Целью настоящего исследования (в рамках комплексного исследования репродуктивного поведения личности) было изучение места и роли репродуктивной и семейной идентичности (актуальной и проспективной) в структуре Я-концепции личности.
Мы рассматриваем репродуктивное поведение личности как сложный, интегральный, многоуровневый феномен, который имеет две составляющие - биологическую и психологическую. Биологическая составляющая традиционно изучается в рамках таких наук, как физиология, медицина, анатомия. В центре научного интереса исследования психологического компонента репродуктивного поведения личности находится образованный в результате фило- и социогенеза дизайн психологических механизмов, который определяет всю систему репродуктивных событий в жизни личности. Предметом исследования есть детерминанты, механизмы, структура и функции репродуктивного поведения личности.
Для выяснения сущности явления феномена репродуктивного поведения, которое реализуется в процессе воспроизводства человека, мы вводим два классификационных параметра. С одного стороны, различая функциональную нагрузку активности в системе репродуктивного и семейного поведения, мы привлекаем понятие субъектности и объектности, а с другой - различаем уровни и типы организации взаимодействия в системе репродуктивного поведения, которые представлены как родственники, семья и индивид. Определяющим классификационным параметром выступает признак репродуктивной направленности индивида. Соответственно этому, определяя направленность активности индивида в структуре репродуктивного поведения, мы вводим такие ее виды: объект-родственная (поведение внуков, племянников и т.п.), субъект-родственная репродуктивная (поведение прародителей), субъект-семейная (поведение членов семьи, которые не являются супругами или родителями и детьми - тети (дяди)), объект-семейная (поведение детей), субъект-семейная репродуктивная (поведение родителей - материнская, отцовская), субъект-семейная (поведение матримониальное - жены, мужа).
Идентичность личности формируется по мере осознания и отрефлексирования своего места, роли и степени активности в системе репродуктивного взаимодействия. Соответственно мы можем говорить о соответствующих видах идентичности: родительской (материнская, отцовская), прародительской (дедушка, бабушка). Репродуктивную идентичность мы понимаем как осознание человека себя субъектом репродуктивного процесса; она возникает и формируется в процессе осуществления репродуктивного поведения. Репродуктивная идентичность, с одной стороны, выполняет детерминирующую роль в репродуктивной активности субъекта, а с другой, в ней формируется и развивается. Репродуктивная идентичность традиционно включается исследователями в состав идентичности семейной.
Основные подходы к пониманию социальной идентичности сформировались в ходе изучения группового и межгруппового поведения и условно могут быть разделены на психоаналитическое, когнитивное, бихевиористское, деятельностное психологические направления и интеракционистское, конструктивистское и социологическое течения. Как психологическая проблематика «идентичность» возникла на стыке как минимум трех направлений в психологии: общей, социальной и когнитивной. Со временем, под влиянием расширения объекта и предмета исследований идентификационных характеристик в разных областях психологической науки, появилась необходимость привлечения в процедуру анализа, интерпретации и прогнозирование данных сопредельных наук - этнологии, истории, культурологии и др.
Признанными авторитетами в разработке проблемы идентичности являются Р. Берн, Дж. Марсиа, Э. Эриксон и др. Исследование идентичности и процессов идентификации на стыке психологии и социологии привело к операционализации понятия «социальная идентичность». Основоположниками исследования социальной идентичности являются - Дж. Тернер, A. Тешфел (основатели теории социальной идентичности и самокатегоризации); И. Гоффман, Дж. Мид (интеракционистская школа), М. Заваллоне, C. Московичи (школа социальных представлений).
Современной тенденцией исследований идентичности является поиск интегративных компонентов когнитивной системы, которые играют роль регуляторов поведения, мышления и познания в определенных условиях, а также вопрос о закономерностях ее динамики, о поддержке личностью своей положительной социальной идентичности.
