Введение
Россия быстро интегрируется в мировое сообщество. Вступление России в ВТО приведёт к повышению конкуренции производителей. Необходимость соблюдения международных стандартов качества для повышения конкурентоспособности компаний, в свою очередь, приведет к потребности в высококвалифицированных кадрах, способных решать задачи, как создания эффективной политики качества, так и всеобщего управления качеством. Очевидно, что интеграция образования и производства благоприятствует подготовке таких кадров.
Важным звеном в обеспечении интеграции образования и производства является сотрудничество вузов с фирмами-производителями информационных технологий для управления качеством.
Из анализа материалов, размещённых на страницах официальных сайтов фирм-производителей [5] этих информационных технологий, следует, что степень сотрудничества вузов России с этими фирмами в целом невысока. И это несмотря на то, что многие фирмы в настоящее время предоставляют возможность сотрудничества с вузами. Поэтому актуальной является задача обзора основных способов организации такого сотрудничества при преподавании дисциплины «Информационные технологии в управлении качеством».
Цель исследования: обеспечение интеграции образования и производства при преподавании дисциплины «Информационные технологии в управлении качеством».
Объекты исследования: информационные технологии в управлении качеством.
В статье [5] дан обзор современных информационных технологий в управлении качеством с краткой характеристикой возможностей этих технологий. Поэтому здесь (см. табл. 1) приведём только сам список этих технологий, снабжённый гиперссылками на соответствующие профессиональные интернет-ресурсы:
STATISTICA Enterprise QC TRIM-QMS ("TRIM-Quality Management System") TRIM-Q2M («TRIM-Quick Quality Management») Attestator® OptiVision (содержит модуль качества QualityOptimizer )
|
КСК (конструктор системы качества) 1С:Система менеджмента качества (1С:СМК) Электронная СМК «Управление качеством» ARIS Quality Management Scout HP Quality Center QMS.DOCS™ Oracle E-Business Suite (содержит модуль качества ) Business Studio 3.6 (содержит модуль качества ) |
Табл. 1. Современные информационные технологии в управлении качеством
Заметим, что с помощью программных продуктов, записанных в левой колонке, осуществляются, в отличие от информационных технологий, записанных в правом столбце, вычисления с привлечением знаний статистической обработки баз данных, статистических методов управления качеством и экономико-математических методов управления предприятием. Они обеспечивают автоматизацию [5]:
- получения и сохранения данных по измерению и мониторингу любой деятельности и статистического анализа этих данных для постоянного улучшения процессов;
- цикла непрерывного улучшения при управлении процессами организации;
- планирования и ведения системы менеджмента качества;
- регистрацию и анализ несоответствий, нахождение причин потери качества, планирования корректирующих и предупреждающих действий;
- формирования нужных отчётов в соответствии с требованиями ISO;
- управления документацией в соответствии с требованиями международного стандарта ISO в единой базе данных.
Во второй колонке записаны информационные технологии, с помощью которых не производятся указанные выше вычислительные действия. Они, скорее, относятся к системам управления документами, представляют встроенную базу готовых бланков, которые подготовлены и должны заполняться в соответствии с требованиями ISO, а также справочные материалы по основам управления качеством и требованиям стандартов ISO. Наиболее полным в этой категории, с нашей точки зрения, является КСК. К тому же в нем есть модуль, являющийся по существу кратким справочником по теории общего управления качеством, и справочник стандартов ISO [3]. Поэтому он полезен как для использования в учебном процессе при преподавании дисциплины «Общее управление качеством», так и сотрудникам предприятий, непосредственно осуществляющим контроль качества или разрабатывающим систему менеджмента качества предприятия.
Методы исследования: анализ, качественное описание, обзор.
Место и роль дисциплины «Информационные технологии в управлении качеством» при подготовке дипломированных специалистов в России
Дисциплина «Информационные технологии в управлении качеством и защита информации», входит в учебный план подготовки студентов специальности 220501.65 «Управление качеством» (квалификация – инженер-менеджер) и бакалавров по направлению 221400 «Управление качеством». Но с задачей построения эффективной системы менеджмента качества только с помощью таких специалистов – инженеров-менеджеров не обойтись. Нужны специалисты, одновременно:
- имеющие навыки разработки программного обеспечения;
- обладающие фундаментальными физико-математическими знаниями и навыками;
- знакомые с известными информационными технологиями в области управления качеством.
