В последние десятилетия в системе профессионального образования России и Китая выявляются две противоположные тенденции: тенденция к глобализации, включению в мировой образовательный процесс, с одной стороны, и тенденция к сохранению национальных традиций в сфере образования - с другой. В этой связи важнейшей задачей модернизации высшего художественно-педагогического образования России и Китая является гармонизация национального и глобального в процессе подготовки учителей изобразительного искусства.
Решение этой задачи возможно как результат обогащения исторически сложившихся подходов к подготовке учителей изобразительного искусства современными достижениями в области организации образовательного процесса. Образовательный процесс в системе высшего художественно-педагогического образования должен быть реорганизован на основе достижений современной дидактики, предлагающей принципиально иные по сравнению с классической дидактикой подходы к организации взаимодействия преподавателя и студентов, организационные формы и методы обучения. Поэтому в современных социокультурных и образовательных условиях актуализируется проблема определения дидактических основ подготовки учителей изобразительного искусства. При этом следует учитывать тот факт, что учитель изобразительного искусства должен на высоком уровне владеть не только педагогической, но и изобразительной деятельностью. По словам Г.Ю. Коробко, учитель изобразительного искусства «должен сочетать в себе художника и педагога, владеющего широким арсеналом изобразительных средств» [4]. В свете сказанного особую значимость приобретает проблема определения дидактических основ обучения студентов - будущих учителей - изобразительному искусству (рисунку, живописи, графике, скульптуре).
В современной педагогической науке отсутствуют работы, в которых были бы охарактеризованы дидактические основы обучения студентов изобразительному искусству в системе художественно-педагогического образования Китая и России. Вэй Хао, говоря о степени исследованности проблемы подготовки специалистов в системе художественного образования Китая, отмечает, что советские и российские исследователи раскрывают главным образом философские аспекты китайской педагогической системы [1]. Существует большое количество работ, посвященных методическим аспектам обучения студентов (в том числе будущих учителей) изобразительному искусству (М.А. Дербисова, Т.М. Кожагулов, Г.Ю. Коробко, А.И. Лобанов, Б.Е. Оспанов, О.И. Радомская, Р.Н. Шайхулов и др.). Труды китайских исследователей посвящены главным образом истории и современному состоянию системы образования и педагогической мысли Китая, китайскому искусству в разные исторические периоды либо вопросам методики обучения разным видам изобразительного искусства. Общедидактическая проблематика, связанная с обучением будущих учителей изобразительному искусству, затрагивается в трудах китайских ученых достаточно редко.
Дидактические основы обучения студентов изобразительному искусству целесообразно рассматривать в соотношении с существующими в настоящее время в преподавании изобразительного искусства в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая направлениями - академическим, традиционным и инновационным.
Академическое направление сформировалось в России на базе реализма - художественного направления, где большое значение придается сходству, адекватности изображения объекту. При этом используемые художниками средства выразительности достаточно разнообразны для того, чтобы передать и эмоциональные переживания героев картин, и собственное отношение художника к изображенному на картине. Реализм предполагает поиск сюжетов в окружающей человека жизни, исходя из того, что представленное в произведении изобразительного искусства должно быть узнаваемо зрителем, близко ему, и благодаря этому воздействовать на его эмоциональную сферу, вызывать те или иные переживания. Лозунг реализма в русском изобразительном искусстве - «прекрасное есть жизнь». Стремление передать жизнь в ее многообразных проявлениях, сделать понятным и доступным для широкого зрителя авторский замысел являются основными задачами художника-реалиста. Внешнее сходство с объектом изображения является не самоцелью, а средством общения художника со зрителем и средством выражения внутренней сущности объекта. Если говорить о содержании дисциплин, направленных на освоение студентами изобразительной деятельности в рамках реалистического течения, то в России ведущую роль играет живопись маслом; освоение живописи акварелью, гуашью и другими материалами играет второстепенную роль.
В Китае академическое направление завоевало прочные позиции благодаря контактам России и Китая во второй половине XX в. Контакты между Россией и Китаем в сфере художественного образования привели к утверждению реалистического направления в китайской живописи [5; 7]. Процесс обучения в рамках академического направления в Китае базируется на советском (а в настоящее время на российском) опыте обучения студентов изобразительному искусству. По примеру России основой обучения изобразительному искусству является освоение студентами академических приемов рисунка и живописи; большое внимание уделяется формированию навыков, характерных для школы реалистического искусства.
