В связи с переходом на двухуровневую систему образования сократилось количество аудиторных часов, выделяемых на математику, увеличилась доля самостоятельной работы. При этом у большинства студентов отсутствуют необходимые навыки самостоятельной работы. В этих условиях повысить качество математического образования можно только за счет оптимизации процесса обучения, внедрения новых методов и технологий активного развития навыков самостоятельной работы студентов.
Контролируемая самостоятельная работа (КСР) – управляемая самостоятельная работа студентов, организуемая в аудитории под контролем преподавателя в соответствии с расписанием [3]. Она направлена на ликвидацию пробелов в знаниях, углубление и закрепление материала, изученного в ходе проведения лекционных и практических занятий.
Например, при обучении Математическому анализу на факультете «Энергомашиностроение» В МГТУ им. Н.Э. Баумана на КСР отведено 36 аудиторных часов в семестр. Занятия проводятся согласно расписанию один раз в неделю.
КСР-занятие организуется таким образом, что большая часть времени (примерно 80 %) выделяется для индивидуальной работы со студентами, работы в парах и малых группах. В начале каждого занятия 10–20 минут отводится на разбор домашних заданий. Затем преподаватель работает индивидуально с отдельными студентами, поочередно отключая их от самостоятельной работы. Студенты работают в трех режимах – совместно с преподавателем, индивидуально с преподавателем и самостоятельно под руководством преподавателя. Описанная форма обучения дает студенту возможность на каждом последующем занятии продолжать деятельность, изменяющуюся в зависимости от его индивидуальных особенностей. Такая возможность реализуется посредством предоставления студентам заданий, разделенных на уровни сложности.
На основании проведенного анализа списка математических компетенций [6], методических рекомендаций для профессорско-преподавательских коллективов вузов [1], нами выделены три уровня математических компетенций – пороговый, продвинутый, высокий. Задачи для самостоятельной работы также разделены на три уровня, соответствующие уровням достижения математических компетенций.
Критерии отбора заданий для самостоятельной работы:
Уровень 1 (пороговый): задачи, требующие умения применять в знакомой ситуации известные факты, стандартные приемы, распознавать математические объекты и свойства, применять известные алгоритмы и технические навыки.
Уровень 2 (продвинутый): задачи, которые не являются типичными, но знакомы студентам или выходят за рамки известного лишь в небольшой степени.
Уровень 3 (высокий): задачи, для решения которых требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий.
Пример трехуровневого задания по теме «Дифференциал функции одной переменной»:
Уровень 1 Известно, что в
некоторой точке значение производной
функции
равно 5. Найдите значение
дифференциала функции в точке
при
.
Требуется уметь применить в знакомой
ситуации известную формулу (непосредственная
подстановка значений в формулу).
Уровень 2 Дана функция . Известно, что в некоторой точке
приращению независимой переменной соответствует главная часть приращения
функции, равная (-0,8). Найти начальное значение независимой переменной.
Требуется проанализировать условие задачи; знать определение дифференциала функции; понять, какую формулу необходимо применить для решения задачи; уметь выразить из нее искомое значение.
Уровень 3 Найдите дифференциал
функции двумя способами: а) как
главную линейную часть приращения функции; б) при помощи производной. Сравните
полученные результаты. Могли они оказаться различными?
Требуется знать и глубоко понимать определение дифференциала функции и приращения функции; уметь вычислять дифференциал различными способами; уметь выполнять алгебраические преобразования, уметь представлять, объяснять, анализировать и интерпретировать полученные результаты.
Студенты сами выбирают уровень сложности задания. Выполнив задание первого уровня, каждый студент сам решает, стоит ли ему переходить к выполнению более сложных заданий. Отметим, что трехуровневые задания могут служить инструментом для оценки уровня сформированности математических компетенций студентов.
Еще одной формой организации самостоятельной работы в аудитории является работа в парах и малых группах по 4 человека [4].
Схема работы в
паре: совместно работают два студента.
Такая работа значительно повышает активность обучаемых. Все студенты в группе получают возможность говорить, отвечать на вопросы, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их.
Например, в качестве домашней самостоятельной работы студенты несколько раз в семестре выполняют расчетно-графические работы (типовые расчеты). Традиционную защиту типовых расчетов, проходящую в режиме собеседования, можно заменить работой в парах. Студенты заранее должны подготовить друг для друга вопросы, которые могут касаться определений понятий, формулировок теорем, свойств, формул, алгоритмов решения и т.п.
