По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), рак входит в десятку заболеваний, являющихся причиной смертности людей по всему миру. В отчете ВОЗ за 2012 год 7.6 миллионов человек (около 13 %) по всей планете в 2008 году умерли от рака. По данным GLOBOCAN, IARC (Международного Агентства по Исследованию Рака) Россия в 2008 году заняла 5-е место по числу смертей онкологических больных. В России среди женщин по смертности доминирует рак молочной железы (17,2 %), среди мужчин рак легких (28,7 %). За последние 10 лет число онкологических больных в стране увеличилось на 25,5%.
В наше время проблема исследования не только этимологии онкологических заболеваний, но и изучение масштабности психологической травмы, настигающей человека при первом диагностировании данной болезни, безусловно, актуальны. По мнению многих исследователей, именно при этом заболевании можно присвоить самый высокий индекс психологического риска и психологической опасности заболевшим более чем в 50% случаев.
За менее чем сто лет, медицина совершила огромный научный прорыв в области онкологии (разработка и внедрение новейших диагностических методов, усовершенствование прежних и создание новых современных методов лечения, и т.д.). Однако многие аспекты заболевания остаются до конца неизученными. Проблема онкологического заболевания затрагивает различные сферы жизнедеятельности человека и несет в себе мощную стрессовую нагрузку, как для пациента, так и для его родственников. В связи с этим клиническая психология активно разрабатывает новые методы психотерапии, направленные на адаптацию пациента к заболеванию, улучшение качества жизни, снижение клинически выраженных форм тревоги, депрессии и т.д. Клиническая психология в поисках новых психотерапевтических методов исследует личностные ресурсы, пытается представить структуру личностных детерминант, понять динамику личностных изменений, которых постигло данное заболевание. Мы в своем исследовании пытаемся объяснить детерминацию личностной автономии в связи с адекватной информированностью о собственном заболевании и необходимостью стать открытым психотерапевтическим воздействиям и психологической помощи.
Методы исследования
Теоретический анализ, авторский опросник «Информированность личности об онкозаболеваниях». Опросник состоит из 20 вопросов. Вопросы подразделяются на три основные категории, которые отражают когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы отношения к болезни. Вопросы даны с тремя вариантами ответов, где каждому из предложенных вариантов для подсчета выявленных результатов присваивается определенный балл. Так ответ «да» – 2 балла, «нет» – 0 баллов и «сомневаюсь» – 1 балл. Для оценки различий между двумя выборками по уровню количественно измеряемого признака был использован непараметрический метод U-критерий Манна Уитни.
Сравнительный анализ был проведен среди следующих групп респондентов: между мужчинами и женщинами по трем основным компонентам, по возрастным категориям, по профессиональным направлениям
Описание выборки
В исследовании приняли участие 90 респондентов, в числе которых мужчины и женщины в возрасте от 18 до 70 лет. Мы разделили всю выборку на три возрастные категории: от 18 до 30 лет, от 31 до 40 лет, и свыше 40 лет. По профессиональному признаку выборка состояла из студентов высших учебных заведений, обучающихся на факультете гуманитарных и социальных наук и факультете филологии Оренбургского государственного университета, преподавателей ВУЗов г. Оренбург, учителей различных школ города Оренбург, военнослужащих и сотрудников социальных служб.
Обсуждение результатов
В современной отечественной психологии общие вопросы личностной автономии представлены Д.А. Леонтьевым, Е.Р. Калитеевской, О.Е. Дергачевой, принципы самодетерминации В.И. Чирковым, автономию как эго-состояние «взрослый» в эго-структуре личности Ж.В. Пыжиковой [1,2].
По мнению этих авторов, понятие автономии тождественно компетентности и информированности. Считается, что компетентность и автономия – это первостепенные психологические потребности, которые лежат в основе внутренней мотивационной активности.
Анализ научных источников позволяет говорить об автономии как об интегральной сущности, которая проявляется в способности личности определять цели, контролировать поведение и, наверное, самое главное, является механизмом адаптации личности к постоянно меняющимся новым условиям [1].