Основу обучения студентов художественно-педагогических вузов изобразительному искусству в рамках академического направления как в России, так и Китае составляют концептуальные положения и принципы классической дидактики. Процесс обучения изобразительному искусству с точки зрения содержания проектируется и реализуется как сочетание теоретических и практических занятий. Большое значение придается систематическим занятиям по теории и истории искусства. Отбор и конструирование содержания обучения осуществляются на основе линейного подхода, при котором каждая тема рассматривается лишь однажды и не предполагает возвращения к ней впоследствии на более высоком уровне. При отборе и конструировании содержания обучения организаторы образовательного процесса ориентируются на принцип систематичности и последовательности. Однако при этом учитывается лишь логика развития изобразительного искусства (при изучении истории изобразительного искусства) и логика изложения теоретических знаний (при изучении теории искусства), но не логика восприятия и понимания материала студентами. Классическая логика изложения материала «от простого - к сложному», «от легкого - к трудному» облегчает восприятие студентами теоретического материала, но не дает возможности проследить развитие тех или иных эстетических идей, жанров, изобразительных техник, направлений и течений в изобразительном искусстве. В содержании обучения недостаточно материалов, раскрывающих философские основы различных течений в живописи, графике, скульптуре и других видах изобразительного искусства.
Классический дидактический принцип наглядности реализуется в том, что на теоретических занятиях предъявляются репродукции картин, графических работ, скульптурных изображений, а на практических занятиях большое внимание уделяется показу приемов работы с живописными материалами, демонстрации различных техник живописи, принятых в реалистическом искусстве. Много времени уделяется анализу индивидуальной манеры рисунка и живописи разных художников.
Среди методов обучения преобладают традиционные. На теоретических занятиях это преимущественно словесные методы - лекция, беседа. На практических занятиях много времени отводится на копирование классических произведений живописи, на отработку навыков реалистической манеры письма. Недостаточно используются информационно-коммуникационные технологии, интерактивные и герменевтические методы обучения, позволяющие выявить и раскрыть культурные смыслы произведений искусства, глубже понять их содержание.
Реализации академической системы обучения студентов изобразительному искусству дает хорошие результаты. Преимущества такой системы - в ее технологичности, четкой структурированности содержания обучения, большом опыте применения методов обучения, возможности организации коллективного обучения. Однако академическая система не является вполне благоприятной для выработки у студентов собственного стиля, собственной манеры письма.
Академическое направление в обучении студентов изобразительному искусству в настоящее время широко распространено в России. Однако в Китае в последние годы оно постепенно утрачивает свое влияние, уступая место другому направлению - традиционному.
Традиционное изобразительное искусство Китая принципиально отличается от изобразительного искусства России, стран Западной Европы и США. В Китае изобразительное искусство имеет синтетический характер, сочетая в себе собственно изображение, поэзию, письменность; в живописи используются элементы графики. В качестве особого вида искусства издавна рассматривалась каллиграфия, которая приравнивалась к таким видам искусства, как поэзия и живопись, а знаменитые каллиграфы, как правило, были одновременно поэтами и живописцами [6]. Чрезвычайно широк диапазон материалов, с которыми работают китайские художники. Так, к традиционным приемам китайской живописи относится так называемое «бескисточное» письмо, когда художник пишет бамбуковыми палочками, волосом, ножом, но чаще всего своими пальцами. К традиционным направлениям в китайском изобразительном искусстве относится живопись на шелке, рисовой бумаге и других материалах [3].
Для традиционного направления в обучении студентов изобразительному искусству характерно обращение к традиционным приемам китайской живописи Гохуа. Специальность Гохуа является одной из популярных в художественно-педагогических вузах современного Китая. По данной специальности основной упор делается на усвоение изображения сложных предметов в соответствии с духом традиционной китайской картины, поощряется использование всех возможностей изобразительного языка и собственного творческого потенциала студента [2].
Основное в традиционном китайском искусстве - выражение определенной философской идеи. Поэтому главной целью обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования Китая является научить будущих учителей выражать с помощью разнообразных средств определенную философскую идею - этическую либо собственно эстетическую. Для этого студенту необходим не просто высокий уровень сформированности изобразительных навыков, но в первую очередь хорошая общекультурная подготовка, глубокое понимание (а не просто знание) традиционной китайской философии, умение выявить духовную составляющую вещей, событий, явлений и раскрыть ее с помощью выразительных средств изобразительного искусства. При этом каждая философская идея требует для своего выражения определенных изобразительных средств, поэтому студент должен овладеть возможно более широкой их палитрой.
В основе учебного взаимодействия преподавателя и студентов в рамках традиционного направления выступает идея наставничества - ученичества. Взаимодействие преподавателя и студента базируется на безусловном авторитете преподавателя как признанного мастера. Важной составляющей взаимодействия являются, наряду с ролевыми, этические отношения - уважительное, почтительное отношение к преподавателю со стороны студента, беспрекословное послушание. Но в то же время сама философия китайского искусства предполагает признание за учеником права на выбор собственного пути в искусстве, на самовыражение, на творческую самореализацию, которая ограничивается лишь определенными канонами, позволяющими наилучшим образом выразить ту или иную идею. Диалектическое сочетание этих на первый взгляд противоречивых тенденций обеспечивает возможность индивидуализации в процессе обучения будущих учителей изобразительному искусству.
