Процесс выполнения проектов является условием развития специалиста нового поколения, который максимально приближает студента к условиям производственной среды, а состояние конечного результата – дизайн-проекта – к условиям его существования. Проектное высказывание обладает повышенной содержательной ценностью. Для эффективности развития восприятия студентов и воплощения полученных впечатлений, представлений и знаний в практической проектной деятельности выбирается такая форма, при которой производится процедура обобщения полученной информации, переноса и применения её в новых условиях, объединение теоретических знаний и их практической реализации [4]. Обучающие задания формируют стратегический подход в дизайн-проектах, создают устойчивую матрицу для их реализаций и воплощений.
Технология развития креативного мышления представляет три проекта, ограниченных во времени и направленных на конкретный результат и создание самобытного продукта. Первый проект – «Единичное изделие. Концепция самодостаточности или 8К», второй проект – «Арт-концепт: аксессуар + видеоряд», третий – «Платье как искусство». Прое́кт – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. Каждый проект сопровождается точными инструкциями, мини-упражнениями, которые создают прецедент на конкретные действия, связанные с актуализацией ресурса идей. В концепции «бесконечной» трактовки «продукта» на декоративном, пластическом, образном, технологическом уровне бесконечно важна роль личности (творца, дизайнера) в творческом процессе.
Креативность можно упрощенно представить в виде двух фаз: вдохновение и отбор. Психологический механизм воздействия креативной составляющей проектов на сознание обучаемого выглядит как установка на пробуждение воображения и правильное, т.е. профессиональное видение. В общем виде креативность можно представить как сочетание процессов дивергенции (расхождения, расширения) и конвергенции (схождения, собирания) идей. Или в более простом виде – способности мыслить и вширь, и вглубь. Это коррелирует с положением Чиксентмихайи о способности гениальных креативных людей сочетать противоположности. Если говорить об индивидуальной креативности, то основная отличительная черта творческих людей, по мнению Чиксентмихайи, – это сложность. Его формулировка в интервью журналу «Wired»: «Быть полностью вовлечённым в деятельность ради неё самой. Эго отпадает. Время летит. Каждое действие, движение, мысль следует из предыдущей, словно играешь джаз. Всё твоё существо вовлечено, и ты применяешь свои умения на пределе», как нельзя лучше иллюстрирует методику и атмосферу авторских проектов курса «Дизайн проектирование».
Каждый проект – это система, где важны все условия. Все элементы системы связаны между собой и могут повлиять на конечный результат. В архитектуре есть понятие тенсёгрити – термин, введённый ученым и архитектором Ричардом Бакминстером Фуллером, который обозначил этим словом «свойство каркасных структур, в которых задействуются цельные детали, работающие на натяжение, и составные детали, работающие на сжатие, таким образом, что каждая деталь функционирует с максимальной эффективностью и экономичностью». Это определение очень точно отражает структуру создаваемых артефактов, говорит о важности комплексности в работе над проектами для получения уникального результата. «Цельными деталями» внутри проектов являются задачи и зоны внимания, а «составными деталями» являются условия, качества и контексты упражнений.
1.Первый проект – «Единичное изделие. Концепция самодостаточности или 8К». Актуализация проекта начинается с презентации аналогов в мировой моде. Видеоряд задаёт высокую планку на начальном этапе, активно стимулирует стартовый этап работы над проектом. Следующий этап – выбор ассортиментной группы – водолазка, балетная пачка, олимпийка, тренч, сарафан, мужские брюки, дафлкот и т.д. Третий этап – выбор девиза – «волосы», «узел», «3D», «воздухопроницаемость», «бинты», «рафинад», «пластическая хирургия» и т.п. Выбор девиза даёт более точное направление в поиске нового, стимулирует эмоциональные и ассоциативные посылы, создающие интерактивную атмосферу и раскрепощённость. Девиз помогает преодолеть творческий блок, часто возникающий на начальном этапе поиска решений, когда изделие-продукт кажется или совсем непонятным, или, наоборот, слишком традиционным. Следующий, очень важный этап – «пропускание» оригинальной идеи через 8К (Восемь Концептов – авт. формулировка), формирующих концепт самодостаточности конечного продукта-артефакта:
1. Концепт формы.
2. Концепт пропорции.
3. Концепт конструкции.
4. Концепт детали.
5. Концепт технологических обработок.
6. Концепт цвета.
7. Концепт фактуры.
8. Концепт взаимодействия с фигурой человека.
Определение пределов по каждому пункту всегда будет иметь ресурс новых идей и разрушать внутренние запреты на активное вторжение в пространство костюма. Все концепты опираются на композиционную грамоту – способы формообразования, виды преобразования формы, снабжены авторскими упражнениями и формулировками – «нарушение анатомических пределов», «арт-конечности», «вещи трансформеры», «вещи мутанты» и т. п [3].
Все этапы «созревания» творческого проекта фиксируются в тетради. Тетрадь (sketchbook) – это своеобразное «досье» проекта. Материал фиксируется по типу «шифровки», иногда понятной только автору – цитаты, мысли, записи, упражнения, схемы, зарисовки, коллажи, фотографии. Ключевое качество дизайнера на всех этапах работы над проектом – самостоятельность. Конечный продукт проекта – единичное изделие + sketchbook.