Предположение о наличии в структуре Я-концепции временных модусов традиционно для психологических исследований. Начиная с работ У. Джемса понятие Я-концепции содержало не только актуальное представление о себе, но и то, как сам индивид оценивает возможности своего развития в будущем. Как отмечает Е.П. Белинская [1], идея времени в Я-концепции явно или неявно присутствовала в анализе возможных факторов представления о себе - в зависимости от конкретных теоретических вкусов исследователя изменялись лишь акценты. В научных работах применяется понятие «возможного (вероятного, потенциального) Я». Большинство исследователей Я-концепции все чаще выделяют в ее структуре не только «реальное» и «идеальное», «прошлое» и «будущее Я», но и потенциальное, возможное - то, которым «Я», скорее всего, будет. Проблема психологического времени в психологии рассматривается как «временная перспектива личности» (К. Левин) [5], «временной кругозор» (П. Фресс) [3], «концепция времени личности в масштабах ее жизни» (А.А. Кроник, Е.И. Головаха) [3], «временная перспектива» (К.А. Абульханова-Славская) [1], «временная организация жизни» (Т.М. Титаренко) [4].
Как отмечает Е.П. Белинская, сегодня традиционная проблема времени Я-концепции в ее мотивационном значении все больше реализуется через исследование так называемой проспективной идентичности - тех идентификационных характеристик личности, которые отнесены в будущее. «Проспективная идентичность понимается, как образ "Я в будущем", и содержит в себе будущие персональную и социальную идентичности субъекта. По сути, это актуализация одного из "возможных Я", взятого в социальном окружении. Проспективная идентичность является информацией для самоконструирования, построения своего жизненного пути, как своего рода Я-проекция, как иррациональная "картинка" самого себя в "интерьере" будущего» [2, с.15].
Г.М. Андреева подчеркивает необходимость дифференциации проблемы временных аспектов Я-концепции, идентичности и проблему психологического времени личности [3].
Обращение к концепту проспективной репродуктивной идентичности перспективно в исследовании репродуктивного поведения личности. «Будущее время личности» традиционно связывает с понятиями жизненного плана, жизненной перспективы, субъективной картины жизненного пути (Б.Г. Ананьєв, К.А. Абульханова-Славська, О.О. Кроник, Т.М. Титаренко и др.). Жизненный план включает репродуктивные планы и намерения. Репродуктивные планы являются результатом осознанных нужд и строятся на основе рефлексии реальных жизненных событий, фиксируя их причинно-следственные связи, учитывая динамику реализации жизненных целей, стремясь к целостности и непротиворечивости. Образ «Я в будущем» является результатом рефлексивной переработки человеком огромного массива информации - о реальных результатах собственной деятельности, об объективных возможностях самореализации, которые существуют на данный момент в социуме, о моделях «самоосуществления», представленных в ближайшем социальном окружении.
Материалы и методы исследования. Для исследования актуальной и проспективной репродуктивной идентичности был применен тест М. Куна, Т. Макпартленда «Кто Я?». С помощью теста М. Куна, Т. Макпартленда «Кто Я?» мы решили такие задачи нашего исследования: определили группу идентичностей, которые доминируют в коллективной ИМ (идентификационной матрице) респондентов, определили место и актуальность репродуктивной и семейной идентичностей в структуре коллективной ИМ респондентов; определили особенности проспективной идентичности респондентов.
Респондентам предлагалось дать двадцать ответов на вопрос «Кто Я?». Второй раз инструкция была изменена: «Вообразите, что уже прошло двадцать лет. Снова ответьте на вопрос "Кто Я?"». Идентификационные категории респондентов, полученные по классической процедуре выполнения теста «Кто Я» М. Куна и Т. Макпартленда в дальнейшем будем называть «актуальной идентичностью», а идентификационные категории респондентов, полученные при выполнении теста с измененной инструкцией - «проспективной идентичностью». Полученная в результате опроса совокупность свободных самохарактеристик была проанализирована с помощью контент-анализа и разделена на две группы (составленные из нескольких категорий) - объективные (входят в структуру социальной идентичности) и субъективные (входят в структуру персональной идентичности).
