Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ «СТРОЙКАДРЫ» И «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Гарькин И.Н. 1 Гарькина И.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
Рассматривается все более возросшая актуальность профориентационной работы для формирования стабильного контингента студентов вузов и повышения престижа рабочих и инженерных специально-стей. Приводится опыт реализации социально-образовательных проектов «СтройКадры» и «Юные ис-следователи» (проводятся при поддержке Министерства образования и Управления инновационной по-литики и специальных проектов правительства Пензенской области) как одной из форм профориента-ции. Обсуждаются пути решения важных задач (поднятие престижа профессии строитель, привлечение молодёжи в строительную отрасль, популяризация научно-исследовательской деятельности, создание кадрового научного потенциала для вузов, привлечение наиболее подготовленной и одаренной части школьников в вуз), поставленных этими проектами, при активном сотрудничестве со школами и строи-тельными предприятиями г. Пензы и Пензенской области.
социально-образовательный проект
кадры для строительной отрасли
формирование контингента студентов
профориентационная работа
1. Гарькина И.А., Данилов А.М. Образовательная система с позиций идентификации и управления // Региональная архитектура и строительство. - 2013. - № 2 (16). - C. 143-147.
2. Гарькина И.А., Данилов А.М. Система высшего образования в экономическом развитии страны // Московское научное обозрение. - 2013. - № 6. - С. 48-50.
3. Гарькина И.А., Данилов А.М. Моделирование и управление образовательной системой // Московское научное обозрение. - 2013. - № 4 (32). - С. 6-9.
4. Гарькина И.А., Данилов А.М. Системный подход к повышению качества образования // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2013. - Т. 19. - С. 4-7.
5. Гарькина И.А., Гарькин И.Н. Раскрытие творческого и научного потенциала школьников на примере реализации социально-образовательного проекта «Юные исследователи» // Молодой ученый. - 2013. - № 9. - С. 357-359.

Высокие конкурсы в вузы предшествующих лет привели к определенному стереотипу: «Наш абитуриент нас всегда найдет». На сегодня ситуация в корне изменилась: демографические процессы (снижение рождаемости в Российской Федерации в начале 1990-х) совпали с резко возросшей активностью иных образовательных учреждений, в том числе из субъектов Российской Федерации, в поиске своего абитуриента. Все более обостряется конкуренция между образовательными учреждениями в «борьбе» за абитуриента, поскольку относительное «благосостояние» вузов и учреждений среднего профессионального складывается из безусловного выполнения установленных учредителем контрольных цифр приема и необходимости достижения максимального результата по набору обучающихся на внебюджетной основе. Сегодня перед вузами стоит задача подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных, предприимчивых и активных специалистов, востребованных на рынке труда [1-4]. Качество выпускника напрямую связано с качеством профориентационной работы (под ней понимается комплекс мер содействия человеку в самоопределении, выборе оптимального вида занятий с учетом его потребностей и возможностей, а также формирование у него компетентности при ориентации и адаптации на рынке труда с учетом социально-экономической ситуации). Профориентация существует не только для того, чтобы увеличить конкурс в вуз, но и для того, чтобы в последующем «не потерять» студента, который поступил в вуз. Правильно поставленная профориентационная работа помогает сформировать стабильный контингент студентов и довести их до квалифицированных специалистов.

Истоки профориентационной работы нередко относят к 1908 г. - к моменту открытия первого профконсультационного бюро (США, Бостон), которое информировало школьников о выборе ими той или иной профессии, о возможностях дальнейшего образования и подготовке к будущей работе с помощью издания профориентационных листков, брошюр и т.д. и проводило пропаганду разумного выбора профессии. Первый опыт профориентации учащихся включал предварительное изучение профессиональных склонностей подростков в школе, проведение бесед в бюро, заполнение анкет, опрос родителей и педагогов, консультацию и посредничество в определении выпускников на работу. Зародившееся в конце XIX - начале XX веков движение профессиональной ориентации получило свой толчок от требований самой жизни. Профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Так, повышение престижа рабочих и инженерных специальностей становится крайне актуальной задачей для нашей страны в целом и для строительной отрасли в частности [1; 2]. В строительной отрасли сложилась парадоксальная ситуация: в последние годы число вакансий выросло почти вдвое (застройщики говорят о серьезной нехватке кадров), заработная плата строителей значительно превышает средние показатели по стране, а при этом конкурс среди соискателей в строительной отрасли остается низким, вакантные места все чаще занимают либо старые кадры, либо мигранты. Строительным компаниям катастрофически не хватает прорабов, электриков и электромонтажников, сварщиков, машинистов строительных машин. Кадровый голод испытывают все без исключения застройщики и предприятия строительной индустрии, даже те, кто готов платить работникам больше, чем родственно-конкурирующие структуры.

