Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Жесткова Е.А. 1 Цуцкова Е.В. 1
1 Арзамасский филиал ННГУ
В статье представлены особенности организации читательской конференции как современной формы внеклассной деятельности, которая способствует развитию коммуникативных умений, позволяет развивать читательские интересы и навыки обучающихся, умение глубоко анализировать прочитанное, расширяет кругозор, развивает интеллект, формирует коллективное читательское мнение. Читательские конференции дают учителю интересные материалы для педагогического наблюдения, для мониторинга читательских интересов и коммуникативных умений учащихся, позволяют ненавязчиво руководить детским чтением. Технология организации мероприятия раскрыта на примере конференции «В.И. Даль. Жизненный и творческий путь писателя» для младших школьников.
читательская конференция
младший школьник
внеклассная работа
художественное произведение.
1. Гусев Д.А. Особенности подготовки учителей сельских школ // Высшее образование в России. 2007. №3. С.144-145.
2. Гусев Д.А. Генезис представлений в понимании предназначения народного прикладного творчества в развитии сельского социума // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-4. С. 895-898.
3. Жесткова Е.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетенции младших школьников // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. №3. С.17-20.
4. Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В.И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2014. №4.
5. Малинин В.А., Повшедная Ф.В. Образовательный холдинг «Школа – вуз»: пути интеграции // Инициативы XXIвека. 2012. № 3. С. 63-65.
6. Повшедная Ф.В. Народный учитель по призванию // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. XI. № 1. С. 526-527.
7. Филиппова Л.В. Словарная работа как средство формирования коммуникативных умений младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 11. 2014. С.800-803.
8. Филиппова Л.В. Роль художественного текста в обучении русскому языку детей-билингвов // Вестник ЧГУ. 2014. № 3 (56). С. 140-144.
9. Чуносова Л. Читательская конференция как стратегия развития интереса к чтению: материал мастер-класса // Школьная библиотека. 2007. № 4. С. 12-16.
10. Чумак К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся // Начальная школа + до и после. 2013. №8. С. 82 – 85.

В последнее время особенно остро ставится вопрос о сохранении «человека читающего» как ребенка, так и взрослого. Исследователи (Т.Г. Браже, В.А. Бородина, И.Е. Брякова и др.) отмечают, что модель чтения подростка становится все более похожа на модель чтения взрослого: доминируют все те же познавательные и прагматические мотивы, реже - гедонистические и эстетические. На «свободное чтение, чтение для радости и удовольствия» по-прежнему не хватает времени. Стало уже аксиоматичным высказывание В.Ф. Асмуса о том, что «чтение есть труд и творчество», но чтение есть еще и радость, ощущаемая читателем от сотворчества с автором, от диалога с писателем, самим собой, «другим».

Читательская конференция - это великолепная возможность заинтересовать младшего школьника книгой. Этот метод внеклассной работы с обучающимися известен давно, он позволяет развивать читательские интересы и навыки школьников [5, с. 83]. Основная цель читательской конференции состоит в том, чтобы расширить кругозор маленького читателя, развить интеллект, формировать коллективное читательское мнение, развивать умение глубоко анализировать прочитанное, не боятся высказывать свое мнение, защищать его, даже если оно отличается от коллективного [4, c. 12].

Читательские конференции для младших школьников чаще всего посвящены произведениям художественной литературы по одному произведению, или по ряду произведений, которые объединены одной темой, или творчеству отдельных авторов.

Читательская конференция подразумевает коллективное размышление над книгой, коллективные поиски верных решений и ответов. В конференции участвуют все присутствующие.

Успех любой деятельности зависит от хорошего планирования, подготовки. Учитель начальных классов перед началом подготовки к читательской конференции должен провести беседы о прочитанных книгах, выяснить интересы учащихся. В хорошо подготовленной читательской конференции все участники выступают активно, заинтересованно, их выступление вызывает эмоциональную реакцию слушателей, а также желание включиться в обсуждение вопросов.

Наиболее сложный момент в подготовке к читательской конференции - разработка вопросов. Учитель должен учитывать не только специфику произведения, но и особенности восприятия младшими школьниками произведения. Важно понять, какие вопросы вызывают желание размышлять, активизируют воображение. Каждый новый вопрос должен быть связан с другим последовательной логической связью, потому что только в этом случае учащиеся смогут сделать выводы.

Читательская конференция имеет несколько этапов: подготовительный; обсуждение книги, или вопроса; подведение итогов.

