Введение. Информационная связь человека с окружающим миром и социальной средой, в которой он существует, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности. Необходимую и излишнюю информацию человек получает из непосредственного опыта, личного общения и различных информационных источников: газет, журналов, книг, радио, телевидения, интернета, наглядной и звуковой рекламы и проч. Несмотря на отсутствие официального признания информации как вредного фактора среды обитания человека, не вызывает сомнений ее влияние как на отдельного человека, так и на человеческое сообщество в зависимости от количества (объема), содержания и структуры поступающей и перерабатываемой информации [5, 8].
В 1995 году А.Л. Еремин предложил выделить информационную гигиену в особый раздел гигиенической науки [6]. В последние годы изыскания в области информационной гигиены активизировались в НИИ медицины труда, где в 2013 году под руководством проф. Э.И. Денисова и при участии А.Л. Еремина и одного из соавторов данной публикации был разработан и утвержден Научным советом № 45 по медико-экологическим проблемам здоровья работающих «Глоссарий гармонизированных терминов и понятий: труд, информация, здоровье, инновации», далее Глоссарий [3].
В настоящей работе мы предлагаем наше видение основ информационной гигиены, сформулированных с использованием общеметодологических подходов определения науки и опыта преподавания на медико-профилактическом факультете медицинского вуза двух дисциплин – общей гигиены и гигиены детей и подростков. В разработке основ, помимо вышеупомянутых источников, использованы некоторые формулировки учебника по общей гигиене [2], что, на наш взгляд, не только возможно, но и необходимо в виду обязательности применения классического понятийного аппарата гигиенической науки для выделения ее очередного раздела – информационной гигиены.
Определение информационной гигиены, аналогично определению гигиены, данному в паспорте специальности ВАК [7], может звучать следующим образом: информационная гигиена – медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей информационной среды на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на информационное оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.
Цель информационной гигиены, на наш взгляд, состоит в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, связанного с информацией.
Перечень задач информационной гигиены, сформулированный А.Л. Ереминым, следует, на наш взгляд, расширить. А. Л. Еремин в качестве задач информационной гигиены предлагает разработку основ эколого-гигиенического информационного поведения, научное обоснование санитарных мероприятий по организации информационных сетей и процессов, гигиенически обоснованного производства, распространения, потребления, хранения и воспроизведения информации, научное обоснование гигиенических нормативов информации, информационной среды, информационных сетей и процессов. Эти положения, бесспорно, верны, но целиком и полностью могут быть отнесены к итогу, результату научной деятельности в сфере гигиены. Однако прежде чем разрабатывать профилактические основы, очевидно, нужно сначала решить следующие фундаментальные и прикладные задачи: 1) изучение и оценка здоровья населения, связанного с влиянием информации; 2) изучение информации как фактора среды обитания; 3) оценка влияния информации на здоровье населения. Очевидно, по аналогии с другими вопросами гигиены, здесь необходимы и классификации, и ранжирование фактора по степени значимости, и особые подходы к изучению и нормированию воздействия.
Объект и предмет. В качестве объекта информационной гигиены можно предложить формулировку «человек в условиях информационной среды», а предмета – «влияние информационной среды на организм (на уровне группы и популяции)». Однако эти формулировки вызывают у нас наибольшее сомнение, в виду разночтений понимания разными авторами категорий «объект» и «предмет» научных исследований, есть даже мнение, что это одно и то же.
Взаимосвязи информационной гигиены с другими научными специальностями можно подразделить на три больших раздела: медицинские (физиология, психиатрия, социальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, коммунальная гигиена, эпидемиология), технические (информатика, техника и др.) и гуманитарные (философия, психология, педагогика, социология, обществознание, история и др.) науки.
Вместе с тем, ссылаясь на мнение авторов Глоссария, этот список можно продолжить следующими направлениями:
-
НБИК-конвергенция (NBIC) – новая детерминанта развития мировой науки, взаимовлияние информационных технологий (инфо-), биотехнологий (био-), нанотехнологий (нано-) и когнитивной науки (когно). Можно говорить о частичном слиянии этих областей в единую научно-технологическую область знания. Цель НБИК-конвергенции – повысить продуктивность интеллектуального труда (human performance);
-
когнитивная наука (когнитивистика) – наука об интеллекте, сплав психофизики, когнитивной психологии, нейробиологиии, исследований в сфере искусственного интеллекта, математической логики, лингвистики, философии и неврологии. Одна из целей – выявить и вовлечь скрытые резервы человеческого мозга;
-
биоинформатика – развивающаяся наука по изучению и управлению сложными биологическими системами. Используется в биохимии, биофизике, экологии и др. с применением методов прикладной математики, статистики и информатики.
Методология информационной гигиены, аналогично другим научным специальностям, включает в себя 4 уровня познания ее закономерностей (рис.).