Для исследования было сформировано четыре возрастные группы респондентов:
-
младшая группа - ученики 5 класса (11-12 лет, средний возраст 11,7) - 400 человек (200 мальчиков и 200 девочек);
-
средняя группа - ученики 10-11 классов (16-17 лет, средний возраст 16,5) - 400 человек (200 юношей и 200 девушек);
-
студенты 4-5 курсов (20-26 лет, средний возраст 21,7) - 400 человек (200 юношей и 200 девушек);
-
родители, которые имеют детей от 10 до 17 лет (от 31 до 54 лет, средний возраст 38,7) - 400 человек (200 мужчин и 200 женщин).
Результаты исследования и их обсуждение. Общее количество слов-самоописаний, полученных в каждой группе - 4000 (каждый респондент назвал 20 слов). Для того чтобы определить процентную часть каждой категории в общей матрице, необходимо количество слов определенной категории помножить на процент одного слова - 0,025% (4000 слов - 100%). В дальнейшем, в тексте мы будем указывать процентную часть категории. Учитывая задачи исследования, в отличие от традиционного выделения обобщенной категории «семья» (или «семья родительская» и «семья собственная»), нами были тщательно выделены все возможные семейные и репродуктивные категории. В табл. 1 представлены результаты исследования актуальной и проспективной идентичностей респондентов четырех возрастных групп.
Таблица 1 - Ведущие социальные идентичности (процентная часть категории в коллективной идентификационной матрице)
Идентификационная категория |
Младшая группа |
Средняя группа |
||||||
актуальная |
проспектив-ная |
актуальная |
проспектив-ная |
|||||
м |
ж |
м |
ж |
м |
ж |
м |
ж |
|
Сын /дочка |
4,90 |
4,88 |
4,30 |
3,23 |
4,50 |
4,60 |
4,30 |
3,03 |
Внук (чка) |
4,30 |
3,03 |
1,62 |
1,52 |
3,20 |
2,63 |
2,10 |
1,20 |
Брат / сестра |
2,15 |
3,45 |
4,03 |
2,37 |
2,75 |
3,37 |
2,45 |
2,00 |
Племянник (ца) |
1,25 |
1,62 |
- |
- |
1,15 |
2,47 |
- |
- |
Дядя / тетя |
0,50 |
- |
- |
- |
0,07 |
- |
- |
- |
Отец / мать |
0,00 |
- |
4,20 |
5,25 |
- |
- |
4,65 |
5,45 |
Муж / жена |
- |
- |
2,75 |
4,03 |
- |
- |
3,20 |
3,52 |
Крестный (ая) |
- |
- |
0,05 |
0,70 |
- |
- |
0,20 |
0,80 |
Кум (а) |
- |
- |
0,05 |
- |
- |
- |
0,10 |
- |
Дедушка / бабушка |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,05 |
0,02 |
Обобщенные идентификационные категории |
||||||||
Семейная |
13,10 |
12,98 |
17,00 |
17,10 |
11,67 |
13,07 |
17,05 |
16,02 |
муж/жена |
- |
- |
2,75 |
4,03 |
- |
- |
3,20 |
3,52 |
Репродуктивная |
- |
- |
4,20 |
5,25 |
- |
- |
4,93 |
5,47 |
родительская |
- |
- |
4,20 |
5,25 |
- |
- |
4,65 |
5,45 |
прародительская |
- |
- |
0,00 |
0,00 |
- |
- |
0,05 |
0,02 |
Студенческая/учени-ческая |
4,55 |
4,95 |
1,25 |
0,50 |
4,40 |
4,12 |
- |
0,03 |
Профессиональная |
- |
- |
6,75 |
5,30 |
1,25 |
- |
6,75 |
6,25 |
Пол (гендерная) |
4,65 |
4,12 |
4,65 |
4,03 |
4,30 |
5,15 |
4,88 |
4,95 |
|
||||||||
Идентификационная категория |
Группа студентов |
Группа родителей |
||||||
актуальная |
проспектив-ная |
актуальная |
проспектив-ная |
|||||
м |
ж |
м |
