС ДО [5, с. 240]) предусматривают обязательную составляющую - образовательную область «Физическое развитие», в которой содержатся направления двигательной деятельности и формирования здорового образа жизни ребенка.
Методика физического развития и воспитания детей дошкольного возраста является хорошо проработанной в российской дошкольной педагогике. Студент, разрабатывающий здоровьеориентированный проект, может использовать все многообразие традиционных форм организации образовательного взаимодействия с детьми по обеспечению двигательной детской деятельности: утреннюю и бодрящую гимнастику; физкультминутки; динамические паузы; игры и упражнения с речевым сопровождением (стихи, песенки, потешки, считалки и др.); игры и упражнения под музыку; подвижные дидактические игры; подвижные игры с правилами; игры с элементами спорта; соревнования (эстафеты); досуги здоровья. Этим обеспечивается, с одной стороны, формирование профессиональных компетенций будущих педагогов, а с другой - появляются возможности для становления культуры самовыражения через выбор форм самовыражения, способов осуществления профессиональной деятельности.
Кроме того, необходимость вовлечения детей в разные виды двигательной активности позволяет будущим воспитателям постепенно осознавать важность не только собственного самовыражения, но и самовыражения дошкольников, что существенно в педагогической деятельности. Ведь, как мы отмечали ранее, потребность в самовыражении присутствует у каждого человека и требует своего удовлетворения.
Одним из результатов самоорганизуемой деятельности будущих педагогов является разработка уникальной для здоровьеориентированного проекта сетки непосредственной образовательной деятельности, совместной образовательной деятельности воспитателя и детей, культурных практик в режимные моментах. Все это позволяет студентам выражать себя, ориентируясь, с одной стороны, на требования грамотного выполнения профессиональной деятельности. В частности, это касается ориентированных на здоровьесбережение сюжетных, игровых, тематических, комплексных, тренировочных, контрольно-диагностических форм образовательной деятельности с дошкольниками. С другой стороны, самовыражение происходит на основе их взглядов на организацию работы по здоровьесбережению детей в определенной возрастной группе детского сада.
Подводя итог всему изложенному, подчеркнем, что в ходе разработки здоровьеориентированных проектов у студентов - будущих воспитателей имеются следующие условия для становления культуры самовыражения: выполнение самоорганизуемой деятельности, следствием чего является высокий уровень их субъектности; вариативность действий при разработке проекта; разнообразие содержательного контекста ПООП ДО, на основании которых разрабатывается здоровьеориентированный проект; планирование педагогической деятельности на основе собственных предпочтений в профессии; публичная защита проекта; рефлексивная деятельность после защиты проекта. Следовательно, процесс разработки здоровьеориентированных проектов является одним из условий, в которых будет проходить успешное становление культуры самовыражения будущих педагогов.
Рецензенты:
Абаскалова Н.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры анатомии, физиологии и гигиены, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск;
Силкина Н.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения, педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск.
Библиографическая ссылка
Зверкова А.Ю., Омельченко Е.А., Омельченко Е.А. РАЗРАБОТКА ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТА КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20822 (дата обращения: 14.03.2025).