Введение
В процессе восстановления экономики ЧР особую роль играет инвестиционная политика. Она опирается на понятие «инвестиция» (от лат. investio – одеваю) как долгосрочное вложение капитала в отрасли экономики. Инвестиции могут быть как отечественными, так и иностранными. При этом различаются финансовые (портфельные) инвестиции – покупка ценных бумаг и реальные инвестиции – вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство, инфраструктуру и т.д.
Актуальность региональной инвестиционной политики вытекает из необходимости интенсивного развития экономики страны и её регионов, неуклонного роста валового внутреннего продукта, повышения финансовой устойчивости и финансовой стабильности республик. Для активизации инвестиционных вложений необходимо существенно улучшить инвестиционный климат в регионах России, повысить инвестиционную привлекательность, снизить инвестиционные риски. Важнейшая задача развития регионов на данный момент – повышение его инвестиционной привлекательности для частных инвесторов и уровня их инвестиционной активности. Не обошла эта проблема и Чеченскую Республику, а точнее, для Чеченской Республики она имеет первостепенное значение.
Так как инвестиции в регион являются, как правило, долгосрочными, им должен предшествовать комплексный и всесторонний анализ с привлечением необходимого количества экспертов. При проведении широкомасштабных исследований следует применять на каждом из всех его этапов различные методы и инструменты для повышения достоверности получаемых результатов.
Оценка инвестиционной привлекательности региона включает в себя два основных момента: 1. Инвестиционную привлекательность самого региона. На данном этапе анализируется существующая нормативно-законодательная база, правовые аспекты, политическая ситуация, степень защиты прав инвесторов, уровень налогообложения и т. д. 2. Инвестиционная привлекательность конкретных объектов инвестирования. На этом этапе анализируется экономическое состояние отраслей, предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности. Анализ и оценка степени благоприятности инвестиционной привлекательности регионов как одной из составляющих инвестиционного климата в стране представляет огромный научный и практический интерес. За последние годы произошел существенный сдвиг инвестиционного потенциала из восточных регионов, несмотря на богатство ресурсов, в европейскую часть России. Это создает серьезную угрозу перспективному развитию восточных регионов. В период между кризисами инвестиционный потенциал сместился на запад, в районы развитого сельского хозяйства и преимущественно обрабатывающей промышленности, создающей высокую добавленную стоимость. Три западных округа – Центральный, Северо-Западный и Южный – увеличили свою суммарную долю в потенциале с 53 до 56 %, в то время как преимущественно сырьевые регионы – Уральский, Сибирский и Дальневосточный – снизили ее с 29,6 до 27,1% (Рисунок 1). К тому же восточные регионы по сравнению с западными в среднем имеют более высокий и растущий уровень инвестиционного риска, хоть на западе и есть достаточно высокорисковый Южный федеральный округ.
Рис. 1. Инвестиционный профиль России 1998/99–2008/09 гг.
Таблица 1. Доля собственных средств инвесторов в общем объеме инвестиций в основной капитал в Чеченской Республике в сопоставлении с другими республиками Северного Кавказа и среднероссийским уровнем в среднем за 2002–2007гг. (в %)[1]
1. Чеченская Республика |
4,9 |
2. Республика Адыгея |
27,5 |
3. Республика Дагестан |
22,6 |
4. Республика Ингушетия |
1,7 |
5. Кабардино-Балкарская Республика |
13,4 |
6. Карачаево-Черкесская Республика |
29,0 |
7. Республика Северная Осетия-Алания |
11,8 |
Российская Федерация |
46,8 |
Так, если по общему объему инвестиций за счет всех источников финансирования в расчете на душу населения Чеченская Республика отстает от всех республик Северного Кавказа, за исключением Ингушетии, на 5–39 %, то по душевым инвестициям, исчисленным без инвестиций, финансируемых из федерального бюджета, это отставание составляет от 72 % до 81 %. Соответственно, и доля инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет собственных средств инвесторов, в Чеченской Республики составляет всего 4,9 %, что почти в 10 раз ниже, чем в среднем по РФ. В этом отношении положение хуже только в Ингушетии.
Существенное увеличение доли частных инвестиций в Чеченской Республике представляет собой в современных условиях весьма сложную задачу.
Исходным пунктом ее решения является выявление и анализ факторов инвестиционной привлекательности Чеченской Республики, в том числе факторов конкурентных преимуществ республики, подлежащих всемерной поддержке, а также факторов, снижающих инвестиционный потенциал Республики и повышающих риски инвестирования в регион.
Таблица 2. Интегральный уровень инвестиционной привлекательности Чеченской Республики в сопоставлении с другими республиками Северного Кавказа и по отношению к среднему уровню по РФ в 2007 г.
|
Интегральный уровень инвестиционной привлекательности |
||
Инвестиционная привлекательность, всего |
В составе инвестиционной привлекательности |
||
Инвестиционный потенциал |
Инвестиционные риски (в негативной форме) |
||
Чеченская Республика |
0,04 |
0,31 |
2,80 |
Республика Адыгея |
0,56 |
0,51 |
1,30 |
Республика Дагестан |
0,46 |
0,55 |
1,82 |
Республика Ингушетия |
0,09 |
0,28 |
2,51 |
Кабардино-Балкарская Республика |
0,57 |
0,56 |
1,39 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0,60 |
0,62 |
1,44 |
Республика Северная Осетия-Алания |
0,65 |
0,64 |
1,34 |
В среднем по всем республикам Северного Кавказа |
0,43 |
0,49 |
1,78 |
РФ в среднем |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Как следует из данных табл. 2, Чеченская Республика обладает крайне низкой инвестиционной привлекательностью. Интегральный уровень – индекс инвестиционной привлекательности республики, составляет по отношению к среднероссийскому уровню всего лишь 4 %. Чеченская Республика уступает по данному показателю всем регионам РФ, в том числе и всем остальным республикам Северного Кавказа, средний интегральный уровень инвестиционной привлекательности которых также низок, но равняется все же 43 % от среднероссийского. Таким образом, уровень инвестиционной привлекательности Чеченской Республики в 14 раз ниже, чем по остальным республикам Северного Кавказа без Ингушетии в среднем. Он уступает, в частности, соответствующему показателю по Республике Северная Осетия в 16,3 раза, по Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республикам – в 15 – 16 раз, по Республике Дагестан – в 11,5 раза.