ж |
м |
ж |
м |
ж |
|
Сын /дочка |
4,45 |
3,50 |
3,85 |
3,70 |
4,12 |
4,12 |
3,00 |
3,23 |
Внук (чка) |
3,77 |
2,38 |
2,00 |
1,20 |
1,25 |
1,63 |
0,68 |
0,90 |
Брат / сестра |
3,52 |
2,13 |
2,18 |
2,10 |
3,53 |
2,75 |
2,88 |
2,75 |
Племянник (ца) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Дядя / тетя |
0,10 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Отец / мать |
0,80 |
1,85 |
4,88 |
7,25 |
4,88 |
10,63 |
4,40 |
4,25 |
Муж / жена |
0,85 |
2,10 |
3,50 |
4,12 |
4,15 |
3,03 |
4,20 |
4,15 |
Крестный (ая) |
- |
- |
0,23 |
1,15 |
0,50 |
1,55 |
0,50 |
1,55 |
Кум (а) |
- |
- |
0,18 |
- |
0,75 |
0,80 |
1,12 |
0,80 |
Дедушка / бабушка |
- |
- |
0,12 |
0,05 |
0,25 |
0,30 |
4,88 |
4,65 |
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Обобщенные идентификационные категории |
||||||||
Семейная: |
13,49 |
11,96 |
16,94 |
19,57 |
19,43 |
24,81 |
21,66 |
22,28 |
муж/жена |
0,85 |
2,10 |
3,50 |
4,12 |
4,15 |
3,03 |
4,20 |
4,15 |
Репродуктивная всего: |
0,80 |
1,85 |
5,00 |
7,30 |
5,13 |
10,93 |
9,28 |
8,90 |
родительская |
0,80 |
1,85 |
4,88 |
7,25 |
4,88 |
10,63 |
4,40 |
4,25 |
прародительская |
- |
- |
0,12 |
0,05 |
0,25 |
0,30 |
4,88 |
4,65 |
Студенческая/ученическая |
5,28 |
4,90 |
- |
- |
0,25 |
0,10 |
- |
- |
Профессиональная |
3,92 |
4,12 |
5,97 |
4,80 |
7,88 |
4,30 |
3,12 |
3,70 |
Пол (гендерная) |
4,90 |
4,88 |
4,73 |
5,00 |
1,62 |
3,52 |
1,62 |
2,87 |
Анализируя результаты, представленные в таблице 1, можно сделать вывод, что ведущими социальными идентичностями являются:
-
у мальчиков - актуальная - семейная, гендерная, ученическая, проспективная - семейная, профессиональная, гендерная, родительская, матримониальная; у девочек - актуальная - семейная, ученическая, гендерная, проспективная - семейная, профессиональная, родительская, матримониальная, гендерная;
-
у подростков-юношей - актуальная - семейная, ученическая, гендерная, проспективная - семейная (родительская, матримониальная), профессиональная, гендерная; у подростков-девушек - актуальная - семейная, гендерная, ученическая, проспективная - семейная (родительская, матримониальная), профессиональная, гендерная;
-
у студентов - актуальная - семейная, студенческая, гендерная, профессиональная, проспективная - семейная (родительская, матримониальная), профессиональная, гендерная; у подростков-девушек актуальная - семейная, гендерная, ученическая, проспективная - семейная (родительская, матримониальная), профессиональная, гендерная;
-
у мужчин - актуальная - семейная (родительская, матримониальная), профессиональная, проспективная - семейная (прародительская, родительская, матримониальная), профессиональная; у женщин актуальная - семейная (родительская, матримониальная), профессиональная, проспективная - семейная (прародительская, родительская, матримониальная), профессиональная, гендерная. В таблице 2 представлены результаты статистической проверки достоверности различий между актуальной и проспективной идентичностями респондентов.