2. Второй проект – «Арт-концепт: аксессуар + видеоряд». Аксессуар (в переводе с английского – принадлежность). В латинском языке accessorius – добавочный – предмет, сопутствующий чему-либо, принадлежность чего-либо. В костюме аксессуары создают завершённость образа, гармонизируют его. В формате второго проекта идея аксессуара формируется вне контекста костюма. Поэтому изначально аксессуар «не принадлежит» конкретному костюму или образу, скорее, он формирует их. Смещение отправной точки постановки задачи – создание арт-концепта в аксессуаре – точнее расставляет необходимые акценты в реализации второго проекта, который состоит из непосредственно аксессуара и видеоряда. Главная задача этого проекта – вычленение концепции на визуальном уровне. Концепция аксессуара складывается из выбранного ассортимента и девиза.
Катализатором второго проекта является видео-презентация лучших аналогов аксессуаров в современном дизайне. Видеоряд запускает аналитические процессы и визуальное тренд-тестирование фэшн-объектов, актуализирует процессы мышления, формирует уровневую планку эстетических критериев. Блок примеров «look-book» известных марок показывает примеры концептов фотосессий.
Способы реализации видеоряда – фотосессия, видеоролик, коллаж, где главным действующим лицом является аксессуар. Новизна идеи аксессуара усиливается композиционными, образными, техническими возможностями видеоряда. Видеоряд связан с образным осмыслением девиза проекта и созданием арт-пространства аксессуара. Главная авторская идея определяет план выражения, план содержания, смысл, единство, ситуацию, подтекст, стиль, образ, изобразительные средства.
Важное место в проекте занимает сбор материала (inspiration) – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. В формате второго проекта – это «автор-девиз-объект». Точно собранный материал даёт новое качество конкретному результату, формирует процесс создания субъективных ценностей в проектировании традиционных вещей Конечный продукт проекта – аксессуар + видеоряд [3].
3. Третий проект – «Платье как искусство». Чтобы понять специфику третьего проекта, нужно разобраться с определениями. Существуют два различных подхода в определении термина искусство – западный и восточный. Проект «платье как искусство» имеет три пути реализации:
1. Платье – концепт.
2. Платье – эмоция (посыл).
3. Платье – шедевр (ремесло).
Это не жёсткое деление, это приоритеты направленности действий. Часто эти направления соединяются в одном изделии. Цель – поднять профессиональное отношение к костюму на уровень искусства. У каждого автора есть выбор – создание суперконцептуального платья, пригодного в повседневном использовании, создание платья-артефакта, неприменимого в жизни (подиумный вариант), проектирование платья с ювелирными техниками кроя и классическими приёмами декорирования в лучших традициях дизайна костюма [2]. Таким образом, проект объединяет в себе и философию двух культур, и варианты авторских пристрастий в понимании костюма, и различные способы реализации.
Проект включает выбор девиза и выбор гипотетического соавтора. Выбор девиза даёт концентрацию и направленность творческому поиску в традиционном ассортименте «платье». Выбор соавтора (сообщника) не является обязательным условием. «Соавтор» – яркая личность в дизайне, искусстве, фантазийный персонаж – помогает найти новые качества в собственном видении привычного, услышать внутри себя скрытые резервы видения через личность другого человека.
Обязательным этапом проекта «Платье как искусство» является формулировка концепта. Проговаривание основной идеи даёт точное понимание и осознание проектирования артобъекта. К концепции проговаривается творческая идея и способы реализации. Работа над одним платьем даёт наглядное представление о бесконечности потенциала работы с одной идеей. Конечный продукт проекта – платье + графические разработки.
Таким образом, данная проектная технология не только актуализирует креативное мышление, но и максимально приближает учебный процесс к профессиональной методологии творчества дизайнера. Результат развития дизайн-деятельности выражается не только в материальном эквиваленте, но и абстрактном и может иметь эстетическую, идеологическую, культурологическую значимость. Анализ развития проектной природы дизайна и форм его существования не могут быть реализованы без активного привлечения философских, социальных, эстетических, технических и прочих учений. В зависимости от целей, поставленных перед проектными задачами, в дизайне объединяются весьма различные знания. Полярное взаимодействие порождает новые образы, приводит к появлению новой культуры. А значит, что дополнительным ресурсом проектной технологии становится «трансграничность» [5]. Появляется совершенно новая модель образования, происходит радикальная трансформация по преобразованию ученической ментальности в профессиональную.
Конечно, качество конечного результата во многом зависит от внутренней мотивации студента. Но очень интересно понять, что может быть полезным дизайнеру в его будущей работе для осознания и развития собственных креативных методов дизайн-проектирования [3].
Рецензенты:
Хилько Н.Ф., д.п.н., профессор кафедры «Кино-, фото-, видеотворчества» Омского государственного университета им. Достоевского, г. Омск;
Дмитриева Л.М., д.ф.н., зав. кафедрой «Дизайн и технология медиаиндустрии» Омского государственного технического университета, г. Омск.
Библиографическая ссылка
Тимофеева М.Р. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДИЗАЙНЕРОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20588 (дата обращения: 21.11.2024).