Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВИДАМИ ЕДИНОБОРСТВ

Мотепоненко А. Г. 1 Еганов В. А. 2
1 В/ч 69617
2 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»
Рассмотрено педагогическое сопровождение тренировочного процесса и возможное направление воспи-тания патриотизма спортсменов при занятиях видами единоборств. На основании статистических срав-нений для независимых выборок выявлены достоверные различия двух групп респондентов из числа учащейся молодежи. Респонденты, относящиеся к группе занимающихся спортивными видами едино-борств, достоверно выше имели значения по сравнению с группой их сверстников, не занимающихся спортом по следующим компонентам социально значимых ценностей: патриотизм, готовность к сверше-нию подвига во имя Родины, здоровье, работоспособность в деятельности, уровень физической подго-товленности, переносимость физических нагрузок, интерес к физической культуре и спорту, трудолюбие на занятиях по физической культуре, уверенность в своих силах по жизни, устойчивость к стрессам, по-казателей травматизма, чаще попадают в неприятные жизненные ситуации. Отмечается достоверно низ-кий уровень по показателям курение, дисциплина в быту. Направленность педагогического воздействия по воспитанию патриотизма должна быть связано с применением средств физической культуры и спорта и соответствующих форм, методов воспитывающего обучения.
педагогическое сопровождение
воспитание
молодежь
патриотизм
спортивные единоборства.
1. Виленский М. Я. Социокультурное развитие личности студента в процессе физического воспитания // Физическое воспитание и студенческий спорт: проблемы реализации стратегии развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2012. – С. 19–26.
2. Дамаданова Х. Д., Омаров О. Н. Патриотическое воспитание молодежи в условиях социальных перемен // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта: Научно-теоретический журнал. – 2010. – № 12 (70). – С. 63–69.
3. Еганов А. В. Куликов Л. М. Воспитание патриотизма учащейся молодежи в процессе занятий спортивной и физкультурной направленности // Международный журнал приклад-ных и фундаментальных исследований. Наука и образование в современной России: мате-риалы междунар. науч. конф.; РАЕ. – М., 2010. – № 12. – С. 65–67.
4. Еганов А. В. Методика оценки социально значимых ценностей личности учащейся мо-лодежи: анкета для учащейся молодёжи. – Челябинск: ЧЮИ МВД России, 2010. – 12 с.
5. Ерёгина С. В., Свищёв, И. Д. Соловейчик, С. И. Шишкин и др. Дзюдо: программа спор-тивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Национальный Союз дзюдо. – М.: Советский спорт, 2006. – 212 с.
6. Киль А. Н. Спортивно-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направле-ний государственной политики в сфере физической культуры и спорта РФ // Теория и прак-тика физ. культуры. – 2001. – № 3. – С. 62–63.
7. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы: госу-дарственная программа. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795. http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
8. Сапронова Э. В. Спортивно-патриотическое воспитание студенческой молодежи // Тео-рия и практика физической культуры. – 2007. – № 6. – С. 66–68.
9. Туманов А. А., Еганов А. В., Князев О. В., Неретина Л. А. и др. Русский рукопашный бой: метод. основы начального обучения славянскому боевому искусству // Уральская гос. акад. физ. культуры. – Челябинск: УралLTD, 1999. – 368 с.
10. Фудимов В. В. Средства, направленные на совершенствование личностных качеств спортсменов различных специализаций // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта: Научно-теоретический журнал. – 2012. – № 2 (84). – С. 163–166.

Введение. Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных тысячелетиями, важнейшее духовное достояние личности, характеризующее высший уровень её развития и проявляющееся в активной деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм имеет большое значение в социальном, нравственном и физическом развитии гражданина [3].

За прошедшие два десятилетия в России в значительной степени изменилась не только существовавшая практика патриотического воспитания, но и сама идея формирования и развития личности гражданина-патриота, защитника Отечества. Вследствие разрушения базовых ценностей традиционной культуры в сознании подрастающего поколения обесценились понятия долга, совести, честности, порядочности. Несмотря на масштабность осуществляемых мероприятий [7] и широкий спектр направлений деятельности социальных институтов [5], множество публикаций [2, 3, 8 и др.], приходится констатировать недостаточную эффективность усилий в достижении результатов в воспитании патриотизма.

Анализ содержания работ по патриотическому воспитанию учащейся молодежи показывает, что в настоящее время ему не уделяется должного внимания, а усилия воспитательного процесса малоэффективны.

Таким образом, сегодня актуализируется проблема направленного педагогического сопровождения данного процесса. Это в большей мере относится к спортсменам, защищающим честь России на международных соревнованиях различного уровня. Особое значение принимают формы, средства и направленность педагогических воздействий по воспитанию патриотизма применительно к спортсменам, занимающимся видами единоборств.

Воспитательная составляющая мероприятий по направленности педагогических воздействий представлена в программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации [7]. На педагогическом уровне программа даёт возможность конкретизировать научное представление о патриотическом воспитании.

Физическая культура и спорт обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одним из действенных механизмов трансформации мировоззренческих позиций личности - гражданственности и патриотизма - и должны быть рассмотрены как одно из важнейших направлений спортивно-патриотического воспитания.

Занятия спортивными видами единоборств - область спортивной деятельности, представляющая собой совокупность прикладных, духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровье, способствующая воспитанию гражданина как личности. История России дает яркие примеры ратников, обладавших высоким мастерством рукопашного боя, без чего не могла обойтись ни одна битва, свидетельствующая о проявлении подлинного патриотизма [1, 3, 6, 8, 9].

