В последние 10 лет вопросы рекреации территории Крыма и ее правового регулирования ставились неоднократно, признавалась необходимость их специального регулирования, но в полной мере решены не были. Отдельные нормативные акты, которые были изданы для решения поставленных вопросов в этой области, проблемы так и не устранили. Более того, достаточно большая база накопленных нормативных документов, касающихся рекреационного комплекса нового субъекта Российской Федерации, нуждается в систематизации и обобщении. Принятие Концепции формирования правового регулирования рекреационной деятельности, принятие Закона Украины «О рекреационном фонде Украины» можно позиционировать лишь как основные этапы систематизации рекреационного законодательства, которое в настоящее время на территорию Крыма не распространяется, так как Крым сейчас входит в состав РФ.
Учитывая то обстоятельство, что Крым является неотъемлемой составной частью мирового туристского пространства и обладает большим туристическим и санаторно-курортным потенциалом, эта рекреация может стать серьёзным конкурентом известным мировым курортам, то есть высокоразвитым курортно-рекреационным, торгово-финансовым регионом международного значения [6].
Анализ вопросов, касающихся деятельности санаторно-курортного комплекса Крыма в составе Российской Федерации в условиях рыночной экономики, выявление проблем, связанных с развитием данного комплекса и рассмотрение путей решения выявленной проблематики, а также стратегических направлений развития данной отрасли и является целью статьи. Данную проблематику рассматривали многие отечественные и зарубежные учёные, в том числе, Захарьин Г.А., Багров Н.В[2].
Объектом исследования данной работы выступает Автономная Республика Крым.
Предметом исследования является - ресурсно-рекреационный потенциал Крыма.
На примере рассмотрения проблем и перспективы развития нового субъекта Российской Федерации Республики Крым в нашей статье предложены некоторые пути решения обозначенных проблем и подчёркнуты тенденции развития новой санаторно-курортной и туристской зоны страны, которые в настоящее время имеют большое значение в эффективном использовании ресурсно-рекреационного потенциала, как одной из форм социальной направленности государственной политики и как дополнительного источника пополнения государственного бюджета.
Автономная Республика Крым с марта 2014 г. снова входит в состав РФ. Общая протяженность границ Крыма - более 2500 км. Площадь - 26 тыс. кв. км. В территориально-административный состав Крыма входят села, поселки городского типа, города, районы, городские, поселковые и сельские Советы народных депутатов. Республиканский центр - Симферополь. Административное деление - 14 районов. АР Крым насчитывает 18 городов. Крупнейшие из них: Симферополь, Севастополь, Ялта, Алушта, Евпатория, Керчь, Феодосия, Судак, Бахчисарай, Джанкой, Саки [9].
Крым относится к числу наиболее солнечных районов европейской части Содружества Независимых Государств. Годовая продолжительность солнечного сияния здесь изменяется в пределах 2180 - 2470 часов. Особенно она велика на морском побережье, где бриз препятствует образованию облаков. Из годовой суммы радиации Крым получает зимой примерно 10%, весной - 30%, летом - 40% и осенью - 20%. Наибольшее количество солнечного тепла полуостров получает тоже летом. Минимальное количество приходится на горные районы, а максимальное - на западное побережье.
Население Крыма составляет приблизительно 2,031 млн. человек, из которых в 5-и наиболее крупных городах автономии - Севастополе (380,4 тыс. чел.), Симферополе (364 тыс. чел.), Керчи (157,2 тыс. чел.), Евпатории (122 тыс. чел.), Ялте - 136 тыс., проживает 44% от общего числа населения Крыма [5].
Санаторно-курортная сфера в Крыму имеет богатую историю. В 2007 году исполнилось 200 лет с начала освоения природных территорий Крыма в качестве курортов, так как Крым располагает необходимыми условиями для того, чтобы стать мощным центром санаторно-курортного лечения. Благоприятное сочетание климатических и физико-географических условий, разнообразие рекреационных ресурсов, привлекательность побережья способствовало развитию на территории Крыма курортно-рекреационного хозяйства различных направлений - лечебного, оздоровительного и других. Эксперты из Франции и Германии уверены, что санаторно-курортный отдых в Крыму очень перспективен [5].