В основе методов обучения в рамках традиционного направления лежит китайская традиция в понимании прекрасного, когда особое место уделяется понятиям «удивительное» (ци) и «искусное» (цяо). Эта традиция основана на синтезе конфуцианских и даосских представлений о назначении искусства, о роли изобразительного искусства в жизни человека и о способах отображения окружающего мира средствами искусства. В рамках традиционного направления основной упор при обучении студентов изобразительному искусству делается на усвоение изображения сложных предметов в соответствии с духом традиционной китайской картины; поощряется использование всех возможностей изобразительного языка. Однако освоение студентами выразительных средств изобразительного искусства осуществляется в рамках достаточно жестких канонов, что в определенной мере ограничивает реализацию творческого потенциала студентов.
В российской системе высшего художественно-педагогического образования традиционное направление в обучении изобразительному искусству выражено гораздо слабее, чем академическое. Данное направление, предполагающее обращение к русской традиционной культуре, реализуется преимущественно в процессе обучения декоративно-прикладному искусству. Усиление традиционного направления, обращение к национальному языку изобразительного искусства (языку иконописи, лубочного искусства и др.), к соответствующими средствам художественной выразительности и разработка дидактических основ, позволяющих реализовать данное направление, представляется одним из перспективных направлений развития российской системы художественно-педагогического образования.
В настоящее время изобразительное искусство России и Китая испытывает серьезное влияние современной художественной культуры Европы и США. С усилением западного влияния в изобразительном искусстве России и Китая связано инновационное направление в обучении студентов изобразительному искусству. Его сторонники выступают за реформирование традиционной живописной техники (как академической, так и национальной) на основе внедрения элементов современного европейского и американского искусства. Например, в китайской системе художественно-педагогического образования в преподавании рисунку предлагается знакомить студентов с немецким конструкционным рисунком, в преподавании живописи - с инновационными направлениями живописи Англии и Австралии, американской, японской и французской школ живописи маслом.
Реализация инновационного направления предполагает широкое внедрение в процесс обучения студентов изобразительному искусству достижений современной дидактики. Наиболее перспективным при этом представляется обращение к идеям эвристического и проблемного обучения и смысловой дидактики. Эвристическое обучение, разработкой которого в России занимается А.В. Хуторской, является наиболее перспективным в плане развития у студентов образного мышления, художественного видения, умения находить нестандартные решения традиционных художественных задач и как результат - реализации их творческого потенциала, формирования у них собственного стиля изобразительной деятельности. Проблемное обучение позволит реализовать в процессе обучения студентов изобразительному искусству идеи диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер), позволяющие лучше понять «иную» культуру, а через нее - свою собственную национальную культуру, добиться гармоничного сочетания «традиционное - инновационное», «западное - восточное» на основе художественного языка, позволяющего выразить сущность и специфику национальной культуры и в то же время понятного любому человеку. Решение этих задач может быть достигнуто путем поиска студентами ответов на проблемные вопросы, выполнения ими проблемных заданий, в том числе в форме проектов. Смысловая дидактика, активно разрабатываемая в настоящее время в России Е.Г. Беляковой, А.Ф. Закировой, позволит обратить студентов к смыслам культуры, выраженным в произведениях изобразительного искусства, «открыть» значимость творений художников и скульпторов для современного человека, обеспечит более глубокое понимание этих произведений и социокультурного контекста, в котором они создавались, и поможет студентам выразить свои идеи, свой внутренний мир средствами искусства.
Для достижения целей обучения изобразительному искусству необходима ориентация на дидактический принцип активности студентов в обучении, а также на принцип интеграции знаний из разных областей с целью достижения глубокого понимания сущности изобразительного искусства как способа постижения мира и человека и как способа преобразования внутреннего мира человека. Важным является принцип индивидуализации обучения, реализация которого позволит студенту выработать собственный стиль изобразительной деятельности.
Среди средств обучения в рамках инновационного направления наиболее продуктивными являются интерактивные методы обучения, метод проектов, герменевтические методы. Широкое использование информационно-коммуникационных технологий, которые в настоящее время применяются главным образом в сфере художественного дизайна, позволит студентам освоить принципиально новые изобразительные техники (например, создание трехмерных изображений), а возможно, и создать свои собственные.
Следует отметить, что разработка дидактических основ обучения студентов в рамках инновационного направления в настоящее время составляет одну из перспектив развития высшего художественно-педагогического образования России и Китая, поскольку в настоящее время в рамках всех трех направлений обеих странах преобладает подход к организации обучения изобразительному искусству с позиций классической дидактики.
Рецензенты:
Борытко Н.М., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г.Волгоград.
Соловцова И.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г.Волгоград.
Библиографическая ссылка
Цзюй Чжаочунь ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И КИТАЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11391 (дата обращения: 18.11.2024).