Рис. Методология информационной гигиены
Общефилософской основой информационной гигиены, как и гигиены в целом, следует признать диалектический материализм как всеобщий метод познания мира. В информационной гигиене, как и в гигиене в целом, применимы:
-
основные общефилософские законы (закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания);
-
общефилософские категории (причины и следствия; необходимости и случайности; сущности и явления; содержания и формы; единичного, особенного, всеобщего; части и целого; возможности и действительности);
-
общефилософские методы и методики познания (анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторического и логического моделирования, системно-структурного подхода и др.).
Закон перехода количественных изменений в качественные действует в гигиене наиболее часто: многие факторы среды, как, очевидно, и информация, способны оказывать положительное или отрицательное действие на организм человека лишь при достижении определенного количественного уровня, порога действия. Если фактические уровни фактора превышают пороги, в организме человека возникают патологические изменения. Закон единства и борьбы противоположностей тоже может быть применен в информационной гигиене, так как, несомненно, наличие верхних и нижних допустимых уровней воздействия информации в отношении здоровья человека: недостаток информации может быть так же вреден, как и избыток. Очевидно, нужно поддерживать оптимальный уровень информационной нагрузки для человека в целях нормального роста и развития детей, профилактики снижения интеллекта и продления активной жизни пожилых людей. Закон отрицания отрицания применительно к гигиене может быть проиллюстрирован простым примером: по мере получения новых научных данных о действии на организм человека предельно допустимые концентрации многих веществ пересматривались, так что новый норматив отрицал старый.
Законы информационной гигиены могут быть разработаны на основании шести законов гигиены [2] следующим образом:
I. Нарушение здоровья людей, вызванное информацией, может возникнуть только при наличии трех движущих сил: вредной (в количественном или качественном отношении) информации, механизма ее воздействия и восприимчивого (чувствительного к воздействию информации) организма.
II. Закон возможного информационного влияния на окружающую среду деятельности людей – в связи со своей деятельностью люди могут создавать неблагоприятную в информационном отношении окружающую среду населенных пунктов, жилищ, других мест и помещений своего пребывания.
III. Закон неизбежного отрицательного влияния на окружающую среду и здоровье людей информационных воздействий, возникающих вследствие природных и техногенных катастроф (наводнения, землетрясения и т. п.), аварий, природных и техногенных провинций (местностей).
IV. Закон положительного влияния на информационную окружающую среду человеческого общества, которое в зависимости от уровня развития культуры, экономических и технологических возможностей целенаправленно оказывает положительное влияние на окружающую информационную среду, оздоравливая ее, предупреждая загрязнение и тем самым повышая уровень здоровья населения.
V. Закон неизбежного отрицательного влияния вредной информационной среды на здоровье населения: при контакте человека с вредной (в количественном или качественном отношении) информацией неизбежно наступает изменение уровня здоровья в сторону его ухудшения.
VI. Закон положительного влияния благоприятной информационной среды (природной и социальной) на здоровье населения, когда разумное использование информации способствует сохранению и укреплению здоровья людей, развитию человечества.
Хотелось бы подчеркнуть, что формулировка законов информационной гигиены имеет не только отвлеченное, теоретическое значение, но и прикладное: играет большую роль в поиске адекватных специфических методов исследования информационной гигиены, что, по всей вероятности, является в настоящее время основной проблемой, затрудняющей как научный поиск, так и, естественно, разработку мер профилактики, защиты человека от информации. Так, формулировка первого закона гигиены содержит понятие восприимчивого (чувствительного к воздействию информации) организма. В этом контексте возрастает значение информационной гигиены для детей и подростков в силу их анатомо-возрастных особенностей высшей нервной деятельности и психики (более низкая, чем у взрослых, критичность; отсутствие негативного опыта; переоценка своих возможностей и проч.). С другой стороны, в настоящее время дети и подростки подвергаются, по всей вероятности, наиболее массивному потоку информации из разных источников: они должны не только учиться, в ходе выполнения своей основной возрастной социальной функции, но и общаться, владеть средствами мобильной связи, состоять в социальных сетях согласно жестким требованиям подростковой среды. Таким образом, детей и подростков явно можно признать более восприимчивыми и чувствительными к информационному фактору, более нуждающимися, соответственно, в защите от информации. Следует, очевидно, концентрировать усилия ученых в этом направлении.
Категории информационной гигиены. Требуется осмысление и обсуждение категорий, определений, понятийного аппарата, терминологии информационной гигиены. По нашему мнению, многие понятия гигиены могут быть адаптированы к данному разделу, в первую очередь с гигиенической точки зрения могут быть определены понятия «информация», «вредная информация» (то есть превышающая адаптивные возможности человека в количественном или качественном отношении), «информационная опасность» и «информационный вред здоровью», «информационный риск», «информационное загрязнение» и «информационная экология», «информационная нагрузка» и «информационная перегрузка» (по аналогии с понятиями утомления и переутомления).