На первом - подготовительном - этапе учитель должен продумать место, время и форму читательской конференции. Для того чтобы читательская конференция была ярким событием, ее приближение нужно постараться сделать ожидаемым. Радостное ожидание этого мероприятия придаст положительный психологический настрой класса. Это можно сделать с помощью рекламы, например, афиши о предстоящей конференции, с помощью приглашений, а также с помощью подготовительных репетиций. Репетиции проводятся в узком кругу участников, за закрытыми от любопытных глаз дверьми, это также несет в себе интригу ожидания. Средства создания психологического настроя на подготовительном этапе не является обязательным, однако это позволит повысить воспитательный потенциал мероприятия.

Планируя мероприятие, учитель должен придумать оформление помещения, расстановку мебели, выбрать музыкальный фон, который зачастую создает нужный психологический настрой класса [5, c. 13].

На этом же этапе учитель выбирает тему конференции, подбирает материал по данным опроса учащихся на самое интересное произведение, которое они прочитали за время обучения, создает проблемную ситуацию. Подбирает задания, продумывает конкурсы. В это же время учитель - организатор должен выделить правила работы на конференции, чтобы перед ее началом представить их учащимся. Правила могут быть представлены так: Внимательно слушай, уважай и не перебивай говорящего; Говори громко и понятно; Не бойся высказывать свои мысли; Не отвергай чужую точку зрения.

Результаты исследования и их обсуждение

Второй этап читательской конференции предполагает знакомство с биографией автора произведения, а также обсуждение самого произведения. Учитель должен создать атмосферу психологического настроя на конференции, побуждая интерес, любопытство. Лучше всего привлекать к читательской конференции родителей учащихся и тогда обсуждение произведения продолжится и в семье, что возможно побудит к прочтению других произведений этого автора.

В заключение читательской конференции учитель совместно с учащимися должен подвести итог обсуждения, дать окончательные ответы на спорные вопросы, объяснить правильную позицию и ошибочные мнения. Подводя итоги конференции, учитель дает общую характеристику произведений данного писателя, призывает учащихся к чтению этих произведений. Проводится рефлексия по занятию.

Иногда конференции могут заканчиваться принятием каких - либо решений, например, борьба с негативным влиянием человека на природу. При таком исходе событий, учитель может предложить учащимся организацию помощи по данному вопросу [3, c. 14].

Технология проведения читательской конференции может быть представлена как парная - фронтальная организация, а также индивидуальная - групповая фронтальная организация. При парной - фронтальной организации учащиеся делятся на пары, задача говорящего - назвать книгу и кратно охарактеризовать ее. Парная работа заключается в том, что есть говорящий и есть слушающий, затем учащиеся меняются ролями.

При индивидуально - групповой работе, учащиеся делятся на небольшие группы, не более 6 человек, в каждой группе желательно присутствие взрослого. Работая в группе, каждый учащийся представляет свою книгу, остальные записывают сведения об этой книге.

В ходе хорошо организованной читательской конференции улучшается психологическая атмосфера, уменьшается число конфликтных ситуаций, общение взрослых и детей становится более увлекательным. Читательские конференции дают учителю интересные материалы для педагогического наблюдения, для мониторинга читательских интересов и коммуникативных умений учащихся. Читательские конференции помогают маленьким читателям ориентироваться в огромном книжном мире.

Проведение читательских конференций способствует развитию коммуникативных умений, развитию интереса к чтению, расширяет читательских кругозор, создает благоприятные условия общения взрослых и детей, активизирует читательскую деятельность, позволяет ненавязчиво руководить детским чтением.

Предлагаем читательскую конференцию «В. И. Даль. Жизненный и творческий путь писателя».

I. Вступительное слово.

Учитель: В 2012 году отмечали 140 лет со дня смерти великого ученого, писателя и составителя «Толкового словаря живого великорусского словаря» В. И. Даля. Сегодня речь пойдет об этом удивительном человеке.

Ученик: Владимир Иванович Даль родился в поселке Лугань Слявяносербского уезда Екатеринославской губернии в семье лекаря горного ведомства И. М. Даля. Отец будущего писателя - Иван Матвеевич Даль - родом из Дании, он был очень образованным человеком, знал много иностранных языков. При Екатерине II Иван Матвеевич был назначен библиотекарем. Затем он понял, что много прибыли эта должность ему не принесет. И. М. Даль поехал в Иену, где получил медицинское образование. По приезду в Петербург встретил будущую жену - Марию Христофоровну Фрейтаг, по происхождению немку.