Педагогическое сопровождение приобретает все более значимую роль в воспитании личности спортсменов, занимающихся видами единоборств, поскольку включает в себя поддержку и помощь со стороны тренера-преподавателя, стимулирующего самостоятельность и самовоспитание. Под этим процессом понимается системное, целостное педагогическое воздействие на субъект в соответствии с определенными принципами, целью, задачами и создание условий, включая выбор средств и методов при которых проявление патриотизма будет максимально эффективным. Патриотическое воспитание является целевой функцией педагогического сопровождения.

Цель исследования. Выявить направленность педагогических воздействий по сопровождению тренировочного процесса с целью воспитания патриотизма спортсменов, занимающихся видами единоборств в условиях спортивно-образовательной среды.

Методы и методики исследования. Реализация цели исследования осуществлялась на основе использования методов анализа педагогической литературы, анкетирования, обобщения, статистических сравнений по t-критерию Стьюдента для независимых выборок.

В исследовании были задействованы студенты физкультурных и нефизкультурных вузов дневного обучения - юноши и девушки в возрасте 18-23 лет. Участники были разделены на две подгруппы. В состав первой подгруппы вошли студенты, занимающиеся спортивными видами единоборств: греко-римской борьбой, самбо, дзюдо, боксом, кикбоксингом, каратэ (n=51). Во вторую подгруппу вошли студенты, не занимающиеся спортом (n=38).

Для изучения компонентов социально значимых ценностей личности учащейся молодежи был использован метод анкетирования по специально разработанной бланковой методике, предложенной А. В. Егановым [4]. Респондент должен оценить уровень выраженности своих социальных ценностей по отношению к друзьям, коллегам, другим студентам, которые в большей мере соответствуют его личному мнению по 10-балльной шкале. Полученные оценки подвергались обработке методами математической статистики и последующей их педагогической интерпретации.

Результаты исследования и их обсуждение. Респонденты, относящиеся к подгруппе учащейся молодежи, занимающиеся спортивными видами единоборств, достоверно (при P≤0,01-0,05) имели более высокий уровень показателей по следующим компонентам социально значимых ценностей: уровню патриотизма, здоровья; готовности к свершению подвига во имя Родины; работоспособности в деятельности (труде, учебе, физической культуре); физической подготовленности; переносимости физических нагрузок; наличие интереса к физической культуре и спорту, трудолюбию на занятиях по физической культуре; уверенности в своих силах по жизни; смелости; устойчивости к стрессам и волнениям в жизни.

Однако при этом они имеют более высокий уровень показателей травматизма и чаще попадают в неприятные жизненные ситуации. Достоверно низкий уровень отмечается по показателям курение, дисциплина в быту в учебном заведении. Следует отметить взаимное влияние чувства патриотизма и интереса к физической культуре и спорту. Следовательно, воспитанию патриотизма учащейся молодежи содействуют занятия физической культурой и спортом. Полученные результаты позволяют заключить, что занятия спортивными видами единоборств содействуют воспитанию компонентов социально значимых ценностей и могут служить своеобразной моделью для направленного воздействия на их формирование в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.

Дальнейшим этапом исследования является разработка специальных средств воздействия, способствующих повышению патриотизма спортсменов, занимающихся видами единоборств.

Педагогическое сопровождение тренировочного процесса в данном случае заключается в осуществлении следующих условий педагогического воздействия:

- улучшение знаний о социально значимых ценностях с помощью специальных форм просвещения: индивидуальных и коллективных бесед, диспутов, встреч с известными спортсменами, на которых обсуждаются вопросы проявления мужества и чести, проявляемых во время спортивных соревнований и т. п.;

- приобщение к вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания, освещая славные события истории страны;

- правильная организация жизни и деятельности в системе воспитательных физкультурных мероприятий, которые должны создавать условия, чтобы практическая деятельность соответствовала принципам поведения, установленным в обществе;

- выработка новых и применение проверенных практикой передовых форм и методов патриотического воспитания;

- обобщение и распространение передового опыта работы руководителей молодежных объединений в системе образования по обеспечению безопасности жизнедеятельности и подготовке резервов для службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, получение молодежью практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях, совершенствование морально-психологического и физического развития молодежи, участие спортсменов в международных соревнованиях;

- выработка единства взглядов преподавателей физической культуры, тренеров, методистов по вопросам патриотического воспитания обучаемых.

Выводы. Проблема патриотизма как ресурса консолидации российского общества решается на государственном, региональном уровнях, в профессиональном образовании, спортивной деятельности. Однако в настоящее время воспитание патриотизма находится на недостаточно высоком уровне. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования системы патриотического воспитания спортсменов, занимающихся видами единоборств.

Физическую культуру и спорт следует рассматривать как интегративное явление в единстве и взаимосвязи её функций, структурных компонентов ценностей, направленных на формирование духовного и телесного единства, через сознательно окультуренную спортивную деятельность.

Проведенные исследования подтверждают, что спортивные виды единоборств являются той социальной средой, которая способствует воспитанию патриотизма и социально значимых ценностей. В тренировочном процессе спортсменов, занимающихся видами единоборств, позволяется смещать направленность педагогических воздействий - от физического к духовному, социальному и личности.

Рецензенты:

Быков Виктор Степанович, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры, зав. кафедрой физического воспитания ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», г. Челябинск.

Еганов Александр Васильевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики борьбы ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Мотепоненко А. Г., Еганов В. А. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВИДАМИ ЕДИНОБОРСТВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8524 (дата обращения: 10.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674