Введение. Современная социально-экономическая ситуация выдвигает решение совершенно новых задач в профессиональном развитии специалиста по физической культуре в системе педагогического образования. Место такого специалиста в социальной стратификации общества затрагивает все стороны взаимоотношений с рыночными преобразованиями.
Сложившаяся ситуация является отправным моментом для поиска новых путей, средств и форм организации подготовки специалистов, которым предстоит работать в изменяющихся условиях рынка труда. Поэтому актуализируется потребность в значительных изменениях стратегии и тактики содержания образования, направленного на повышение конкурентоспособности специалистов с высшим физкультурным образованием, способных активно трудиться и мобильно решать профессиональные задачи в сложившейся конъюнктуре физкультурно-образовательных услуг на рынке труда.
Проблема повышения конкурентоспособности выпускников физкультурных вузов и факультетов физической культуры педагогических вузов обуславливается социально-экономическими и социокультурными факторами, которые повлияли на цели модернизации и дальнейшее развитие высшего профессионального образования в России. В Федеральном законе Российской Федерации «Об Образовании» в качестве принципиально новой задачи выдвигается приоритет в «создании условий для развития конкурентоспособной личности». Это, в свою очередь, сказалось и на собственно педагогических факторах формирования конкурентоспособности выпускников в системе подготовки физкультурных кадров.
Реализация новых подходов к организации процесса подготовки специалистов требуют комплексного решения вопросов междисциплинарных научных исследований, связанных с представлением о человеке в системе многомерных коммуникаций. В результате чего, на рынке труда появятся специалисты, являющиеся профессионалами нового поколения, обладающие надпрофессиональными качествами, способные решать интегрированные профессиональные задачи в самых разнообразных видах деятельности [1].
В настоящее время в России в сфере физической культуры произошли принципиальные изменения на рынке труда и, как следствие этого, изменились требования к профессиональной компетентности специалиста. В условиях жесткой конъюнктуры рынка физкультурно-образовательных услуг профессиональный успех выпускника зависит от наиболее полной реализации личностного потенциала, охватывающего активность, творчество, мобильность, коммуникативность, умение работать в команде, а также компетентность и владение инновационными технологиями профессионального саморазвития.
Основное содержание исследования. Понятие «конкурентоспособность специалиста» в отечественной теории физической культуры еще является предметом дискуссий. По мнению Е.А. Митина, в качестве рабочего определения понятия «конкурентоспособность специалиста по физической культуре» может быть следующее: «Конкурентоспособность специалиста по физической культуре - это интегральная характеристика человека, которая выражается в его выгодных отличиях от конкурента по степени соответствия спросу рынка труда, уверенного в своих силах, способного к самосовершенствованию и, помимо профессиональных умений, обладающего умениями успешно презентовать себя и свою профессиональную деятельность в области физической культуры» [2].
В свете изучения вопроса конкурентоспособности педагога вообще и специалиста по физической культуре в частности, мы считаем целесообразным опираться на четырехкомпонентную модель, предложенную Е.А. Митиным [5]. В отличие от других исследователей, автор кроме личностного, профессионального и полипрофессионального компонентов, выделяет четвертый - престижно-технологический компонент, который характеризует готовность специалиста успешно осуществлять профессиональную деятельность в условиях рынка. А именно, способность выгодно представить работодателю, то, чем реально обладает специалист. Это демонстрирует преимущества специалиста, как на рынке труда, так и на рынке профессиональных услуг, ведет к признанию обществом его заслуг и занятию престижного положения в профессии.
Следует отметить, что становление профессиональных компетенций всегда являлось необходимым условием высшего образования. Однако современные тенденции развития общества переносят акцент на необходимость формирования универсальных, так называемых «надпрофессиональных» компетенций, к которым можно отнести владение гуманитарными технологиями.
По мнению В.П. Соломина, разработка гуманитарных технологий для педагогической деятельности определена рядом обстоятельств. В частности, изменением отношения педагогов к пониманию жизненной успешности. Сегодня педагоги все больше стремятся к самоактуализации в профессиональной деятельности, которая возможна при достижении педагогически значимых результатов, убежденности в своих профессиональных способностях, уважении коллег и учеников [7].
В ходе исследования были выделены группы гуманитарных технологий, реализация которых способствует повышению эффективности деятельности специалистов по физической культуре [4].
Гуманитарные технологии, направленные на построение безопасной физкультурно-образовательной среды. Физкультурно-образовательная среда является сложным структурным образованием, рассматриваемым как часть гуманитарной социальной среды, в которой происходит непосредственное взаимодействие субъектов физкультурно-образовательной деятельности в определенных условиях и в различных формах.
