Благополучие любого общества обусловлено степенью его экономического развития. Достижение высокого уровня материального благосостояния граждан обеспечивается высокими темпами экономического роста национального хозяйства. Региональные особенности развития различных территорий также оказывают сильное воздействие на эффективность функционирования экономики и, следовательно, формирование человеческого потенциала.
Уровень развития региона определяется как экономическими показателями (объемом валового регионального продукта (ВРП), размером реальных доходов), так и социальными показателями (качеством жизни, качеством человека). Доступность образования, здоровье, безопасность, возможность проведения досуга и т.п. становятся важнейшими условиями полноценной жизни [1].
Для определения степени зависимости доходов населения, развития торговли и сферы услуг от уровня производства была построена аналитическая группировка 17 областей ЦФО по среднедушевому ВРП за 2010 год (табл. 1). Такая дифференциация позволит выявить основные экономические и социальные факторы, формирующие развитие типичных регионов центра России, в том числе Калужской области. Данные г. Москвы в составе ЦФО не принимались во внимание из-за специфичности условий и несопоставимости социально-экономических показателей с аналогичными показателями по остальным областям ЦФО.
Таблица 1.
Группировка областей ЦФО по производству валового регионального продукта на душу населения
Группы областей по объему ВРП на душу населения, тыс. руб. |
Число областей в груп-пе |
Индекс реальных денежных доходов населения, % к предыдущему году |
Индекс реального размера назначенных пенсий, % к предыдущему году |
Оборот розничной торговли, % к предыдущему году (в постоянных ценах) |
Индекс потребительских цен, (декабрь к декабрю предыдущего года) % |
Индекс промышленного производства 2011 г. в % к 2010 г. |
Число зарегистрированных преступлений (на 100000 чел.) |
До 147,9 |
6 |
107,7 |
111,7 |
108,4 |
109,8 |
109,8 |
1236 |
147,9-203,6 |
9 |
105,5 |
111,7 |
107,6 |
109,7 |
108,5 |
1610 |
Свыше 203,6 |
2 |
108,3 |
114,1 |
108,1 |
108,5 |
108,4 |
1358 |
Итого и в среднем |
17 |
106,6 |
112,0 |
107,9 |
109,6 |
109,0 |
1448 |
Данные, представленные в таблице, позволяют сделать вывод, что в 2010 году рост объемов производства ВРП на душу населения в большинстве областей не вызывал адекватного увеличения зависимых показателей. Исключение составляют лишь области, попавшие в третью типическую группу, где рост производства способствует сокращению потребительских цен и росту реальных доходов, пенсий и оборота розничной торговли.
Калужская область входила во вторую типическую группу, которая характеризуется значительным ростом среднедушевого ВРП. Однако значения индекса реальных доходов, оборота розничной торговли здесь оказались наименьшие, а индекса потребительских цен выше среднего значения, что свидетельствует о падении промышленного производства в 2011 году ниже среднего по совокупности.
Таким образом, результаты группировки позволяют говорить о параболической зависимости между объемом производства ВРП и показателями доходов населения. Следовательно, регионам (в том числе Калужской области) при формировании экономической политики развития региона нельзя не учитывать регулирование социально-экономической защищенности населения.
Структурно-динамический анализ основного показателя эффективности деятельности в регионе показал быстрый рост экономических показателей и несущественный вклад территории в ЦФО [2]. Из данных таблицы 2 видно, что в анализируемый период рост производства ВРП в среднем на душу населения (в текущих ценах) в Калужской области происходил более быстрыми темпами, чем по России и ЦФО. Так, ВРП в расчете на душу населения за исследуемый период 2006-10 гг. по РФ вырос на 65,9%, по ЦФО - на 63%, по Калужской области - в 2,14 раза.
Таблица 2.
