Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Комаров Б.А. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Рассматривается возможность построения структурной составляющей системы постдипломного педагогического образования на базе среднего общеобразовательного учреждения при непосредственном участии высшего учебного заведения, которым может являться педагогический университет или иное учреждение педагогической направленности. Отмечается необходимость целенаправленного использования учителей в подготовке практических занятий для обучающихся. Рассматриваются различные направления деятельности учебно-методического центра. Подчеркивается необходимость использования в процессе обучения инновационных педагогических технологий. Представлены результаты исследований влияния данного вида деятельности на профессиональное становление учителя.
постдипломное образование
повышение квалификации
профессиональное становление учителя
1. Вершловский С.Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена. - СПб. : СПбАППО, 2008. - 151 с.
2. Комаров Б.А. Теория и практика согласованного обучения. - СПб. : Изд-во Библиотеки Академии наук, 2006. - 289 с.
3. Комаров Б.А., Спиридонова Л.Е. Учебно-методический центр. Система согласованного обучения. - СПб. : Изд-во ПБОЮЛ Каталкина Е.Н., 2004. - 32 с.
4. Комаров Б.А. Стратегия междисциплинарного взаимодействия в контексте развития современного школьного образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Психолого-педагогические науки. – 2006. - № 6 (14). - С. 114-128.
5. Комаров Б.А., Панкова Н.М., Спиридонова Л.Е., Федоров С.В. Система согласованного обучения. Материалы и разработки. – СПб, 2001. - 98 с.
6. Комаров Б.А., Спиридонова Л.Е. Теоретические и методические основы согласованного обучения. - СПб. : Фора-принт, 2012. - 202 с.
7. Пискунова Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России : рекомендации по результатам науч. исслед. / под ред. Г.А. Бордовского. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 79 с.

Принятые и в настоящее время активно внедряемые в общеобразовательные учреждения новые образовательные стандарты предполагают несколько иной взгляд и на организационно-педагогические условия, и на содержание образования. Планируется привнесение несколько иной образовательной идеологии, ориентированной на некий фиксированный в стандартах результат. Опустив полемику по ряду вопросов, касающихся общей идеи, содержания и структуры стандартов, остановимся на весьма важных проблемах внедрения их в практику работы современной школы, ибо то положительное, которое заложено в стандартах и отличающее их от стандартов предыдущего поколения, может быть утрачено в процессе внедрения.

Эффективность функционирования любой образовательной системы, какой бы привлекательный характер она ни имела с точки зрения теории, во многом зависит от механизмов ее внедрения и адаптации, ибо соотнесение двух условных единиц единого образовательного процесса – организационно-педагогических условий и содержания образования, включая методическое обеспечение, попытки сформировать их органичное по возможно большему числу параметров сочленение, в большинстве случаев формируют значительные затруднения.

К настоящему времени создана и успешно функционирует система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включающая структурные составляющие различного уровня, начиная от педагогических университетов и заканчивая методическим объединением учителей-предметников в ОУ [1; 7]. Однако в этой весьма стройной системе на этапе повышения квалификации и переподготовки кадров (постдипломном образовании) в значительной степени слабым звеном является отсутствие возможности непосредственного наблюдения воплощения теории, рассматриваемой в рамках отмеченного постдипломного образования, в практической работе ОУ, либо такая демонстрация носит эпизодический характер. Всемерное сближение теории, новейших разработок с практикой работы ОУ, отдельных педагогов даст возможность практикующим педагогам в значительной степени более эффективно повышать свою квалификацию, осваивать новые направления в развитии современного образования. Педагогические университеты, академии постдипломного образования, институты усовершенствования, где во многом сосредоточены научные кадры, по понятным организационным причинам не могут в непосредственной практической деятельности продемонстрировать эффективность предлагаемых инновационных разработок, либо выезды в ОУ носят весьма «периодический характер». Информационно-методические центры или районные методические кабинеты, не обладая столь значительным, как указанные структуры, научным потенциалом, осуществляют помощь на местах в основном консультативного характера. (Этим во многом обусловлено недавнее «переименование» научно-методических центров в информационно-методические.) Комплекс семинаров по избранным направлениям не может разрешить отмеченную проблему, ибо такая работа носит в большинстве своем информационный характер. Тем самым возникает объективная необходимость построения звена в цепи постдипломного образования, соединяющего педагогическую науку с практикой преподавания. Восполнить отмеченное отчасти недостающее звено в системе постдипломного образования может учебно-методический центр (УМЦ). Учебно-методический центр – это организационная форма проведения научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, методической, информационной, издательской деятельности, осуществляемой силами педагогического коллектива образовательного учреждения и привлекаемыми специалистами с целью привнесения в образовательный процесс учреждения новых педагогических идей, адаптации их к образовательному процессу и последующему переносу на другие образовательные учреждения через организацию постдипломного образования педагогических кадров.

На схеме 1 представлено предполагаемое место УМЦ в постдипломном образовании. Следует подчеркнуть, что УМЦ может занимать промежуточную позицию между научно-методическим центром и учителями. Однако на схеме показано и несколько иное возможное место УМЦ: на линии университет - учитель.

Схема 1. Роль и место УМЦ в постдипломном педагогическом образовании.

Это связано с возможностью непосредственного влияния университета (профессорско-преподавательского состава) на практикующих педагогов через научное руководство, консультирование и т.д. При этом минуется звено Академии постдипломного педагогического образования, информационно-методического центра.