Согласно Стратегии экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 гг., одним из приоритетных направлений развития экономики Крыма является туризм и курортно-рекреационная сфера. Санаторно-курортная сфера и туризм относятся к наиболее мощным и динамичным отраслям экономики. В связи с этим, развитие санаторно-курортной и туристической сферы является ключевой проблемой нового региона России[14].
Природно-климатические особенности Крыма исторически обусловили его специализацию как санаторно-курортного и туристского региона и являются основополагающим фактором, стимулирующим развитие рекреационной территории. Поэтому, деятельность санаторно-курортного комплекса и направлена на удовлетворение потребностей в санаторно-курортном лечении, реабилитации, оздоровлении населения не только России, но и ближнего и дальнего зарубежья, а создание конкурентоспособного санаторно-курортного продукта, на основе эффективного и рационального использования ресурсного потенциала (климат, минеральные и термальные воды, лечебные грязи озер), приведёт к повышению спроса на санаторно-курортные и туристские услуги рекреации.
Наличие туристских ресурсов, особенности уже имеющейся инфраструктуры открывают новые перспективы развития различных видов туризма и дают возможность развивать в Крыму нетрадиционные формы туризма: спелеологический скалолазание, конный, велосипедный, дельтапланеризм, горно-пешеходный, винные и охотничьи туры, вертолетные экскурсии, прогулки на яхтах, подводные погружения с аквалангом. Крым на протяжении последних 60 лет (с 1954 г.) являлся одним из главных курортных регионов Украины.
Тем не менее, на сегодняшний день, деятельность предприятий санаторно-курортного комплекса Автономной республики Крым уже на протяжении нескольких лет по нашему мнению, характеризуется неустойчивыми тенденциями функционирования. Это связано, в первую очередь, с недостаточным уровнем качества предоставляемых услуг и управления, а также с объективными сезонными колебаниями спроса и другими изменчивыми факторами внешней среды. Данные явления обусловливают необходимость поиска новых механизмов и методов управления конкурентоспособностью отечественного санаторно-курортного комплекса, основной целью которого является создание конкурентоспособной и высокоэффективной туристической и санаторно-курортной сферы общегосударственного и международного значения.
Поэтому, развитие данного региона в этой сфере, когда эта территория снова вернулась в состав РФ, требует со стороны государства особого внимания.
Отсюда очевидно, что перспективы развития санаторно-курортного и туристского хозяйства Крыма связаны с дальнейшим развитием его рекреационной инфраструктуры, смягчением территориальных и сезонных диспропорций в её функционировании, пространственной и структурной диверсификацией освоения туристского потенциала территории. Следует отметить и необходимость ускоренного формирования новых туристских центров с нетрадиционным (в отличие от купально-пляжного отдыха) туристским продуктом: дайвинг и водные виды спорта (Тарханкут, Казантип), спелеотуризм (Чатырдаг, Ай-Петри), дельтапланеризм и парашютный спорт (Коктебель), скалолазание, научный, этнический, агротуризм и др.
Согласно данным Главного управления статистики Автономной Республики Крым, в период с октября 2010 г. по сентябрь 2011 г. насчитывалось 544 санаторно-курортных (оздоровительных) учреждения с общим конечным фондом 120,2 тыс. мест, что на 1,5% меньше, чем в период с октября 2009 г. по сентябрь 2010 г. [4].
При этом, почти 13% данных учреждений не оказывают услуг по причине отсутствия средств на эксплуатацию. За последние 4 года в 1,13 раза сократилось количество отдыхающих, в оздоровительных санаторно-курортных учреждениях полуострова. Например, с октября 2010 г. по сентябрь 2011 г. санаторно-курортные учреждения официально посетило 852,3 тыс. человек. Средний срок пребывания отдыхающих в данных учреждениях составил почти 13 дней [14].
