Современная спортивная тренировка предъявляет повышенные требования ко всем сторонам подготовки спортсмена и его функциональному состоянию, которое позволяет осуществить в экстремальных условиях оптимальную психомоторную деятельность [3]. Систематические занятия определенным видом спорта оказывают существенное влияние на характер и степень межполушарной функциональной асимметрии [1]. Индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) - это сочетание моторной, сенсорной и психической асимметрий, которое определяет присущие только определенному индивидууму особенности поведения [8]. Известно, что специфика ИПА тесно связана с адаптацией и поведением в экстремальных условиях, вербальным и невербальным интеллектом, стратегией восприятия и обработки информации. Это определяет перспективность развертывания комплексных междисциплинарных исследований функциональных асимметрий у представителей различных видов спорта [2, 6, 8]. Мыслительные способности как индивидуально-своеобразное свойство личности являются условием успешности решения определенной задачи [9]. Соревновательная деятельность предусматривают одновременное протекание процессов восприятия, мышления и моторной деятельности, результаты которой выражаются в конкретных технико-тактических действиях спортсменов с учетом всех условий конкретной ситуации. Посредством этих действий и решаются стоящие перед ним тактические задачи, в основе которых лежит мышление как психический процесс [4]. Левое и правое полушарие по-разному участвуют в мыслительных операциях. Поэтому проблема функциональных асимметрий в спорте с каждым годом привлекает все больше исследователей.
Цель исследования
Изучение особенностей мыслительной деятельности студентов-спортсменов с разным типом межполушарной функциональной асимметрии мозга.
Материал и методы исследования
Исследования проводились на базе Института физической культуры и спорта Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, в котором приняли участие 145 юношей-студентов 1-5 курсов в возрасте 17-22 лет, занимающихся игровыми видами спорта (волейболом, футболом и гандболом), легкой атлетикой и борьбой. Обследованные юноши не имели высокой спортивной квалификации. Оценку функциональной асимметрии мозга проводили на основании ведущей руки (мануальная асимметрия), ноги (моторная асимметрия), глаза (зрительная асимметрия) и уха (слуховая асимметрия) [2]. Мануальную асимметрию выявляли на основании тестовых методик «Переплет пальцев», «Скрещивание рук», «Аплодисменты», «Заводка часов», а также сенсибилизированного опросника [10]. Определение моторной асимметрии осуществляли по тестам «Нога на ногу», «Длина шага», «Удар по мячу», «Подпрыгивание на ноге». Для выявления зрительной асимметрии использовали тесты «Подзорная труба», «Карта с дырой», «Проба Розенбаха» и «Острота зрения». Пробы на слуховую асимметрию включали методики «Тиканье часов», «Шепотная речь» и «Телефон». Характер и степень межполушарной асимметрии юношей-спортсменов оценивали по знаку и величине коэффициентов мануальной, моторной, зрительной, слуховой и интегральной асимметрии [5]. Особенности мыслительной деятельности спортсменов определяли на основании теста структуры интеллекта Р. Амтхауера [7]. Условия проведения исследования полностью соответствовали этическим требованиям Хельсинкской декларации всемирной медицинской ассоциации (2000). Статистическую обработку данных проводили с помощью пакета программ «Statistica - 6» на основании t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение
По результатам тестовых методик межполушарной асимметрии мозга в большинстве случаев выявлено правостороннее доминирование как моторных, так и сенсорных функций (табл.1).
Таблица 1
Межполушарное распределение латеральных предпочтений моторных и сенсорных функций у юношей-спортсменов, %
Пробы |
Группы обследуемых |
||
Преобладание правосторонних показателей |
Преобладание левосторонних показателей |
Амбидекстры |
|
Ведущая рука (мануальная асимметрия) |
|||
«Переплет пальцев» |
75,9 |
18,6 |
5,5 |
«Скрещивание рук» |
72,4 |
19,3 |
8,3 |
«Аплодисменты» |
64,9 |
26,2 |
8,9 |
«Заводка часов» |
67,6 |
20,7 |
11,7 |
Сенсибилизированный опросник |
70,3 |
9,7 |
20 |
Ведущая нога (моторная асимметрия) |
|||
«Нога на ногу» |
66,3 |
23,4 |
10,3 |
«Длина шага» |
71,8 |
24,1 |
4,1 |
«Удар по мячу» |
76,5 |
15,2 |
8,3 |
«Подпрыгивание на ноге» |
82,1 |
13,1 |
4,8 |
Ведущий глаз (зрительная асимметрия) |
|||
«Подзорная труба» |
9,6 |
86,3 |
4,1 |
«Карта с дырой» |
74,4 |
15,9 |
9,7 |
«Проба Розенбаха» |
10,3 |
4,8 |
5,5 |
«Острота зрения» |
73,2 |
8,9 |
17,9 |
Ведущее ухо (слуховая асимметрия) |
|||
«Тиканье часов» |
68,3 |
26,9 |
15,8 |
«Шепотная речь» |
66,2 |
20,7 |
13,1 |
«Телефон» |
53,1 |
24,1 |
22,8 |
С помощью сенсибилизированного опросника выявлено 44,1% юношей с выраженной праворукостью, 26,2% - со слабой праворукостью, 20% - амбидекстры, 6,9% - с выраженной леворукостью и 2,8% - со слабой леворукостью. Юноши-спортсмены с выраженной и слабой праворукостью составили одну группу (70,3%). Аналогичным образом была сформирована группа леворуких студентов (9,7%). Группа лиц с мануальной амбидекстрией осталась неизменной (20%).