По мнению Деси, повышение уровня самодетерминации (автономии) приводит к росту мотивации и повышению уровня выполняемой задачи, а также понижению уровня стресса, чем более интегрированными и автономными являются мотивы включенности человека, тем более позитивными являются связанные с ними результаты и отношения [5]. Следовательно, самодетерминация личности необходима и важна для здоровья. Если происходит потеря самодетерминации, то личность теряет управление ходом своей жизнью, появляются раздражительность, соматические проявления, агрессивное поведение, чувство беспомощности. Чувство беспомощности является причиной манифестации неадаптивности, которая проявляется в виде обострения болезни и, возможно, смерти.
В отличие от автономного субъекта поведение человека, не обладающего автономией, полностью детерминируется физиологическими и физическими причинами и средой.
Сегодня существует модель информированного согласия, при котором врач выступает как эксперт, информирует пациента о диагнозе, методах лечения, рисках и последствиях. При этом пациент должен быть компетентным, т.е. способным понимать последствия согласия или отказа и быть свободным в принятии решения. Порой пациент сделать это не в состоянии без профессиональной помощи психолога. Клиническая психология имеет теоретический и методический потенциал, чтобы разрешить подобные противоречия.
Для того, чтобы разработать модель психотерапии, необходимо изучить вопрос информированности о заболевании среди населения. Нами было проведено пилотажное исследование, целью которого являлось изучение представления населения и его отношение к онкологическим заболеваниям [3,4].
Направленность оценки к онкологическим заболеваниям среди всех респондентов отрицательная, независимо от степени тяжести заболевания, стадии выявления и прогноза выздоровления.
При сравнении двух несвязных выборок выявлена взаимосвязь между мужчинами и женщинами. Наблюдается значительное различие показателей по когнитивному компоненту Uэмп =589,5 (UКр - 688, р ≤ 0,01; UКр – 769, р ≤ 0,05). По полученным данным (рисунок 1), женщины более информированы об онкозаболеваниях, чем мужчины. Но знания в основном сформированы на бытовом уровне и достаточно ограничены. Можно говорить о низкой информированности людей о факторах риска развития онкологических заболеваний, возможностях их предупреждения, ранней диагностики и современного инновационного лечения по мировым стандартам.
Рис. 1. Результаты исследования по когнитивному компоненту среди мужчин и женщин
Из 44 респондентов (мужчин), 7 человек (15 %) набрали количество баллов меньше 8, и 13 (29,5 %) человек набрали количество баллов равное 8. Можно предположить, что порядка 50 процентов участвующих в исследовании мужчин имеют низкую информированность об онкозаболевании, о возможности диагностики и лечения этого заболевания. Среди женщин таких показателей значительно меньше, всего 5 человек показали низкую информированность (11 %).
В тоже время по таким компонентам, как эмоциональный и поведенческий, значимых различий между мужчинами и женщинами нет (Uэмп эмоц. = 900, UКр - 688, р ≤ 0,01; UКр – 769, р ≤ 0,05; Uэмп повед. = 949, UКр - 688, р ≤ 0,01; UКр – 769, р ≤ 0,05). Эмоциональные переживания у мужчин и у женщин протекают примерно одинаково, они испытывают негативные эмоции, страх смерти, неизлечимости, несмотря на то, что испытуемые, принявшие участие в опросе, непосредственно не сталкивались с этим заболеванием, и для них онкозаболевание не является личностно-значимой проблемой.
Что касается поведенческого компонента личности, то данные опроса свидетельствуют с одной стороны об отсутствии переживаний за собственное здоровье, т.к. многие респонденты не высказывают стремление проходить ежегодное плановое медицинское обследование. В связи с этим, можно предположить, что поведенческая реакция в случае заболевания может быть неадекватна. Следует так же помнить, что поведенческий компонент основан на двух предыдущих: когнитивном и эмоциональном. Нами выявлен низкий уровень когнитивного компонента (низкий уровень информированности), можно говорить о том, что среди респондентов нет четкого понимания своих действий в случае заболевания, для них будет сложно принять решение о методах лечения и реабилитации после интенсивной терапии. Если говорить об автономности личности, то в данном случае скорее она слабо сформирована или отсутствует. Мы так же отмечаем, что отсутствие личностной автономии, как одной из базовых составляющих личностного здоровья, может приводить к психосоматическим проявлениям и психическим нарушениям разной степени тяжести (неврозы, психотические проявления).