С 2012–2013 учебного года дисциплина «Информационные технологии в управлении качеством» внесена в учебный план подготовки дипломированного специалиста 080801.65 «Прикладная информатика (в экономике)» (квалификация: информатик-экономист, корпоративные информационные системы) и читается в Казанском федеральном университете.
В связи с необходимостью подготовки специалистов с междисциплинарным инженерным и специальным образованием [1, 2] в статье [5] предложено эту дисциплину также читать и по другим направлениям подготовки, уже внесенным Министерством образования и науки РФ в Перечень направлений и специальностей подготовки специалистов [4].
Учебные примеры и материалы для преподавания дисциплины «Информационные технологии в управлении качеством»
Для обеспечения интеграции образования и производства при преподавании дисциплины «Информационные технологии в управлении качеством» желательно в качестве примеров, на которых иллюстрируется использование теоретических знаний, брать реально возникающие и уже решённые на производстве задачи по управлению качеством и организации системы менеджмента качества. Такой подход к преподаванию этих дисциплин способствует развитию у студентов навыков решения реально возникающих на производстве задач, устраняя разрыв в цепочке теория – реальное производство, подготавливает их психологически уже на этапе обучения к реально возникающим на производстве задачам. Такие примеры можно найти:
- на профессиональных сайтах [5] фирм-производителей указанных выше информационных технологий;
- на профессиональных сайтах предприятий и организаций;
- из личного опыта работы на предприятии.
В связи с последним важным представляется степень участия преподавателя в реальном производстве. Поэтому важным является привлечение высококвалифицированных кадров образовательной среды для работы на производстве в качестве аналитиков (по совместительству или в качестве части почасовой нагрузки, которая бы отражалась в индивидуальном плане преподавателя). Заметим, что именно преподавателей в производство, так как именно они сейчас имеют междисциплинарные знания и навыки решения стандартных задач. Это, с одной стороны, повысило бы качество оказываемых образовательных услуг, с другой – обеспечило бы рациональное развитие производства. Одновременно это позволило бы рационально использовать уже имеющиеся в России высококвалифицированные кадры, что становится особенно актуальным в связи с планом сокращения преподавательского состава. Поэтому это было бы так же полезно и для обеспечения одновременно и социально-экономической безопасности России.
Ниже приведём некоторые учебные примеры использования информационных технологий в управлении качеством, снабжённые ссылками на соответствующие профессиональные интернет-ресурсы.
○ Учебные примеры использования STATISTICA Enterprise QC (см. страницу «Решения»: «Автоматизация контроля качества» официального сайта компании StatSoft, Russia, http://www.statsoft.ru/solutions/ExamplesBase/tasks/ (дата обращения 08.02.2013)).
Пример 1.1 (Контроль качества на производстве цельнокатаных колес),
http://www.statsoft.ru/solutions/ExamplesBase/tasks/detail.php?ELEMENT_ID=728 (дата обращения 08.02.2013).
В этом примере сначала представлен технологический процесс производства цельнокатаных колес в целом. Затем рассмотрена работа системы STATISTICA Enterprise QC по осуществлению контроля температуры в конвейерной печи на стадии 7 – изотермическая выдержка не менее 3-х часов при температуре 600–650 °C (рис 1, а) технологического процесса, а также при контроле диаметров колес на стадии 10 – замер диаметра колеса (рис. 1, б).
а)б)
Рис. 1. Этапы технологического процесса производства цельнокатаных колес: а – стадия 7: изотермическая выдержка; б – стадия 10: замер диаметра колеса. (http://www.statistica.ru/statportal/tabID__66/MId__313/ModeID__0/PageID__267/DesktopDefault.aspx).
○ Пример 1.2 (Контроль качества на производстве электрических ламп накаливания),
http://www.statsoft.ru/solutions/ExamplesBase/tasks/detail.php?ELEMENT_ID=729 (дата обращения 08.02.2013).