Необходимо заметить, что создание педагогом физкультурно-образовательной среды, которая могла бы способствовать повышению эффективности учебной деятельности занимающихся, само по себе может быть гуманитарной технологией, но чаще выступает как часть комплексного воздействия, обеспечивающая благоприятный фон взаимодействия в системе «субъект - субъектных» отношений.
Гуманитарные технологии, направленные на осуществление конструктивного общения участников образовательного процесса. Профессиональная деятельность специалиста по физической культуре во многом определяется знаниями и умениями коммуникативного характера, связанными с организацией и осуществлением педагогического, делового и межличностного общения, поэтому проблема формирования у студентов коммуникативной компетентности имеет особую значимость. Коммуникативные умения связаны с общением специалиста по физической культуре с детьми, коллегами по работе, с родителями.
Высокая значимость осуществления педагогом конструктивного общения в процессе своей профессиональной деятельности определяет необходимость формирования у будущих специалистов по физической культуре коммуникативных умений как основы построения гуманитарных технологий.
Гуманитарные технологии, направленные на эффективное регулирование поведения занимающихся. Многие исследователи указывают на то, что вопросы, касающиеся психологического воздействия как составляющей профессиональных технологий широкого круга профессионалов должны рассматриваться в едином контексте с вопросами психологической безопасности. В частности, психологически конструктивное влияние должно отвечать трем критериям: 1) оно не разрушает личности людей, в нем участвующих, и их отношений; 2) оно психологически корректно (грамотно, безошибочно); 3) оно удовлетворяет потребности обеих сторон. Психологически конструктивное противостояние влиянию также должно отвечать этим трем критериям [6].
Умение продуктивного безопасного управления занимающимися всегда являлось составляющей педагогического мастерства специалистов по физической культуре, поэтому инструменты этой группы гуманитарных технологий являются обязательными при формировании их профессиональной компетентности.
Гуманитарные технологии, направленные на самоактуализацию специалиста по физической культуре в образовательном процессе. В современных условиях социальный заказ ориентирован на творческую личность, являющуюся субъектом социальной жизни, саморазвития, самоактуализации и самоопределения. Деятельность человека, видящего свои цели, способного творчески решать стоящие перед ним задачи, максимально самореализоваться, всегда успешна.
Необходимо отметить, что спортивная деятельность способствует быстрой самопрезентации личностных качеств человека. В тоже время, учебная деятельность для спортсменов высокого класса является проблемным полем. Здесь необходимы исследования по применению гуманитарных технологий, которые позволили бы оказывать «мягкое» влияние на профессиональное развитие студента-спортсмена и улучшение качества освоения им будущей специальности и, тем самым, так же, как и в спортивной деятельности, помогли бы самоактуализироваться.
Компетентность в области гуманитарных технологий будущих специалистов по физической культуре является сегодня велением времени. Однако в современных учебных программах эти знания присутствуют лишь частично, и у студентов не формируется представление о гуманитарных технологиях как целостной системы построения конструктивных взаимоотношений с занимающимися в рамках личностно-ориентированного подхода.
Для определения возможности формирования у студентов компетентности в области гуманитарных технологий было проведено исследование. В последовательном эксперименте приняли участие студенты факультета физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена, обучающиеся по специальности «Адаптивная физическая культура». Формирование компетентности в области гуманитарных технологий осуществлялось в рамках факультативного курса «Гуманитарные технологии в физической культуре». Студенты осваивали учебный материал, сгруппированный по 8 темам: 1) гуманитарные технологии как явление в науке и практике; 2) гуманитарные технологии в деятельности специалиста по физической культуре; 3) теоретические основы применения гуманитарных технологий в области физической культуры; 4) методические подходы к разработке, использованию и оценке гуманитарных технологий в физической культуре; 5) безопасность физкультурно-образовательной среды как фоновый фактор применения гуманитарных технологий; 6) коммуникативная компетентность специалиста по физической культуре; 7) регулирование поведения человека - цель применения гуманитарных технологий; 8) самоактуализация педагога в процессе применения гуманитарных технологий.
Наши предыдущие исследования показали, что достижение максимальной эффективности при решении этого вопроса возможно в том случае, если преподаватель ориентируется на деление учебного материала по трем взаимосвязанным блокам [3]:
1. Теоретический блок - описание основных идей разработки и применения гуманитарных технологий в области физической культуры.