Единственной республикой Северного Кавказа, обладающей интегральным показателем-индексом инвестиционной привлекательности относительно близким к уровню Чеченской Республики, является Республика Ингушетия, для которой он составляет 9 % от среднероссийского уровня, но все же превышает уровень соответствующего показателя по Чеченской Республике почти в 2,3 раза.
Низкий уровень инвестиционной привлекательности Чеченской Республики объясняется неблагоприятным сочетанием двух формирующих ее факторов – низким уровнем инвестиционного потенциала и высоким уровнем региональных инвестиционных некоммерческих рисков.
Так, если по республикам Северного Кавказа среднее значение индекса инвестиционного потенциала составляет по отношению к среднероссийскому 49 %, то по Чеченской Республике он в 1,6 раза меньше и достигает лишь 31 % от среднего по РФ. Более низким уровнем инвестиционного потенциала обладает только Республика Ингушетия – 28 % к среднероссийскому уровню, что в 1,75 раза ниже, чем по республикам Северного Кавказа в целом.
В свою очередь уровень региональных инвестиционных некоммерческих рисков в Чеченской Республике, рассчитанный по совокупности частных показателей (факторов) риска, представленных в таблице 2, крайне высок – он в 1,6 раза выше, чем по республикам Северного Кавказа в целом и в 2,8 раза выше, чем в среднем по РФ. Близким к Чеченской Республике, но чуть меньшим уровнем инвестиционных рисков обладает только Республика Ингушетия, для которой он в 1,4 раза выше среднего уровня по республикам Северного Кавказа в целом и в 2,5 раза выше соответствующего среднероссийского показателя.
Главными факторами формирования интегрального уровня региональных инвестиционных рисков в Чеченской Республике являются угроза осуществления террористических актов (в 4 раза выше, чем по России в среднем), а также максимальный в России уровень безработицы (выше среднероссийского уровня в 6,3 раза), который непосредственно связан с низким уровнем развития промышленного производства (в душевом исчислении 15 % от среднероссийского уровня) и крайне низким, даже на фоне остальных республик Северного Кавказа, уровнем развития малого предпринимательства (12 % от среднероссийского).
Таким образом, анализ условий частного инвестирования в Чеченской Республике в разрезе интегральных показателей, характеризующих инвестиционный климат в регионе – инвестиционной привлекательности, в том числе инвестиционного потенциала и региональных инвестиционных некоммерческих рисков, свидетельствует о крайне низком текущем уровне и не слишком благоприятных перспективах привлечения в республику частных инвестиций.
Однако примечательно то, что по данным Национального рейтингового агентства «Эксперт РА», среди лидеров в улучшении инвестиционного потенциала по сравнению с предыдущим периодом особо отличились три республики Северного Кавказа – Чеченская Республика, Республика Северная Осетия – Алания и Кабардино-Балкарская Республика, что стало результатом стабилизации социально-экономической ситуации.
Регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры по динамике инвестиционного потенциала
«Лучшие» регионы |
|
Регион (субъект федерации) |
Изменение ранга инвестиционного потенциала за 2009 год |
Чеченская Республика |
7 |
Республика Северная Осетия – Алания |
6 |
Пермский край |
5 |
Забайкальский край |
5 |
Чувашская Республика |
5 |
Тамбовская область |
5 |
Кабардино-Балкарская Республика |
5 |
Белгородская область |
4 |
«Худшие» регионы |
|
Республика Коми |
–4 |
Ивановская область |
–4 |
Новгородская область |
–4 |
Республика Карелия |
–6 |
Астраханская область |
–7 |
Томская область |
–9 |
Решение следующих задач будет способствовать оптимизации инвестиционной политики, повышению инвестиционной привлекательности и дальнейшему улучшению инвестиционного климата ЧР:
1. Опережающее развитие перспективных отраслей и секторов экономики области на основе селекции и инициирования инвестиционных проектов для этих сфер.
2. Реализация и продвижение значимых для региона инвестиционных проектов в перспективных отраслях экономики.
3. Развитие нормативной правовой базы, способствующей привлечению инвестиций, в том числе в перспективные отрасли экономики.
4. Дальнейшее развитие инфраструктур, обеспечивающих привлечение в регион инвестиционных ресурсов.
5. Обеспечение государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов, в том числе через механизм частно-государственного партнерства.
6. Снижение инвестиционных рисков.
7. Ребрендинг территории.
8. PR-мероприятия по повышению инвестиционного рейтинга региона.
9. Продвижение ЧР как инвестиционно привлекательного региона на национальных и глобальных инвестиционных рынках.
Рецензенты:
Гезиханов Р. А., д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ «ЧГУ», г. Череповец.
Аликаева М. В., д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономики и финансов ФГБОУ ВПО «КБГУ», г. Нальчик.
[1] Данные по регионам о доле банковских кредитов в общем объеме финансирования инвестиций Госкомстат не приводит.
Библиографическая ссылка
Магомадова М.М., Бисултанова А.А. ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКУ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8977 (дата обращения: 14.03.2025).