Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Винокурова Н.В. 1 Мазуренко О.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
Художественная литература является не только одним из действенных средств обучения ребёнка чтению, но и важнейшим средством приобщения подрастающего поколения к собственной национальной куль-туре. Однако в научной литературе не существует исследований, подтверждающих эффективность ис-пользования художественной литературы при формировании этнокультурной осведомленности детей дошкольного возраста. В данном исследовании, во-первых, был определен компонентный состав этно-культурной осведомленности, во-вторых, разработана методика формирования этнокультурной осве-домленности при ознакомлении с художественной литературой, в-третьих, описана подготовка и прове-дение экспериментального обучения, направленного на формирование этнокультурной осведомленно-сти посредством ознакомления дошкольников с произведениями художественной литературы. Исследо-вание показало, что в ходе 3-месячного цикла у большинства дошкольников существенно повысился уровень этнокультурной осведомленности, что подтверждает эффективность предлагаемой методики. Результаты исследования могут быть использованы в ходе организации учебно-воспитательного процес-са в дошкольных образовательных учреждениях; при совершенствовании программ, методических по-собий для воспитателей и педагогов дополнительного образования.
дошкольный возраст
этнокультурная осведомленность
литература
этнос
культура
1. Георгян А. Р. Формирование гражданской идентичности детей дошкольного возраста на основе этнокультурной осведомленности. URL: http://www.rusnauka.com ›5_SVMN_2013/Psihologia/5_129262.… (дата обращения: 28.01.14).
2. Жиндеева Е. А., Уткина Т. В. Концепт «народ» как этническая маркировка в творчестве современных русскоязычных писателей-сказочников Мордовии: традиции и новаторство. URL: http://www. rusnauka.com ›25_NNP_2011/Philologia/8_91882.… (дата обращения: 04.02.14).
3. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 23-26.
4. Мажаренко С. В. Формирование этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении: дис... канд. пед. наук. URL: http://www. dissercat.com ›…formirovanie…osvedomlennosti-detei… (дата обращения: 28.01.14).
5. Мазуренко О. В. Культуроведческий подход к изучению лирики в старших классах наци-ональных школ Республики Мордовия: дис... канд. пед. наук. – М., 2004. – 200 с.
6. Национальный язык и национальная культура. – М.: Наука, 1978. – 208 с.
7. Подгурская, Н. А. Семилыковые лапотки: мордовские сказки / Н. А. Подгурская. – Са-ранск: Поволжский центр культур финно-угорских народов, 2010. – 70 с.
8. Поштарева Т., Мажаренко С. Развивающая предметно-пространственная среда как усло-вие формирования представлений об этнической культуре // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 1. – С. 43-46.
9. Поштарева Т., Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведом-ленности детей // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 12. – С. 28-36.
10. Черкезова М. В. Литература и культура: пособие для учителя национальной школы. – М.: ИНПО, 1999. – 128 с.

Введение

Отсутствие целенаправленной педагогической деятельности, ориентированной на усвоение детьми знаний и представлений этнокультурного характера, явилось причиной возникшего противоречия между предъявляемыми требованиями к уровню подготовки образованного члена социума, способного эффективно жить и работать в полиэтнической среде, знающего и уважающего не только свою этнокультуру, но и культуру других этнических групп, способного интегрироваться в российское и общемировое пространство, и имеющимся уровнем и объемом индивидуального знания и потенциалом личностной культуры подрастающего поколения.

Одна из причин этой тенденции кроется в том, что современный педагог, осознавая значимость народной культуры как хранительницы вековых традиций, опыта, самосознания нации, не обладает достаточным количеством рекомендаций по внедрению в воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения передовых технологий формирования этнокультурной осведомленности детей.

В связи с этим внимание к проблеме формирования у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям не ослабевает, сам процесс формирования этнокультурной осведомленности детей становится одним из приоритетных направлений воспитания, нацеленным на становление личности с позитивной этноидентичностью, толерантной, ориентированной на успешную адаптацию в полиэтнической среде.

Методологическая основа данного процесса детально изучена современными исследователями (Георгян А. Р., Мажаренко С. В., Поштарева Т. В., Тюлепаева Э. Р. и др.). Её составляют «гуманистический, аксиологический, этнопедагогический, культуроведческий подходы, которые конкретизируются принципами культуросообразности, личностной ориентированности, культурного диалога, оптимального сочетания и последовательности изучения культур, позитивного отношения к этнокультурному разнообразию» [4].

Обращение к ряду современных исследований проблемы формирования этнокультурной осведомленности детей в дошкольном образовательном учреждении [1; 4; 9] обнаружило, что в самом широком смысле под процессом понимается целенаправленная педагогическая деятельность, ориентированная на усвоение детьми знаний и представлений этнокультурного характера в специально созданных для этого условиях.