Объем и динамика валового регионального продукта (ВРП) и доходов населения в Калужской области
Показатель |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
ВРП (в текущих ценах), млн рублей |
86150 |
111869 |
150394 |
154946 |
184581 |
ВРП (в постоянных ценах), в % к предыдущему году: - Калужская область - ЦФО - РФ |
106,7 109,9 108,3 |
112,6 108,9 108,3 |
115,8 107,5 105,7 |
93,2 89,2 92,4 |
110,1 103,0 104,6 |
ВРП на душу населения, рублей: - Калужская область - ЦФО - РФ |
85162 213617 157854 |
111057 274548 196770 |
149757 331472 237552 |
156301 297793 224163 |
182445 348100 261804 |
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц: - Калужская область - ЦФО - РФ |
6925 13883 10196 |
9186 17085 12603 |
11612 19141 14948 |
13380 22628 17009 |
15346 24525 18881 |
Реальный размер назначенных месячных пенсий, в % к предыдущему году: - Калужская область - ЦФО - РФ |
111,9 111,8 111,9 |
128,9 128,9 129,6 |
122,8 124,3 124,9 |
113,4 113,1 112,2 |
104,0 104,8 104,6 |
Доля Калужской области в ВРП ЦФО, % |
1,08 |
1,10 |
1,19 |
1,36 |
1,38 |
Высокие темпы роста ВРП в Калужской области связаны с динамичным развитием в последнее время сборочных производств (в первую очередь автомобильных) и позволяют говорить о высокой степени развития производства. Это подтверждается и тем, что доля Калужской области в ВРП ЦФО за последнее время растет. Растут и среднедушевые месячные денежные доходы населения. Калужская область по данному показателю - лидер, так, по РФ рост доходов (за период 2006-10 гг.) составил - 85,2%, по ЦФО - 76,7%, а по Калужской области - в 2,22 раза.
Однако рассчитанные коэффициенты эластичности роста доходов от темпов роста ВРП за исследуемый период свидетельствуют о том, что на каждый процент роста ВВП в РФ среднедушевой денежный доход увеличился на 1,12%, по ВРП ЦФО рост составил на 1,10%, а по Калужской области - только на 1,03%. В 2010 году среднедушевые денежные доходы населения Калужской области на 37,4% ниже, чем в ЦФО, и на 18,7% ниже, чем в РФ. Все это свидетельствует о том, что темпы развития производства и уровень доходов населения хотя и находятся в прямой зависимости, но не способствуют повышению социальной и экономической защищенности населения в Калужской области. Социальной защищенности в области уделяют меньшее внимание. Темпы роста реальных месячных пенсий за последний год также подтверждают замедление социальной направленности экономической политики.
Обеспечивая собственное воспроизводство, регион в конечном счете должен обеспечивать адекватное повышение уровня жизни. Поскольку сам по себе экономический рост не гарантирует позитивной социальной динамики, и это, в свою очередь, отразится на том, что созданные на привлеченные иностранные инвестиции сборочные производства очень скоро могут остановиться. Такие отрасли рассчитаны на внутренний спрос, обеспечить который может только рост доходов. Какие могут быть покупки, если отсутствуют доходы и, как следствие, экономику ожидает остановка производства.
Важным условием успешного и устойчивого развития экономики выступает такая система, в которой может быть резко повышена конкурентоспособность человека - как основного составляющего этой экономики [3].
Однако, в создавшихся условиях ряд факторов ограничивает данную систему, что отражается на экономике. Среди таких факторов можно выделить следующие:
- отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала;
- присутствие сложной демографической ситуации, связанной с низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простое воспроизводство населения, и высоким уровнем смертности, особенно мужчин в трудоспособном возрасте;
- возникновение проблем формирования трудовых ресурсов, связанное с сокращением численности детей и подростков, уменьшение объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях.
Процесс старения населения ведет к дефициту рабочей силы, увеличению нагрузки на систему здравоохранения, обострению проблем с выплатами пенсий и социальных пособий.
Несоответствие между государственными гарантиями медицинской помощи, образовательными стандартами, мерами социальной поддержки и имеющимися финансовыми ресурсами не обеспечивает необходимую доступность и качество медицинских и социальных услуг, образовательного процесса и соответственно негативно сказывается в долгосрочной перспективе. Данные таблицы 3 подтверждают, что по большинству перечисленных видов экономической деятельности имеется тенденция к сокращению их доли в структуре валовой добавленной стоимости. Так, по здравоохранению и предоставлению социальных услуг сокращение составляет 0,8 п. п.; образованию - на 0,6 п. п. (табл. 3).
Низкая эффективность систем здравоохранения, социальной защиты и образования является одним из факторов, ухудшающим условия и стимулы для развития человеческого капитала.