Основой построения УМЦ может являться система повышения квалификации педагогических кадров, сформированная в рамках образовательного учреждения, ибо в большинстве случаев деятельность администрации образовательного учреждения направлена на создание условий для всемерного развития педагога, повышения уровня его профессиональной компетентности. В качестве организационных форм проведения занятий для учителей могут быть использованы лекции, семинары, уроки-лаборатории, индивидуальные консультации, моделирование уроков, педагогические конференции, а также весьма четко должна быть выстроена работа по включению учителей в различные конкурсы, привлечение их к участию в конференциях, «круглых столах» и т.д. Необходимо отметить весьма эффективный вид работы с учителями - «уроки-лаборатории». Это не «открытые» уроки, которые весьма популярны и решают задачи обмена опытом либо демонстрируют уровень педагогического мастерства. Урок-лаборатория – это структурная составляющая единого образовательного процесса, где на практике рассматриваются теоретические положения доминирующей педагогической идеи, изложенные на теоретических занятиях и обсужденные на семинарах и консультациях. Таким образом, выстраивается система «внутришкольного» постдипломного образования, разрабатывается методическое обеспечение. Ниже приведена структурно-логическая схема (схема 2) построения учебно-методического центра на базе образовательного учреждения. Приведенная схема достаточно абстрактна и может быть использована для формирования УМЦ различной тематики.

Схема 2. Построение учебно-методического центра

В работе УМЦ используется педагогический коллектив ОУ, прошедший целенаправленную подготовку в контексте основной педагогической идеи. Сроки, тематика и место проведения занятий доводятся до сведения потенциальных слушателей через традиционные формы оповещения. В рамках УМЦ могут быть разработаны программы для обучения учителей и руководителей ОУ.

Кратко на примере покажем механизм реализации целей и задач УМЦ, сформированного на базе ГБОУ «Гимназия № 271 СПб» в процессе внедрения концепции системы согласованного обучения (ССО) [2]. Рассматривая внедрение ССО в работу ОУ как своеобразную модель последующего распространения идей указанной системы, были сформированы основные направления деятельности ОУ, его администрации и педагогического коллектива: презентационное, образовательное, издательское.

По мере отработки модели внедрения ССО была разработана и успешно внедрена концепция учебно-методического центра (УМЦ) района по повышению квалификации педагогических кадров под условным названием «Интеллект и образование»; разработаны положение, планы, программы и комплексное методическое обеспечение функционирования учебно-методического центра [3-6].

Повышение уровня профессиональной компетентности, связанное с существенным расширением методологической подготовки в рамках системы согласованного обучения, весьма положительно сказывается на становлении личности педагога. Участие преподавателей гимназии в работе УМЦ позволяет им осознать свою востребованность не только в рамках ОУ, но и педагогической общественностью района, города и т.д. Для выявления общих тенденций влияния ССО и работы в УМЦ на становление личности педагога данный процесс представляет определенный интерес. Так, исследования, проведенные Институтом педагогического образования и образования взрослых РАО, весьма убедительно продемонстрировали явное преимущество указанной гимназии перед другими ОУ Санкт-Петербурга и иных регионов РФ применительно к рассматриваемой проблематике. Всемерно подчеркнуто влияние данного вида деятельности педагогов и внедряемого подхода к ОП на методическую и методологическую компетентность учителей и администрации.

Необходимо подчеркнуть, что в процессе реализации инновационных педагогических идей в работу образовательного учреждения объективно формируемая необходимость изменений элементов управления ОУ, естественно, вызывает потребность в разъяснении причин таких изменений, что и призван выполнить курс для руководителей учреждений.

Весьма интересной представляется тенденция востребованности данного вида деятельности среди учителей. Данный семинар работает для учителей и руководителей образовательных учреждений города в течение 16 лет. На диаграмме представлено количество выпускников годичных курсов в рамках УМЦ на базе гимназии № 271 СПб. Отдельно указано количество учителей физики, а также число учителей, которые уже после получения соответствующего сертификата об окончании пожелали «остаться на второй год», т.е. продолжить свое обучение по иной программе на более высоком методологическом уровне (рис. 1).

Рис. 1. Обучение учителей на базе УМЦ

Следует подчеркнуть, что внедрение в ОП системы согласованного обучения оказывает существенное влияние на управление образовательным учреждением. Изменения в образовательном менталитете субъектов образовательного процесса вызывают необходимость соответствующих изменений в работе всех служб сопровождения, побуждают руководство ОУ создавать условия для реализации познавательных потенциалов учащихся и учителей.

Таким образом, предполагается повышение уровня профессиональной компетентности руководителей ОУ в области управления ОУ в контексте инновационной, опытно-экспериментальной работы и построения многоуровневой внутришкольной системы повышения квалификации педагогов.

Необходимо отметить, что организация повышения квалификации кадров на основе учебно-методического центра, сформированного в рамках образовательного учреждения, положительно сказывается на становлении педагога как исследователя и формирует мотивационную основу для последующего профессионального роста.

Постдипломное образование на основе УМЦ позволяет повысить эффективность методической работы, положительно сказывается на управлении кадрами и оказывает существенное влияние на повышение уровня их профессионального мастерства.

Рецензенты:

Грабов В.М., д.ф.-м.н., профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.

Ходанович А.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой математики и информатики Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Комаров Б.А. НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14804 (дата обращения: 13.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674