Невозможность раскрыть весь свой потенциал, из-за недостатка средств в бюджете Украины, низкий уровень предоставляемых услуг, несоответствие цены и качества, недостаток профессионалов в сфере туризма и услуг, ограничение информации и отсутствия рекламной поддержки - всё это тормозило развитие Крыма, как туристского центра.
Несмотря на это, за последние годы в Крыму наблюдалась тенденция к увеличению иностранных туристов. По сравнению с 2000 г., приток иностранцев в последние годы увеличился на 16,2% и в 2011 г. составил 257.5 тысячи человек, или 28,4% от общего числа гостей. Свыше ¼ посетили г. Ялта, 23,9% г. Евпатория, 13,9% Алушту. 96,9% - это представители стран СНГ, что должно определять стратегию развития курортно-рекреационного и туристского комплекса Автономной Республики Крым [14]. Общая численность иностранцев, которые посетили санаторно-курортные (оздоровительные) учреждения Республики Крым в 2010-2011 гг., увеличилась по сравнению с 2008-2009 гг. на 23,6 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с 2009-2010 гг. на 2,5 тыс. человек [3].
Так как одной из важнейших задач функционирования курортно-рекреационного комплекса территории является обеспечение условий для дальнейшего развития иностранного туризма, в программе развития региона необходимо предусмотреть разработку новых, нетрадиционных форм, которые станут наиболее привлекательными для зарубежных гостей, в первую очередь, из стран ЕЭС. Создание новых туристских центров с нетрадиционным туристским продуктом, по нашему мнению, и станут тем самым привлекательным фактором для увеличения потока иностранных гостей
Всё это говорит об огромном ресурсно-рекреационном потенциале Крыма, который пользуется возрастающим спросом среди зарубежных гостей.
Согласно статистическим данным, из общего количества иностранных граждан, которые посещали санаторно-курортные заведения АР Крым. 6,8 тыс. чел. прибыло из стран дальнего зарубежья, в основном это граждане Польши (3,0 тыс. чел.) и Германии (1,4 тыс. чел.). Как и в предыдущие периоды, подавляющее большинство гостей (97,4%) составили граждане стран СНГ, из общей численности иностранных граждан данной категории 228,0 тыс. человек - граждане Российской Федерации. Значительную заинтересованность у иностранных гостей полуострова традиционно вызывает город Ялта, где в 2010-2011 гг. прошли курс санаторно-курортного лечения и отдохнули более 30% иностранцев (в 2009-2010 гг. - 25,2%). Пользуются популярностью также города Евпатория и Алушта [16].
Из вышеуказанной статистики можно выделить ряд проблем.
1. Нерациональное использование ресурсов прибрежной зоны, в частности - неудовлетворительное состояние береговой линии, что приводит к снижению уровня использования этой составляющей рекреационного потенциала Крыма.
2. Неравномерность использования рекреационного потенциала Автономной Республики Крым в течение года в связи с небольшой продолжительностью активного курортного сезона, обусловленной в значительной мере неразвитостью курортной и коммунальной инфраструктуры, а также просчетами в маркетинговой политике курортных учреждений.
3. Низкий уровень конкурентоспособности туристического продукта в связи с неудовлетворительным состоянием объектов материально-технической базы, ограниченным набором рекреационных услуг; неудовлетворительным качеством туристических, лечебных и сопутствующих услуг, их несоответствием мировым стандартам, низким инновационным уровнем рекреационного туристического продукта и др.
Выявление перечисленных проблем подтверждается тем, что на сегодняшний день в Крыму нет чёткой концепции развития санаторно-курортного комплекса, нет и благоприятного инвестиционного климата. Для этого необходимо создавать подходящие юридические и финансовые условия для инвесторов, закрепленных законодательно [12].
Кроме того, Республике Крым необходимы капиталовложения, размеры которых составляют сотни миллионов долларов, туристская отрасль стоит в этом вопросе на первом месте. 86,7% общего объема прямых иностранных инвестиций до настоящего времени приходилась на долю таких стран инвесторов, как Российская Федерация, Узбекистан, Виргинские острова, Великобритания, Швейцария, Кипр, Латвия. Основная доля иностранного капитала сосредоточена в здравоохранении Крыма [7].