Ученик: Когда маленькому Далю было всего 4 года, семья переехала в Николаев. Впоследствии в честь писателя назвали одну из улиц этого города. В 13 лет В. И. Даля отвезли учиться в Петербургский морской кадетский корпус. Как - то раз, во время учебного плавания, Даль проезжал Данию, ему была очень интересна земля предков, но, вступив на берег, он понял, что его родина - Россия. В 1819 году Даль был назначен мичманом и выпущен в Черноморский флот. В 1825 году служил в Балтийском флоте. А в 1826 году решил оставить морскую службу и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет [3, c. 52].

Ученик: Тяжелые времена были во время его учебы в университете. Жил писатель в тесной каморке, зарабатывал на жизнь, преподавая русский язык. Спустя два года Даль стал обучаться бесплатно. По его словам, университетская жизнь побуждала его к разностороннему развитию. Он занимался изучением иностранных языков, практиковался в преподавательской деятельности, проводит множество исследований в области медицины. Именно в это время появляются первые стихотворения Даля. Но время шло неспокойное. Надвигалась русско - турецкая война. Учебу пришлось прервать, так как армия требовала медицинских специалистов. Но, несмотря на это В. И. Даль сдал экзамен по медицине и хирургии, блестяще защитил диссертацию.

Ученик: Владимир Иванович Даль в 1829 году поступает на военное ведомство, где впоследствии был зачислен в действующую армию. Свободное время Даль посвящает литературной деятельности. Он начинает записывать отдельные фразы, слова, которые вызывают у него интерес в речи солдат. Эти записи были фундаментом для создания «Словаря живого великорусского языка». В это же время печатается его повесть «Цыганка» в журнале «Московский телеграф».

Ученик: Вскоре выходят в свет «Русские сказки» в пересказе В. И. Даля. Он публикуется под псевдонимом Казак Луганский. Но книги были изъяты из продажи, так как они были напечатаны самым «простым слогом».

Ученик: В 1833 году Владимир Иванович вместе с женой переезжает в Оренбург. За восемь оренбургских лет он стал известным писателем, ученым-натуралистом, этнографом и фольклористом, лексикографом, сделал очень многое для Оренбургского края как государственный чиновник.  Занятия естественными науками, хлопоты Даля-чиновника и  одновременно ученого о  создании в  Оренбурге музея, участие в  Хивинском походе и  дела, связанные с  башкирами и  киргиз-кайсаками, казаками и сосланными поляками, хивинцами и  их русскими пленниками, - отнюдь не мешали писательскому творчеству, а  даже давали богатейший фактический материал для его художественных произведений. 

Ученик: Известно, что Даль помогал приезжавшему в  Оренбург Пушкину в  сборе материала о  Пугачевском восстании. Уже после гибели Пушкина Даль записал воспоминания 85-летнего старика Верхолонцева, участвовавшего в  пугачевских походах («Рассказ Верхолонцева о  Пугачеве»). 

Ученик: В 1841 году после смерти жены Даль вместе с детьми возвращается в Петербург. В это же время Владимир Иванович Даль начинает публикацию собранных им ранее материалов под названием «Русский словарь». Написанные ранее рассказы, повести и сказки он объединяет под общим названием «Картины русского быта».

Ученик: В 1849 году Даль приезжает в Нижний Новгород, где занимает должность управляющего удельной конторой.

Ученик: В 1869 году Даль выходит в отставку и живет в Москве в своем собственном доме. Теперь он все свое время посвящает работе над словарем. Выходит первый том «Толкового словаря живого великорусского языка». Это уникальное издание восторженно встретили русские писатели и ученые. Словарь стал великим событием в истории русской науки и культуры.

Ученик: 22 сентября Владимир Иванович Даль скончался. Он был похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с супругой.

Ученик: Памятник Далю и Пушкину находится в Оренбурге. В 2001 году открыт музей Даля в Луганске в честь 200 - летия великого писателя.

II. Чтение и анализ сказок «У тебя самого свой ум», «Про мышь зубастую да про воробья богатого».

Учащимся предлагается определить тему, идею, проблематику сказок, выяснить значение непонятных слов по словарю В. И. Даля.

III. Инсценировка любой понравившейся сказки.

IV. Работа со словарем по группам:

Обучающимся предлагается выяснить по «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля значения слов.

Толкование слов: 1 - я группа - учение, 2 - я группа - азбука, 3 - я группа - слово, 4 - я группа - Родина, 5 - я группа - намедни.