2. Методический блок - изложение основных подходов к разработке гуманитарных технологий и их применению на занятиях физическими упражнениями в различных условиях с разными группами населения, а также оценка эффективности оказанного воздействия.
3. Инструментальный блок - описание отдельных инструментов гуманитарных технологий (средства вербальной и невербальной коммуникации, социальная перцепция, приемы достижения аттракции и т.п.).
Для оценки успешности освоения студентами гуманитарных технологий использовался индекс динамики (коэффициент роста, темп роста), представляющий собой отношение абсолютной величины в отчетный (анализируемый) период или момент времени к базисному (предыдущему). Если индекс динамики больше 1, то имеет место рост явления во времени, если равен 1 - стабильность, если индекс динамики меньше 1, то наблюдается спад явления. Индексы динамики освоения студентами гуманитарных технологий представлены в таблице.
Таблица
Изменение уровня овладения студентами гуманитарными технологиями
Группы |
Теоретический блок |
Методический блок |
Инструментальный блок |
||||||
до |
после |
индекс динамики |
до |
после |
индекс динамики |
до |
после |
индекс динамики |
|
Юноши (n=14) |
2,4 |
3,8 |
1,58 |
3,2 |
7,6 |
2,38 |
4,5 |
8,4 |
1,87 |
Девушки (n=12) |
3,2 |
4,9 |
1,53 |
3,1 |
7,4 |
2,38 |
5,1 |
9,2 |
1,81 |
Анализ результатов показал, что уровень овладения гуманитарными технологиями как до, так и после окончания эксперимента у девушек выше, чем у юношей. Это вполне закономерно, так как гуманитарные технологии отражают коммуникативные умения человека, а у девушек, как правило, эти умения сформированы лучше.
Самый низкий начальный уровень и самый незначительный прирост наблюдался по теоретическому блоку. Предполагается, что это вызвано использованием в эксперименте лекционной формы для изложения теоретических сведений. Самый высокий уровень по окончанию эксперимента был зафиксирован как у юношей, так и у девушек по инструментальному блоку. Студенты отметили, что занятия, формирующие навыки вербальной и невербальной коммуникации, а также социальной перцепции и психологического влияния были для них самыми интересными. Не очень значительный прирост объясняется достаточно высоким начальным уровнем сформированности этого вида умений. Самый большой прирост результатов был по методическому блоку. Интересно, что результаты юношей несколько превышали результаты девушек. Это можно объяснить значительными требованиями к умению логически мыслить при построении моделей гуманитарных технологий и алгоритмов их реализации.
В заключение можно отметить следующее:
1. Эффективность применения гуманитарных технологий во многом зависит от личных особенностей педагога. Максимальный результат достигается педагогом, обладающим характеристиками харизматической личности: личное обаяние; способность к трансляции энергии, заражению энергией других людей, воодушевлению их на выполнение определенных действий и поступков; уверенная манера, способность владеть собой и ситуацией; независимость и самостоятельность в решениях и поступках; позитивное восприятие восхищения других людей; хорошие риторические способности; впечатляющая внешность или отдельная черта внешности. В этой связи, специалисты по физической культуре должны развивать в себе качества, способствующие влиянию на поведение занимающихся.
2. Для успешной разработки и применения гуманитарных технологий специалисты по физической культуре, помимо развития личностных качеств, должны овладевать умениями в применении инструментов регулирования поведения занимающихся: выстраивать безопасную физкультурно-образовательную среду, целенаправленно использовать вербальные и невербальные средства общения, а также «считывать» информацию с занимающихся на основе социальной перцепции, формировать аттракцию для оказания конструктивного влияния.
3. Целенаправленное освоение специалистами по физической культуре гуманитарных технологий возможно в процессе профессионального образования. В этой связи, целесообразно включение учебного материала по разработке и использованию гуманитарных технологий в процессе занятий физическими упражнениями с различными группами населения в содержание подготовки студентов факультетов и вузов физической культуры как курс по выбору, факультативный курс или раздел в дисциплинах имеющих непосредственное отношение к проблеме применения гуманитарных технологий, таких как «Педагогическое мастерство специалистов по физической культуре» и т.п.
Таким образом, внедрение гуманитарных технологий в процесс подготовки специалистов по физической культуре может быть одним из путей повышения их конкурентоспособности.
Рецензенты:
Зюкин А.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры гимнастики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г.Санкт-Петербург.
Верещагина Н.О., д.п.н., доцент, начальник учебно-методического управления Российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г.Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Митин А.Е., Митин Е.А., Филиппова С.О. КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11276 (дата обращения: 14.11.2024).