В результате проведенного анализа и перечисленных проблем, сдерживающих развитие санаторно-курортного комплекса Республики Крым, чтобы изменить ситуацию в рассматриваемой сфере экономики Крыма к позитивным тенденциям развития, на наш взгляд, необходимо:
1) усовершенствовать регулирование сферы использования ресурсов прибрежной зоны. Для выполнения данного мероприятия необходимо: придание прибрежным территориям крымского региона статуса курортных территорий государственного и местного значения; восстановление рекреационных территорий; повышение уровня соответствия курортных территорий санитарным нормам;
2) обеспечить равномерность использования туристско-рекреационного потенциала Республики Крым, выравнивание спроса на ресурсы прибрежной зоны, что позволит снизить нагрузку на наиболее популярные рекреационные территории и объекты, сформировать дополнительные ресурсы для развития регионов Республики Крым;
3) сформировать конкурентоспособный туристический продукт, соответствующий мировым стандартам качества, что позволит переломить тенденцию постепенного сокращения конкурентоспособности санаторно-курортного и туристического комплекса;
4) увеличить продолжительность активного курортного сезона, что позволит повысить эффективность использования рекреационного потенциала территории, уменьшить сезонные колебания в уровнях доходов, занятости, антропогенной нагрузки.
Создание и популяризация положительного имиджа Крыма как национального круглогодичного курортного и туристического центра, увеличение доли предприятий рекреационной сферы круглогодичного функционирования, обеспечение диверсификации туристического продукта и развитие новых сегментов рынка рекреационных услуг, развитие специализированных объектов туристической инфраструктуры, ориентированных на межсезонье - всё это и будет способствовать ускорению решения поставленных задач.
По нашему мнению, это возможно при выполнении следующих условий: повышения уровня комфортности отелей, обеспечения оснащённости объектами сопутствующей инфраструктуры; активном внедрении на рынке санаторно-курортных и туристских услуг прогрессивных технологий обслуживания, рекламно-информационной деятельности, поддержания высокой и устойчивой конъюнктуры спроса; усовершенствования системы контроля над качеством рекреационных услуг, противодействия монополизации и недобросовестной конкуренции, повышения качества предоставления услуг согласно условиям договоров.
Кроме этого, в Автономной Республике Крым, необходима разработка мероприятий, направленных на развитие связей с зарубежными партнёрами и их привлечение в качестве потенциальных инвесторов.
Более того, политика привлечения иностранных инвестиций позволит увеличить бюджет санаторно-курортной и туристической отрасли, что, в свою очередь, повысит возможности для совершенствования материально-технической базы, создания и развития новых продуктов, продвижения Крыма на рынке, в том числе, и за счёт широкой рекламы.
Абсолютно очевидно, что туризм, как отрасль народного хозяйства Автономной Республики Крым, является очень прибыльным и постоянным источником дохода. Кроме того, туризм ускоряет развитие ряда отраслей экономики: строительства, производства товаров повышенного туристского спроса (развитие и производство сувениров, ювелирной промышленности, полиграфической базы, специализированной на издании литературы для туристов). Помимо этого, санаторно-курортное дело и туризм в Крыму - это один из основных источников создания рабочих мест.
В связи с этим, стратегическая цель развития региона Республики Крым заключается, прежде всего, в создании конкурентоспособного продукта на мировом рынке, способного максимально удовлетворять туристические и санаторно-оздоровительные потребности населения страны, обеспечить на этой основе комплексное развитие территории и её социально-экономических интересов при сохранении экологического равновесия и историко-культурного наследия.
Рецензенты:
Гаврилов А.А., д.э.н., профессор кафедры антикризисного управления, налогов и налогообложения ФГОБУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар.
Молочников Н.Р., д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГОБУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар.
Библиографическая ссылка
Чесноков Ю.В. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕСУРСНО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В НОВЫХ РЕГИОНАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13183 (дата обращения: 13.03.2025).