V. Конкурс на быструю смекалку.

Учитель: Каждая группа приготовила загадки, которые придумал В. И. Даль: Что выше леса? (Солнце.) У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестриц? (Одна.) Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега.) Сидят 3 кошки, против каждой кошки по кошке. Сколько всего кошек? (Одна.)

VI. Конкурс на знание пословиц.

Труд человека кормит, а лень ...

Поговорка - цветочек, а пословица - ...

Любишь кататься, люби ...

Кто хвалится, тот с горы ...

Согласному стаду и волк ...

Правду говорить никому ...

VII. Закрепление материала.

Учитель: А теперь разгадаем кроссворд, который поможет узнать нам главную книгу Даля. Для этого вам необходимо заменить слова и словосочетания выразительными, ёмкими фразеологическими оборотами (правда, вспомнить надо только одно слово), и в выделенных клеточках появится название бессмертной книги В. И. Даля.

Задания:

1. О пустом, легкомысленном человеке - у него ... (ветер) в голове.

2. Всё нипочём, ничто не пугает - море по ... (колено).

3. О человеке, находящемся в самом отдалённом родстве с кем-либо, - седьмая вода на ... (киселе).

4. Лодырничать, бездельничать, заниматься несерьёзным делом - бить ... (баклуши).

5. Об очень малом количестве чего - нибудь - ... (кот) наплакал.

6. Бежать, нестись очень быстро, опрометью - сломя ... (голову).

7. Молчать, когда это нужно, - держать ... (язык) за зубами.

8. Ни в малой степени, ни насколько - ни на ... (йоту).

9. Внезапно, совершенно неожиданно - как ... (снег) на голову.

10. Об очень сильном удивлении - ... (глаза) на лоб лезут.

11. Потерпеть неудачу, оказаться в неловком, смешном положении - сесть в ... (калошу).

12. Упорно молчать, ничего не говорить - ... (воды) в рот набрать.

13. Неловкая помощь, приносящая вместо пользы только вред, - оказать медвежью ... (услугу).

14. Какое - либо дело, кажущееся загадочным, непонятным, в действительности является очень простым - а ... (ларчик) просто открывался.

15. Удачно сделать что-нибудь, показав себя с лучшей стороны, не опозориться, поступить хорошо - не ударить лицом в ... (грязь).

Ключевое слово: «Толковый словарь».

Учитель: Предлагаю принять участие в конкурсе «Сказка - Сказочнику».

Если правильно написать фамилии писателей предложенных литературных сказок, то в выделенных клеточках вы сможете прочитать, кто прислал В. И. Далю рукопись своей известной сказки с надписью: «Твоя от Твоих! Сказочнику Казаку Луганскому - сказочник (...)».

На доске задания:

1. «Чёрная курица, или Подземные жители» (Погорельский Антоний)

2. «Война мышей и лягушек» (Жуковский В.А.)

3. «Крупеничка» (Телешов Н.Д.)

4. «Аленький цветочек» (Аксаков С.Т.)

5. «Случай с Евсейкой» (Горький Максим)

6. «Лягушка - путешественница» (Гаршин В.М.)

Ключевое слово: Пушкин.

Учитель: Теперь я предлагаю вашему вниманию игру «Кузовок». Эта игра описана В. И. Далем в «Первинках». Задача этой игры - пополнение словесного запаса ребёнка, развитие речи, поэтического слуха.

Заключение

Дети садятся в круг и передают друг другу корзиночку - кузовок. Каждый по очереди должен в него «класть» (т. е. называть) слово с рифмой на «ок»: гребешок, клубок, чулок, утюжок, сахарок, петушок, колобок, мешок, листок, лепесток и т.д.

Кто не сможет назвать слово, опускает в корзиночку «фант» (или, как называет Даль, «залог»). Потом фанты - залоги выпускают: покрывают корзиночку - кузовок, и один из детей спрашивает: «Чей залог вынется, что тому делать?» Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп.

Автор подсказывает, какие лучше задания - выкупы придумать: «Попрыгать по комнате на одной ноге, или в четырёх углах дело поделать: в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвёртом посмеяться; или басенку сказать, загадку загадать, или сказочку рассказать, или песенку спеть».

Рецензенты:

Быстрицкая Е.В., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», г. Нижний Новгород.

Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой физико-математического образования Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас.


Библиографическая ссылка

Жесткова Е.А., Цуцкова Е.В. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16764 (дата обращения: 19.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674