А. Р. Георгян определяет этнокультурную осведомленность как комплексное личностное качество, характеризующееся, «с одной стороны, становлением позитивной этноидентичности, а с другой - успешным включением в общекультурные процессы полиэтнического общества» [1]. Содержательными компонентами знаний и представлений этнокультурного характера, по мнению ученого, являются: родная и русская культура (младшая и средняя группы дошкольного образовательного учреждения); культура народов России (старшая группа дошкольного образовательного учреждения) и культура народов мира (подготовительная к школе группа дошкольного образовательного учреждения).

Подобный путь ознакомления с этнической культурой является наиболее логичным, его придерживаются и некоторые другие исследователи, в частности Е. А. Ангархаева, Т. В. Поштарева, поскольку именно такая последовательность включения ребенка в полиэтническую реальность обеспечивает движение ребенка от освоения культуры своего народа к восприятию культуры ближайшего этнического окружения, и лишь затем по мере взросления происходит приобщение к ценностям других народов и мира. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету, национальная же культура являет собой национальную форму выражения общечеловеческого содержания.

В процессе дифференциации понятий «нация» и «этнос» установлено следующее: явление нации вбирает в себя этническое (язык, народное искусство, традиции, обычаи, нравы, особенности психического склада людей, формы материальной культуры) и социальное (политические институты, экономическая сфера общественного развития, система правовых отношений). Соответственно, традиции этноса передаются в основном через народную, бытовую культуру, фольклор, семью, национальные традиции чаще транслируются через средства массовой коммуникации и социальные институты.

Итак, пути формирования «человека как субъекта культурно-исторического процесса, отражающего в себе исторический разум, культуру человечества» [3, с. 24], лежат не только через обновление содержания образования, но и через выработку адекватных методических стратегий, воплощенных в этноориентированных технологиях, т. е. технологиях, ориентированных именно на трансляцию культуры и только в этом контексте - на овладение знаниями, умениями и навыками.

Одной из таких технологий будет являться этноориентированный подход к процессу ознакомления дошкольников с художественной литературой.

Таким образом, цель исследования - предложить и научно обосновать педагогические условия использования в деятельности дошкольного образовательного учреждения накопленного в этнической среде образовательного потенциала художественной литературы. Материалом стала философская, культурологическая, литературоведческая, психолого-педагогическая, методическая литература, подвергшаяся теоретическому методу исследования.

Предпосылкой возникновения этноориентированной формы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой явился культуроведческий аспект литературного образования, предложенный М. В. Черкезовой [10], чья научная деятельность убедительно доказывает, что в решении проблемы приобщения школьников к культуре, расширения границ их культурного кругозора немаловажное значение имеет процесс ознакомления с художественной литературой, поскольку именно в ней находят отражение факты родной, отечественной, мировой материальной и духовной культуры, культурные реалии современности и прошлого, специфические национальные обычаи и обряды, религиозные представления народа.

Это объясняется тем, что национальная форма в сфере искусства накладывает печать своеобразия на отражение жизненного материала (история данного народа, природные условия его развития, материальная культура, черты семейно-бытового уклада, традиции, обычаи, психический склад нации и т. п.), систему выразительных средств (национальный язык, национально-специфические средства образно-художественного мышления в поэзии, музыке, художественные традиции), на художественный вкус и в определенной мере на эстетический идеал. В. Г. Белинский писал: «При известии о вновь родившемся человеке, никто не спрашивает, есть ли у него глаза и руки, сколько ног и нет ли рогов и хвоста: если он человек, то уже само собой разумеется, что у него есть и глаза и руки, ног всего две, а не четыре, а рогов и хвоста нет. Так и в искусстве: если произведение художественно, то само собою, оно и национально» [6, с. 48].

Из ранее сформулированного перечня компонентов, помогающего классифицировать культуроведческий материал литературного произведения [5, с. 90-105], в компонентный состав сведений, способных расширить границы этнокультурной осведомленности детей дошкольного возраста, войдут:

  1. Эпоха, отраженная в произведении (историческая или современная).
  2. Бытовые реалии, факты национальной культуры, воплощающие традиции и обычаи народа; их роль в тексте художественного произведения.
  3. Христианские темы, идеи, образы; их наличие и значение; влияние православной нравственной традиции на создание произведения.

Насыщенность текста литературного произведения сведениями этнокультурного содержания может быть различной. При ознакомлении с художественной литературой в аспекте обозначенной проблемы необходимо исходить из возрастных особенностей детей и руководствоваться принципом доступности.

Моделируя траекторию последовательности включения дошкольника в полиэтническую реальность, следует вспомнить о том, что слагаемыми литературного образования (родная литература, русская литература, зарубежная литература, изучаемая в курсе русской литературы на русском языке) в национальной школе выстраивается система поликультурного образования, которое в настоящее время рассматривается как важная часть современного общего образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем. Такой алгоритм культурного погружения обеспечивает последовательную идентификацию личности школьника в этническом, гражданском и мировом масштабах, однако, следование ему в процессе формирования этнокультурной осведомленности дошкольников можно обозначить скорее как предпочтительное, но необязательное.