На основании средних значений коэффициентов мануальной, моторной, зрительной, слуховой и интегральной асимметрии можно заключить, что у большинства студентов-спортсменов наблюдается высокий уровень функциональной активности левого полушария по сравнению с правым (табл. 2).
Таблица 2
Средние значения коэффициентов функциональной асимметрии у юношей-спортсменов, %
Коэффициент асимметрии |
Значение коэффициента асимметрии |
|||
Общие (n=145) |
Правши (n=107) |
Левши (n=17) |
Амбидекстры (n=21) |
|
Коэффициент мануальной асимметрии |
51,3±3,2 |
77,9±1,5 |
-50,0±8,5 |
-2,38±3,0 |
Коэффициент моторной асимметрии |
55,2±3,2 |
72,4±3,0 |
-58,8±13,5 |
59,5±6,0 |
Коэффициент зрительной асимметрии |
33,1±2,0 |
33,9±2,5 |
27,9±8,4 |
33,3±6,0 |
Коэффициент слуховой асимметрии |
34,9±3,2 |
35,2±3,0 |
19,6±11,3 |
46,0±8,0 |
Коэффициент интегральной асимметрии |
68,4±2,4 |
82,0±1,5 |
-13,2±6,7 |
65,5±3,0 |
Индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) представляет комбинацию четырех признаков доминирования парных органов: моторики рук и ног, зрения и слуха. В результате анализа ИПА было выявлено 14 различных вариантов сочетаний периферических асимметрий (табл.3).
Таблица 3
Распределение вариантов индивидуального профиля асимметрии у юношей-спортсменов, %
ИПА |
Количество обследуемых, % |
ИПА |
Количество обследуемых, % |
ПППП |
40,7 |
ЛЛЛП |
1,38 |
ПППА |
18,6 |
ЛЛАП |
1,38 |
ППЛП |
2,76 |
ЛЛПА |
2,07 |
ППАП |
5,52 |
ЛЛПЛ |
1,38 |
ППАА |
2,76 |
ЛААЛ |
1,38 |
ППАЛ |
3,45 |
АПАП |
13,1 |
ЛЛПП |
4,14 |
АППА |
1,38 |
В рейтинге вариантов ИПА у студентов-спортсменов преобладал «абсолютно правый профиль» (ПППП). В ходе дальнейших исследований все студенты-спортсмены были распределены на 3 группы на основании типа мануального доминирования как наиболее значимого вида асимметрии: 1 группа - 73,8% студентов (волейболисты и футболисты) с правосторонней мануальной асимметрией, правосторонней моторной асимметрией и различным сочетанием сенсорных асимметрий; 2 группа - 11,7% спортсменов (гандболисты и легкоатлеты) с левосторонней мануальной асимметрией с различным сочетанием моторной и сенсорной асимметрий; 3 группа - 14,5% юношей (борцы и гандболисты) с мануальной амбикстрией и с различным сочетанием моторной и сенсорной асимметрий.
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауера включает в себя 9 субтестов, представляющих собой группы заданий, направленных на измерение различных аспектов умственной деятельности человека.
По данным наших исследований были выявлены различия в выполнении заданий у студентов-спортсменов с разным типом межполушарной функциональной асимметрией мозга (табл. 4).
Так, результаты субтеста «Осведомленность» свидетельствуют о среднем уровне знаний во всех обследуемых группах. Тем не менее, наилучший результат был зафиксирован у студентов-правшей (14,5±0,2 балла) по сравнению (р<0,05) со спортсменами с левосторонней мануальной асимметрией (13,4±0,5 балла). Тогда как результаты амбидекстров достоверно не отличались от таковых правшей и левшей. Отметим, что наибольшие затруднения у студентов вызвали вопросы из областей литературы, истории и географии.
Исследования аналитико-синтетической деятельности с помощью субтеста «Исключение лишнего» показали, что у студентов во всех группах в одинаковой степени выражена способность к выделению общих признаков и свойств предметов или понятий, их умению сравнивать, переходить от наглядно-действенных форм сравнения к сравнению отвлеченному.
Субтест «Поиск аналогий» выявил, что у студенты-правши обладают наилучшей способностью к словесно-логическому мышлению и операции обобщения (13,2±0,17 балла) по сравнению (р<0,05) с левшами (12,3±0,3 балла) и амбидекстрами (11,8±0,4 балла). Наиболее высокий уровень развития абстрактного мышления и богатство словарного запаса по данным субтеста «Определение общего» установлен у праворуких спортсменов (18,5±0,37 балла) по сравнению с леворукими (16,7±0,7 балла). Результаты спортсменов-амбидекстров не имели достоверных различий от показателей правшей и левшей.