Для решения этой проблемы в Пензенской области силами регионального отделения «Союза молодых строителей» реализуется проект «СтройКадры». Партнёрами проекта выступают НП «Союз пензенских строителей», «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» и ряд строительных организаций Пензенской области. В ходе реализации проекта решаются следующие задачи:

  • поднятие престижа рабочих и инженерных профессий;
  • поднятие престижа профессии строитель;
  • привлечение молодёжи в строительную отрасль Пензенской области;
  • формирование стабильного контингента абитуриентов (привлечение наиболее подготовленной и одаренной части молодежи в строительный вуз);
  • оказание содействия в трудоустройстве выпускников факультета путем привлечения новых работодателей для сотрудничества и выстраивания с ними системы долгосрочных отношений.

Задачи, поставленные проектом, успешно решаются путём активного сотрудничества со школами и строительными предприятиями г. Пензы и Пензенской области. Для школьников устраиваются экскурсии на промышленные предприятия и строительные площадки. За период с октября по ноябрь были совершенны экскурсии на завод по комплексному выпуску строительных материалов «ПУС» (Пензенское управление строительства) и завод железобетонных изделий ЖБИ-1, школьники побывали на строительной площадке г. «Спутник» (проект по строительству целого города в пригороде г. Пензы; в «работе» находятся одновременно более 15 высотных домов, а также объекты инфраструктуры); на предприятие «Управление механизации 2», где школьникам рассказали о различных видах строительной техники. В ходе экскурсий школьникам показывали и рассказывали о производстве, учащиеся могли пообщаться как с простыми рабочими, так и с руководителями предприятий; особое внимание уделялось вопросам заработной платы и социального обеспечения рабочих. Учащимся средней школы № 58 повезло побывать на экскурсии по зданию областной филармонии (проект «Персональной творческой мастерской под руководством Бреусова А.А.»), которое скоро будет сдано в эксплуатацию. Экскурсию провел главный архитектор проекта А.А. Бреусов - создатель и многих других уникальных объектов в г. Пензе (драматический театр, киноконцертный зал на 1200 мест и др.). Он интересно рассказал школьникам о проблемах, возникающих при проектировании таких огромных объектов, и о путях их решения. Всего за 2 месяца на аналогичных экскурсиях побывало более 200 школьников г. Пензы.

Следующим видом взаимодействия является проведение интерактивных бесед со школьниками. Такие беседы-встречи проходят в школах одновременно для всей параллели старшеклассников, на них приглашаются активисты «Союза молодых строителей», преподаватели профильных учебных заведений, представители строительных организаций г. Пензы, ветераны строительной отрасли и т.д. По ходу встречи учащимся на конкретных цифрах и фактах доказывается перспективность работы в «инженерно-рабочем» корпусе, в том числе и в строительной отрасли.

Одной из составных частей профориентационной работы с учащимися является организация и проведение публичных мероприятий («Дни открытых дверей», круглые столы, семинары). Так, например, в апреле 2013 года было организованно мероприятие под названием «День открытых дверей строительной отрасли» на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Оно проводилось при поддержке министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Пензенской области, министерства образования Пензенской области и НП «Союз пензенских строителей». Это мероприятие собрало около 500 человек, среди которых 300 школьников, остальные - учащиеся сузов, представители строительных и общественных организаций г. Пензы. Перед школьниками выступили представители органов исполнительной власти, бизнеса и общественности. После основной части мероприятия гости смогли посетить выставку достижений строительной отрасли г. Пензы (ООО ПКФ «Термодом», ОАО «Пензастрой», «Персональная творческая мастерская под руководством Бреусова А.А.», ОАО «Пензгражданпроект», ООО «Новотех» и др.).

Социальный профориентационный проект «СтройКадры» способствует пропаганде рабочих и инженерных профессий, предполагает целенаправленную работу по формированию контингента студентов строительного вуза; преследует цель подготовки специалистов, готовых к исследовательской, проектной, организационной, предпринимательской деятельности в рамках строительной отрасли. Опыт такого проекта можно использовать в профориентационной работе и для других отраслей промышленности.