В этом примере сначала представлена схема технологического процесса изготовления ламп. Затем на базе STATISTICA Enterprise QC рассмотрено создание системы управления качеством на одном из этапов технологического процесса – этапе изготовления колб. На этом этапе в рассмотренном примере проводится выборочный контроль следующих параметров (характеристик) колб: длина колбы, диаметр шара и диаметр юбки. Система настраивается так, чтобы:
- выборки объемом в 20 колб проверялись каждые 20 минут;
- в базу данных можно было добавлять служебную информацию (в качестве меток) о типе колбы, операторе, рабочей смене, а также дату и время ввода данных;
- для мониторинга за параметрами колб использовались “X-bar и R” карты контроля качества (на картах контроля качества отметить причины разладки, предпринятое действие, а затем исключить данное измерение из расчетов);
- можно было извлекать данные по следующим критериям: для каждого типа колбы, для каждой рабочей смены, для конкретного оператора или станции ввода данных, временной интервал;
- мониторинг происходил в режиме реального времени (настраивая параметры автообновления: интервал времени; SVB макрос, выполняемый при каждом обновлении; различные опции);
- система с устанавливаемыми вручную альфа и бета ошибками проверяла бы отклоняется ли среднее значение диаметра от номинала более чем на 0.005 мм., если известно, что на заводе производятся колбы для ламп с номинальным диаметром шара равным 74 мм, и мы располагаем оценкой стандартного отклонения процесса из проведенного ранее исследования контроля качества σ = 0.01.
○ Пример 1.3 (Контроль качества на производстве поршневых колец),
http://www.statsoft.ru/solutions/ExamplesBase/tasks/detail.php?ELEMENT_ID=727 (дата обращения 08.02.2013).
○ Пример 1.4 (Мониторинг и контроль качества воды),
http://www.statistica.ru/statportal/tabID__66/MId__313/ModeID__0/PageID__412/DesktopDefault.aspx (дата обращения 08.02.2013).
○ Учебный пример использования "Attestator®".
Пример 2.1 (Определение стабильности процесса сверления отверстия под установку подшипника в крышке), см. страницу «Новости», «Attestator. Подробная информация о продукте», официального сайта группы компаний «Приоритет», http://centr-prioritet.ru/ct/txt/161 (дата обращения 08.02.2013).
Заметим, что на профессиональных сайтах фирм-производителей [5] информационных технологий в управлении качеством можно также приобрести руководства пользователя (став партнёром), презентации. Эти руководства и презентации – отличные учебные пособия по соответствующим информационным технологиям и могут быть использованы в учебном процессе.
Само выполнение учебных примеров может быть осуществлено с помощью:
- удаленной работы на сервере фирмы производителя (получив доступ от менеджера соответствующей фирмы-производителя программного продукта);
- использования демонстрационных версий продукта, которые можно скачать на официальном сайте некоторых фирм-производителей программных продуктов [5];
- закупленного программного продукта.
Заметим, что на многих официальных сайтах фирм-производителей указанных информационных технологий есть возможность стать вузом-партнёром фирмы. Такой статус позволит получать от фирмы различные дополнительные материалы, которые могут быть использованы в учебном процессе.
Заключение
На настоящий день степень сотрудничества вузов России с фирмами-производителями информационных технологий в управлении качеством в целом невысока, хотя многие из этих фирм предоставляют такую возможность. Статус вуза-партнёра позволит вузам получать от фирмы дополнительные материалы, которые могут быть использованы в учебном процессе, а также удалённый доступ к серверу фирмы-производителя. В статье [5] представлены адреса интернет-ресурсов этих фирм.
В настоящей статье предложены способы обеспечения интеграции образования и производства при преподавании дисциплины «Информационные технологии в управлении качеством», а так же отмечается место и роль этой дисциплины при подготовке дипломированных специалистов в России согласно Переченю направлений и специальностей подготовки специалистов [4].
Использование указанных методов в учебном процессе позволит подготовить студентов уже на этапе обучения в вузе к решению реально возникающих на производстве задач, тем самым позволит устранить разрыв в цепочке – теория – реальное производство.
Рецензенты:
Трегубова Татьяна Моисеевна, д-р пед. наук, профессор, зав. лабораторией компаративных исследований профессионального образования, институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань.
Ибрагимова Елена Михайловна, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики обучения праву юридического факультета, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Шустова К.П., Шустова К.П., Шустова Е.П. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ» // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8496 (дата обращения: 19.04.2025).