По данным «Арифметического субтеста» наилучшая способность к математическому анализу и синтезу, логическому умозаключению и математическому обобщению выражена у студентов с праворукостью (12,7±0,18 балла) и амбидекстрией (13,4±0,5 балла) по сравнению с леворукими спортсменами (10,4±0,4 балла).
Таблица 4
Особенности мыслительной деятельности юношей-спортсменов с разным типом межполушарной функциональной асимметрии по тесту Р. Амтхауера в баллах
Тестовые задания |
Группы обследуемых |
||
«Правши» (n=107) |
«Левши» (n=17) |
«Амбидекстры» (n=21) |
|
«Осведомленность» |
14,5±0,2 |
13,4±0,5 * |
13,9±0,6 |
«Исключение лишнего» |
13,9±0,2 |
13,6±0,5 |
13,1±0,6 |
«Поиск аналогий» |
13,2±0,17 |
12,3±0,3* |
11,8±0,4* |
«Определение общего» |
18,5±0,37 |
16,7±0,7* |
17,5±0,8 |
«Арифметический» |
12,7±0,18 |
10,4±0,4* |
13,4±0,5∞ |
«Определение закономерностей» |
10,6±0,2 |
9,7±0,3* |
10,4±0,3 |
«Геометрическое сложение» |
9,35±0,16 |
11,9±0,5* |
10,2±0,4∞ |
«Пространственное воображение» |
8,47±0,16 |
11,3±0,4* |
8,9±0,23∞ |
«Запоминание» |
9,38±0,18 |
9,2±0,3 |
9,1±0,3 |
Общий уровень интеллекта |
110,6±0,97 |
110,1±1,1 |
108,3±1,7 |
Комплекс вербальных субтестов |
60,1±0,6 |
56,0±0,9* |
56,3±1,2* |
Комплекс математических субтестов |
23,3±0,3 |
21,6±0,7* |
23,8±0,7∞ |
Комплекс конструктивных субтестов |
17,8±0,2 |
23,2±0,7* |
19,1±0,65∞ |
Комплекс теоретических планов способностей |
32,4±0,45 |
30,1±0,8* |
30,6±0,95 |
Комплекс практических планов способностей |
27,7±0,3 |
25,7±0,7* |
25,8±0,7* |
Примечание: * - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей юношей-правшей; ∞ - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей юношей-левшей.
На основании субтеста «Определение закономерностей» можно заключить, что проявление преимущественно аналитико-синтетических математических способностей в группах левшей и амбидекстров достоверно не отличались. Тем не менее, данная способность у правшей (10,6±0,2 балла) выражена лучше по сравнению (р<0,05) с левшами (9,7±0,3 балла). Умение решать геометрические задачи, богатство пространственных представлений, конструктивные практические способности и наглядно-действенное мышление по результатам субтестов «Геометрическое сложение» и «Пространственное воображение» в наибольшей степени выражены у леворуких спортсменов по сравнению с праворукими и амбидекстрами (р<0,05). Результаты субтеста «Запоминание» не имели достоверных различий в обследованных группах. Кроме того, способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению, а также сосредоточенность внимания у студентов-спортсменов оказалась невысокой.
Суммарные оценки по результатам 9 субтестов не выявили достоверных различий в общем уровне интеллектуальных способностей у студентов с разным типом латерализации мозга. Однако у праворуких спортсменов преобладает вербальный интеллект и выражены практические математические способности. У леворуких спортсменов в наибольшей степени развиты конструктивные (пространственные) способности теоретического и практического плана в отличие от правшей и амбидекстров (р<0,05). Отметим, что во всех обследованных группах способность к теоретической одаренности была выше по сравнению с практической. Оказалось, что наиболее высокой способностью к теоретической одаренности обладают праворукие юноши-спортсмены по сравнению с леворукими (р<0,05) и наиболее высокой способностью к практической одаренности по сравнению с леворукими и амбидекстрами (р<0,05).
Заключение
- Студенты-спортсмены с правосторонней мануальной ассиметрией обладают наиболее высокими мыслительными способностями по сравнению с леворукими и амбидекстрами.
- Специфика спортивной деятельности студентов оказывает влияние на выраженность межполушарной функциональной асимметрии мозга.
Рецензенты:
Онищенко А.Н., д.м.н., профессор кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Саратов;
Пучиньян Д. М., д.м.н., профессор, заместитель директора по науке, и.о. главного научного сотрудника группы физиологии и патофизиологии ФГБУ «Саратовский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Саратов.
Библиографическая ссылка
Павленкович С.С., Токаева Л.К., Беспалова Т.А. ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ МЕЖПОЛУШАРНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20050 (дата обращения: 02.04.2025).