Важными факторами развития экономики выступают диверсификация производства и низкий уровень конкуренции. Традиционно основой экономики региона выступают обрабатывающие производства, доля которых составляет более 30% валовой добавленной стоимости. При этом она постоянно растет. Исключение составляет 2009 год, где доля имеет тенденцию к сокращению на 2,6 процентных пункта (п. п.) по сравнению с предыдущим (2008) годом, но уже в 2010 году наблюдается рост на 5 п. п. по сравнению с 2009 годом.
Однако резкое сокращение транспортной инфраструктуры (за исследуемый период времени доля этого вида деятельности имеет самое большое сокращение в структуре валовой добавленной стоимости и составляет 2,9 п. п.) может привести к значительным потерям в эффективности экономических систем, отсутствию экономических связей между ними.
Увеличение в течение последних лет объема подрядных работ оказало влияние на рост добавленной стоимости в строительстве, в результате чего его доля в объеме валовой добавленной стоимости выросла на 3 п. п. Учитывая сложное положение сельскохозяйственных организаций, сохраняющееся на протяжении многих лет, низкий уровень их конкуренции, вклад сельского хозяйства в валовом региональном продукте остается не значительным - чуть более 8%.
Данные таблицы 3 подтверждают сокращение доли оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования на 2,7 п. п., развитие которых зависит от роста доходов населения.
Таблица 3.
Структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности в Калужской области (%)
Вид экономической деятельности |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
10,6 |
9,2 |
8,3 |
9,1 |
8,1 |
Рыболовство, рыбоводство |
- |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,1 |
Добыча полезных ископаемых |
0,4 |
0,55 |
0,7 |
0,55 |
0,4 |
Обрабатывающие производства |
27,8 |
30,0 |
31,9 |
29,3 |
34,3 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
3,7 |
4,0 |
3,3 |
3,6 |
3,2 |
Строительство |
5,8 |
6,9 |
10,8 |
9,4 |
8,8 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
15,9 |
15,7 |
12,7 |
14,3 |
13,2 |
Гостиницы и рестораны |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
Транспорт и связь |
9,0 |
7,8 |
7,3 |
6,8 |
6,1 |
Финансовая деятельность |
- |
- |
- |
0,4 |
0,5 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
8,0 |
7,8 |
7,7 |
8,3 |
8,7 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
7,4 |
7,2 |
7,0 |
7,4 |
6,6 |
Образование |
4,2 |
4,1 |
3,9 |
4,1 |
3,6 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
5,1 |
4,9 |
4,5 |
4,7 |
4,3 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
1,3 |
1,13 |
1,18 |
1,23 |
1,2 |
Итого валовая добавленная стоимость (ВДС) в основных ценах |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Эффективная социальная политика, обеспечивающая заданный уровень экономического развития региона, - задача очень сложная. Эволюция в этом направлении - вопрос времени.
Социальная политика региональных властей в настоящее время остается в зависимости от условий и привычных приоритетов, и пассивно реагирующей на действия федеральных властей. Регион не может расширить горизонт планирования в социальной политике и не стимулируется к этому, оставаясь исполнителем решений федеральных органов власти.
Однако положительными сдвигами в социальной политике региона являются направленность на стабилизацию численности населения и повышение миграционной привлекательности региона, программа безопасности - на снижение уровня преступности. Экономическая политика направлена на увеличение доходов населения и бюджета области, на привлечение инвестиций в регион. В сфере инфраструктуры сделан акцент на создание безопасного и комфортного жилья, благоустроенных кварталов и районов городов, развитие транспортных связей [5]. Приоритетом становится предоставление земельных участков для жилищного строительства.
Рецензенты:
Богачев С.П., д. э. н., профессор кафедры «Высшая математика и экономическая кибернетика» Калужского филиала ФГБОУ ВПО «РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева», г. Калуга.
Крутиков В.К., д. э. н., профессор, проректор по научно-методической работе НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и технологий», г. Калуга.
Библиографическая ссылка
Гореева Н.М., Демидова Л.Н., Черняев С.И. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ФОРМИРУЮЩИХ ВЗАИМОСВЯЗИ РОСТА ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8627 (дата обращения: 23.02.2025).