Вместе с тем, безусловно, необходимо использование специфических терминов и понятий, представленных, в частности, в Глоссарии [3]: информация, количество информации, виды информации, контент, контекст, семантика, информационный шум, информационное сообщество, информационная нагрузка, риск-менеджмент.
Специфические методы и специализированные методики информационной гигиены. При разработке этого раздела следует исходить из того, что: 1) специфические методы гигиены – это способы познания ее закономерностей и законов; 2) специализированные гигиенические методики – совокупность (система) конкретных способов (приемов) целесообразного выполнения какого-нибудь задания, научного исследования, являющихся составной частью того или иного специфического метода гигиены; 3) все гигиенические методы и методики, вероятно, по аналогии с другими разделами гигиены, должны подразделяться согласно определению гигиены как науки, на три группы:
-
методы исследования информации как фактора среды обитания человека;
-
методы изучения здоровья человека, связанного с информацией;
-
методы доказательства влияния среды на здоровье, математической обработки.
По аналогии с традиционными разделами гигиены в целях профилактики вредного действия информации на здоровье следует, вероятно, отметить такой специфический метод воздействия на человека, население, как метод гигиенического воспитания и обучения.
Методы исследования информации для решения задач информационной гигиены, возможно, следует подразделить на количественные и качественные. При этом количественная оценка информации может включать методы оценки общего количества информации (полученной /переработанной/усвоенной и созданной человеком), измеренной в байтах/битах. Кроме того, может быть оценено общее количество сигналов, измеряемое: в количестве разных по характеру профессиональных обязанностей, «обобщенных» в одной должности или выполняемых на одном рабочем месте (например, заведующий кафедрой медицинского вуза выполняет работу преподавателя, врача, ученого, руководителя и организатора учебного процесса и научной работы на кафедре); в количестве объектов наблюдения работника, одновременного и последовательного; числом телефонных звонков, других сигналов; в количестве межличностных контактов, в количестве личностей этих межличностных контактов – от разговора один на один до выступления перед аудиторией, в СМИ; в количестве документов. Качественная оценка информации должна включать, по всей видимости, как характеристики самой информации (различающиеся по степеням новизны, ответственности решений, важности, срочности переработки, по количеству конфликтных ситуаций), так и оценки ее воздействия относительно индивидуальной биоритмологической активности организма, типологии ВНД и восприятия информации человеком.
Исследование влияния информации на человека должно, очевидно, включать, учитывать сопутствующие факторы среды. Вероятно, усугублять или нивелировать это влияние может общее количество информации в рабочей среде или среде учебного помещения, как то: количество людей в помещении, общее и на единицу площади, доступность их общения (наличие перегородок, способы делового общения, принятые в коллективе и т.п.), уровень «информационной» и «коммуникативной» свободы на рабочем месте – от полной свободы до запрета определенных сайтов, программного обеспечения и проч., источники шума вне и внутри помещения, дизайнерское решение среды, а также соответствие среды гигиеническим требованиям (освещение, микроклимат, воздухообмен), организация рабочего места, деятельности, наличие и исправность оборудования (компьютерного и иного рабочего). Возможно, уровень зарплаты работника (относительно среднего по региону и среднего по предприятию), как и другие способы повышение мотивации работника / учащегося, также могут выступать в качестве информационного фактора.
Методы изучения здоровья человека, связанного с информацией. По всей вероятности, для решения задач информационной гигиены, особенно в ходе натурных исследований, следует использовать такие методы, как хронометраж (в том числе самонаблюдение), методы экспертных оценок, интервьюирование и анкетирование (в том числе оценку качества жизни). В рамках лабораторного эксперимента, с участием волонтеров возможно применение более сложных нейрофизиологических исследований.
Методы доказательства влияния среды на здоровье: методы клинической эпидемиологии, статистического анализа данных и Data Mining. Технологии интеллектуального анализа данных – Data Mining – по нашему мнению, в информационной гигиене особенно необходимы ввиду огромных объемов информации и сложности их обработки, так как эти технологии направлены на обнаружение ранее неизвестных, нетривиальных, практически полезных, доступных интерпретации знаний (закономерностей), необходимых для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности (Г. Пятецкий-Шапиро). Полезные знания, полученные в ходе Data Mining, могут быть представлены в виде закономерностей, правил, прогнозов, связей между элементами данных и др. [1, 4].
Рецензенты:
Ширинский В.А., д.м.н., профессор кафедры гигиены с курсом питания человека ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Омск.
Сохошко И.А., д.м.н., профессор кафедры гигиены с курсом питания человека ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Омск.
Библиографическая ссылка
Гудинова Ж.В., Гегечкори И.В., Толькова Е.И., Жернакова Г.Н., Овчинникова Е.Л. К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13738 (дата обращения: 12.11.2024).