Социально-образовательный проект «Юные исследователи» направлен на:

  • раскрытие творческого и научного потенциала школьников,
  • развитие у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития;
  • популяризацию научно-исследовательской деятельности;
  • более тесное взаимодействие школ и вузов;
  • создание кадрового научного потенциала для вузов;
  • привлечение наиболее подготовленной и одаренной части школьников в вуз;
  • получение педагогического опыта аспирантами.

Проект реализуется путём создания сети научных кружков в школах, которыми руководят аспиранты и студенты Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (ПГУАС).

В пилотном варианте проекта были задействованы группы школьников из различных школ г. Пензы общим количеством около 100 человек. С ними регулярно (каждую неделю) проводятся занятия в виде научных консультаций по различным научным направлениям:

  • современные материалы и технологии;
  • экология и безопасность в техносфере;
  • строительные конструкции;
  • естественно-научные дисциплины.

В дополнение предлагаются и мастер-классы по различным профилям, например таким, как:

  • основы предпринимательства;
  • социальное проектирование;
  • личностный рост.

Школьники регулярно участвовали в конкурсах, семинарах и научно-практических конференциях с публикациями научных докладов (было опубликовано 20 статей) по различной тематике; получено более 15 грамот и благодарственных писем.

В настоящее время организационная структура проекта представляет собой следующую схему: руководитель проекта, научные консультанты (профессорско-преподавательский состав вузов г. Пензы), студенты старших курсов и аспиранты, которые непосредственно осуществляют руководство кружками. Успешной реализации проекта способствует сплочённость собранной команды единомышленников, а также привлечение к работе в проекте профессорско-преподавательского состава в виде консультантов. Руководители проекта среди студентов и аспирантов являются членами «Команды менеджеров социальной сферы» (организована «Агентством стратегических инициатив»), молодёжного правительства Пензенской области, регионального отделения «Союз молодых строителей» и других общественных организаций. В ходе реализации социального проекта было организовано проведение открытого научного конкурса учащихся «Юные таланты России» в рамках научного «Сурского молодежного инновационного форума», который ежегодно проводится (2012, 2013 гг.) на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства при поддержке министерства образования Пензенской области и управления инновационной политики и специальных проектов правительства Пензенской области.

В своей деятельности авторы и руководители проекта при работе со школьниками использовали принципы тотальности (ко всем школьникам выдвигались одинаковые требования и давались равные знания) и индивидуальности (ко всем школьникам применялся индивидуально ориентированный подход). Именно совместное применение этих двух принципов в ходе работы позволило получить максимально эффективные результаты.

Проект был успешно представлен и на межрегиональной X выставке-ярмарке «Образование и карьера» (г. Пенза, 2013 г.).

План развития проекта представляет собой создание сети научных кружков, организованных путём закрепления за каждой школой (или ряда школ) группы аспирантов с несколькими студентами старших курсов (представителей какой-либо научной школы). Данный коллектив смог бы проводить работу со школьниками, выявляя наиболее активных и талантливых среди них и нацеливая их на участие в научной исследовательской деятельности вуза уже с 1 курса. При дальнейшем развитии проекта планируется расширить список научных направлений научной деятельности (архитектура и строительство, информационные технологии, творческие дисциплины) и увеличить тематику мастер-классов за счёт привлечения дополнительных руководителей кружков из различных вузов г. Пензы.

Социально-образовательный проект «Юные исследователи» успешно занимается решением вопросов развития и формирования целостной личности, выявлением и развитием научно-творческих способностей, индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатств школьников. И решает не только многие актуальные задачи в системе общего школьного образования, но и содействует формированию контингента студентов для вузов региона [5].

Автор и руководитель этих проектов (председатель Союза молодых строителей Пензенской области - Гарькин И.Н.) считает, что их реализация содействует правильному выбору будущей профессии школьниками и продолжает активную работу по дальнейшему внедрению методов, заложенных в проектах, при профориентации.

Рецензенты:

Усманов В.В., д.п.н., профессор, первый проректор, проректор по научной работе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, г. Пенза.

Варникова О.В., д.п.н., профессор, заместитель заведующей кафедры «Иностранные языки» Пензенского государственного технологического университета, г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Гарькин И.Н., Гарькина И.А. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ «СТРОЙКАДРЫ» И «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12056 (дата обращения: 16.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674