Также нами было проведено качественный анализ по возрастному критерию. Были выбраны несколько групп респондентов в возрасте от 18 до 30 лет, от 31 до 40 лет и свыше 40 лет. Однако, между возрастными категориями существенных различий не выявлено. Независимо от возраста, информированность об онкологических заболеваниях и имеющиеся знания о них находится на низком уровне и ограничены.
Мы исходили из предположения, что люди молодого возраста могли бы быть более ознакомлены с современным состоянием онкозаболеваний и их методами лечения и более заинтересованы по сравнению с респондентами старшей возрастной категории, исходя из того, что 21 век признан веком информации и информационных технологий, но, тем не менее, знания остаются недостаточными, зачастую искаженными.
Выявлено, что отношение к своему собственному здоровью не является основной ценностью (не наблюдается желания по личной инициативе проходить ежегодный медицинский профилактический осмотр, а лишь в принудительном порядке, за исключением единичных случаев; даже в ситуациях возникновения симптомов того или иного заболевания желание обратиться за помощью к специалисту отсутствует и замещается «самолечением» и т.д.).
Наряду с информированностью и автономностью нами обнаружен еще один критерий – это ответственность за свое здоровье. При отсутствии личностной ответственности за собственное здоровье возможен прогноз быстрого развития недуга. Личностная ответственность, по нашему мнению, начинается с пропаганды здорового образа жизни, занятий спортом, отказа от вредных привычек.
Личность должна брать на себя ответственность за свое здоровье и жизнь в целом. Но то, что здоровье у многих не является главной ценностью в жизни, может быть обусловлено еще и социальным фактором, а именно, низким уровнем жизни основной массы населения нашей страны.
Мы проанализировали полученные данные среди респондентов по критерию принадлежности к профессиональной деятельности. В первую группу были отобраны респонденты – студенты, обучающиеся на факультете гуманитарных и социальных наук и факультете филологии Оренбургского государственного университета, во вторую группу испытуемых вошли преподаватели ОГУ и учителя школ города Оренбург. Значимых различий по когнитивному, эмоциональному и поведенческому компонентам выявлено не было. Среди респондентов, работающих в социальной сфере (журналистика, социальные службы) и военнослужащих, в результате исследования были получены значимые различия по когнитивному компоненту Uэмп = 60 (Uкр -64, р ≤ 0,01; Uкр – 85, p ≤ 0,05). У работников социальной сферы когнитивный компонент выше. По эмоциональному и поведенческому критериям различий между группами респондентов выявлены не были.
Выводы
1.Основная цель пилотажного исследования о степени информированности личности об онкологических заболеваниях была достигнута. Число респондентов, которые оказались хорошо информированы о данном заболевании – 29 человек (66% среди мужчин) и 41 человек (89% женщин).
2. Информированность показана как сложное интегральное качество личности, находящееся в ближайших связях с качествами автономности и ответственности. Противоречивые и недостаточные знания о протекании онкологической болезни, как и любой другой, создают условия для понижения ресурсного потенциала личности, ее неадаптивности, снижения саморегуляции, нарушение волевых процессов и самодетерминации.
3. Рассматривание информированности, автономности и самостоятельности как цепочку детерминаций развития личности и исследование сложных взаимосвязей информированности и автономности, информированности и самостоятельности, автономности и самостоятельности позволит избрать адекватную мишень в будущей психотерапевтической деятельности.
Рецензенты:
Зубова Л.В., д.псх.н., доцент, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, г. Оренбург;
Мухамеджанова Н.М., д. культурологии, доцент, заведующий кафедрой философии и культурологии Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Епанчинцева Г.А., Козловская Т.Н., Чувилина Н.С. ИНФОРМИРОВАННОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР АВТОНОМНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18475 (дата обращения: 13.11.2024).