Схема
работы в группе из 4 человек:
Работа организуется в несколько этапов.
Каждый студент получает карточку с задачей. На обороте карточки записано решение. Первый этап – работа с первым партнером, взаимообучение, взаимопроверка, обмен карточками. Второй этап – работа со вторым партнером по карточке, по которой только что был проверен сам, очередной обмен карточками. Третий этап – работа с первым партнером, но уже по другой карточке.
Работа в малых группах демократична по своей сути. Все студенты оказываются в равных условиях, становятся достаточно компетентными по своей части задания, могут успешно обучать и контролировать независимо от уровня общей обученности. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности партнеров. Как показывает опыт, успешно работают и два сильных, и два слабых студента, и сильный со слабым при условии взаимного расположения друг к другу. Общение, поиск и обоснование совместного решения способствуют развитию компетенций, связанных с личностным самосовершенствованием и развитием коммуникативных качеств, умением работать в команде.
Следует обратить внимание, что описанную форму обучения не следует отожествлять с работой в группах, где проверяющим назначается сильный студент (ассистент). Формирование пар и групп происходит по желанию студентов, т.к. решающую роль играет фактор контактности. Кроме того, целесообразно осваивать новые организационные формы постепенно. Начать с того, что студенты, объединившись в статическую пару, зададут друг другу по одному вопросу, или же повторят (продублируют) вопрос, заданный преподавателем. Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что даже у тех студентов, которые успешно справляются с письменными заданиями, практически отсутствует умение выражать свои мысли логично и последовательно, корректно описывать математические объекты, произносить вслух формулы.
В качестве примера опишем этапы организации КСР-занятия по теме «Исследование функции на экстремум».
Этап 1. В начале занятия преподаватель в течение 10–15 мин работает со всеми студентами одновременно – пояснят теоретический материал, отвечает на вопросы, появившиеся в ходе выполнения домашних заданий.
Этап 2. Работа в прах (примерно 20 мин). Студенты объединяются в вариационные пары. Каждый студент получает карточку с заданием. Определяется схема работы (кто с кем работает на каждом этапе). Каждый из партнеров по очереди выступает в роли «обучающего» или «обучаемого».
Пример задания для работы в парах:
а) Найти экстремумы и
интервалы монотонности функции .
б) Найти наибольшее и наименьшее значения этой функции на отрезке
[–1; 5].
Этап 3. Самостоятельная работа с индивидуальными заданиями (примерно 60 мин). Студенты работают самостоятельно в тетради. Каждый получает возможность самому выбрать начальный уровень и решает вопрос о переходе к выполнению заданий следующих уровней.
Пример заданий для индивидуальной работы:
Найти экстремумы и интервалы монотонности функции.
Уровень 1 .
Уровень 2 .
Уровень 3 .
При переходе к описанной модели организации обучения на КСР-занятия у преподавателя появляется возможность непрерывного контроля и необходимой корректировки результатов деятельности студентов. Помимо этого в учебный процесс вводится оперативный самоучет, который базируется на том, что дополнительными видами контроля результатов самостоятельной работы обучаемых является взаимоконтроль и самоконтроль.
На очередном этапе работы с трехуровневыми заданиями каждый студент отмечает факт их выполнения в собственном графике самоучета. Подчеркнем, что такой учет носит количественный характер, поскольку для качественного показателя достаточно результатов выполнения заданий рубежного контроля.
Описанная модель организации КСР-занятия позволяет вовлечь студентов в активную самостоятельную учебную деятельность, компонентами которой являются индивидуальное планирование, самоорганизация, саморазвитие, самооценка, представление и защита своих учебных достижений. При этом роль преподавателя изменяется от руководителя к помощнику. Он должен сам уметь общаться, ставить цели и мотивировать студентов достигать их, учить проводить анализ и самоанализ.
Рецензенты:Нижников А.И., д.п.н., к.ф.-м.н., профессор, заведующий кафедрой прикладной математики, информатики и информационных технологий ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва;
Бубнов В.А., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой естественнонаучных дисциплин Института математики и информатики ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Анисова Т.Л., Корешкова Т.А. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРНОЙ КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19134 (дата обращения: 13.03.2025).