Это объясняется тем, что ключевым моментом этнокультурного просвещения дошкольников становится раскрытие объективного многообразия рассматриваемых культур, характера их взаимосвязей. При этом расширение знаний само по себе не является определяющим, полученные в результате знакомства с художественным произведением сведения характеризуются не столько объемом, сколько степенью их осмысленности. Дошкольники «постигают» простую закономерность: как хорошо, что есть разные народы, разные песни, игры, сказки и так далее. Такое восприятие культурных ценностей способствует формированию у детей позитивного отношения к существующим культурным различиям, способности принятия и признания иных культурных ценностей.

Полученные результаты реализованы в форме инновационных педагогических технологий образовательно-воспитательного процесса центра продленного дня при Мордовском государственном педагогическом институте имени М. Е. Евсевьева. Это структурное подразделение Мордовского базового центра педагогического образования (МБЦПО) представляет собой научно-экспериментальную площадку, позволяющую апробировать инновационные технологии предметно-развивающей среды воспитания и развития ребенка.

Экспериментальное обучение, имеющее целью повышение уровня этнокультурной осведомленности дошкольников посредством ознакомления с произведениями художественной литературы, проводилось на материале мордовских литературных сказок.

Ярким примером произведений, позволяющих юному читателю увидеть быт, традиции, народные обычаи, чистоту народной этики, служат литературные сказки современной писательницы Мордовии Надежды Подгурской, вошедшие в сборник «Семилыковые лапотки» [7].

Отметим наиболее значимые для нас этнические маркировки сказочного творчества Н. Подгурской, выделенные Е. А. Жиндеевой и Т. В. Уткиной: «В сказках Н. Подгурской фольклор и мифология тесно переплетаются с обыденностью жизни мордовского народа («Сватовство медведя», «Храбрая голубка»). В них раскрывается мастерство и рукоделие народных умельцев, обряды и обычаи наших предков («Семилыковые лапотки», «Дочь лесника»). Автор также затрагивает тему единения человека и природы родного края («Загадочное озеро», «Нуя и Улюта»)» [2].

Работа над усвоением детьми дошкольного возраста этнокультурного содержания сказок требует использования разнообразных форм и приемов. В систему занятий были включены театрализованные игры, народные забавы, заочные экскурсии по Мордовии, посещение этнографического музея (на факультете истории и права МордГПИ), задания исследовательского характера, проектные задания на основе краеведческого материала, тризовские задачи, задания творческого характера, связанные с изобразительной деятельностью и конструированием.

В содержание работы с родителями вошли:

  1. Анкетирование родителей на тему «Приобщение детей к истокам культуры».
  2. Круглый стол «Методология использования сказки в процессе ознакомления дошкольников с родным краем».
  3. «Театральная мастерская» (изготовление атрибутов и пособий к сказкам).

По завершении 3-месячного цикла занятий проведенный интерактивный тест продемонстрировал существенное повышение уровня осведомленности дошкольников в вопросах, связанных с этнической культурой мордовского народа; опрос родителей выявил возросшую заинтересованность и детей и взрослых в дальнейшем изучении особенностей культуры мордовского народа.

Таким образом, процесс формирования этнокультурной осведомленности дошкольников становится эффективной стратегией образования в вопросе приобщения детей с ранних лет к ценностям этнокультуры и приобретает первостепенную ценность в развитии их адекватного мировоззрения и мировосприятия в условиях становления множественности миров культуры. Процесс социализации дошкольника в сложном, поликультурном мире связан с расширением его культурного опыта, развитием умения объективно воспринимать окружающее разнообразие людей, народов и их культур.

Предлагаемый этноориентированный подход к процессу ознакомления дошкольников с художественной литературой направлен на решение проблемы формирования у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. В концептуальном плане новым следует считать представленную и научно обоснованную модель формирования этнокультурной осведомленности детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой. Словесная природа литературы как специфического вида искусства позволяет ей запечатлевать в текстах произведений разнообразные связи с другими областями культуры (историей, религией, философией, искусствами, языком), с материальной и духовной культурой разных народов. Сведения о разных формах бытия этноса, полученные в процессе ознакомления с текстом художественной произведения, моделируют этнические горизонты культуры ребенка и направлены на развитие глобальности восприятия, осознания поливариантного характера этнокультурного мира, способствуют развитию дивергентности мышления, этнической толерантности, уважению иных форм существования, пониманию своеобразия и равенства культур.

Рецензенты:

Кобозева И.С., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой музыкального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск.

Рябова Н.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой специальной педагогики и медицинских основ дефектологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Винокурова Н.В., Мазуренко О.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12103 (дата обращения: 16.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674