Таблица 2 - Статистическая значимость отличий актуальной и проспективной идентичности
Идентичность |
Мужчины |
Женщины |
||||||
Груп. 1 |
Груп. 2 |
Груп. 3 |
Груп. 4 |
Груп. 1 |
Груп. 2 |
Груп. 3 |
Груп. 4 |
|
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
|
Семейная идентичность |
||||||||
актуальная |
13,1 |
11,67 |
13,49 |
19,43 |
12,98 |
13,07 |
11,96 |
24,81 |
прокреативная |
17 |
17,05 |
16,94 |
21,66 |
17,1 |
16,02 |
19,57 |
22,28 |
Критерий φ Фишера* |
1,09 |
1,55 |
0,96 |
0,55 |
1,42 |
0,84 |
2,1 |
0,61 |
Репродуктивная идентичность |
||||||||
актуальная |
0 |
0 |
0,8 |
5,13 |
0 |
0 |
1,85 |
10,93 |
прокреативная |
4,2 |
4,93 |
5 |
9,28 |
5,25 |
5,47 |
7,3 |
8,9 |
Критерий φ Фишера* |
- |
- |
2,72** |
1,61 |
- |
- |
2,74** |
0,68 |
Родительская идентичность |
||||||||
актуальная |
0 |
0 |
0,8 |
4,88 |
0 |
0 |
1,85 |
10,63 |
прокреативная |
4,2 |
4,65 |
4,88 |
4,4 |
5,25 |
5,45 |
7,25 |
4,25 |
Критерий φ Фишера* |
- |
- |
2,66** |
0,22 |
- |
- |
2,72** |
2,49** |
Прародительская идентичность |
||||||||
актуальная |
0 |
0 |
0 |
0,25 |
0 |
0 |
0 |
0,3 |
прокреативная |
0 |
0,05 |
0,12 |
4,88 |
0 |
0,02 |
0,05 |
4,65 |
Критерий φ Фишера* |
|
|
|
1,95* |
|
|
|
3,25** |
Матримониальная идентичность |
||||||||
актуальная |
0 |
0 |
0,85 |
4,15 |
0 |
0 |
2,1 |
3,03 |
прокреативная |
2,75 |
3,2 |
3,5 |
4,2 |
4,03 |
3,52 |
4,12 |
4,15 |
Критерий φ Фишера* |
|
|
1,91* |
0,03 |
|
|
1,18 |
0,6 |
* - статистически значимые отличия при р ≤ 0,05;
** - статистически значимые отличия при р ≤ 0,001.
Из результатов, представленных в таблице 2, можно сделать вывод, что родительская проспективная идентичность значимо больше актуальной в группе студентов; прародительская проспективная идентичность значимо больше актуальной в группе взрослых; проспективная родительская идентичность занимает ведущее место в группах детей и подростков, однако определить ее значимость не представляется возможным вследствие ограничения, налагаемого критерием углового преобразования Фишера. Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод, что эскиз собственного репродуктивного поведения создается и проигрывается еще до наступления конкретных репродуктивных событий.
Выводы. Зафиксированное, статистически значимое преобладание проспективных репродуктивных идентичностей над актуальными свидетельствует о длительном латентном периоде формирования репродуктивных и семейных идентичностей, конструирования соответствующих социальных ролей и построения репродуктивных сценариев, как части сценария жизненного.
Рецензенты:
Панок Виталий Григорьевич, доктор псих. наук, профессор, директор центра практической психологии и социальной работы «Монмолодьспорт», г. Киев.
Полунин Алексей Васильевич, доктор псих. наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории психологии политического участия Института социальной и политической психологии НАПН, г. Киев.
Библиографическая ссылка
Васильченко О.Н. РЕПРОДУКТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8225 (дата обращения: 21.11.2024).