В результате учитель должен быть не просто учителем, владеющим своим предметом, но и психологом, знающим возрастные особенности детей; и исследователем, способным проводить экспериментальные исследования и обладающим критически-рефлексивным анализом, для которого характерно динамичность суждений, умение критически подойти как к собственным выводам и заключениям, так и к различного рода источникам «внешней» информации; и методистом, обладающим способностями, не только интересно проводить классные и внеклассные занятия, но и заинтересовать детей своим предметом.
В связи с этим, возникает проблема организации системы занятий студентов, направленной на становление профессиональной деятельности, в частности, создание условий учебно-практической деятельности, когда студентам необходимо активно применять имеющиеся теоретические знания для решения практических задач.
Подготовка к профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов, с дополнительной специальностью информатика ведется в рамках совокупности дисциплин таких как: «Аудиовизуальные технологии обучения», «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», «Теория и методика обучения информатике», «Технологии обучения информатике» и другие.
Овладение деятельностью наиболее эффективно реализуется в процессе изучения и применения активных технологий обучения. Различные педагогические технологии (технология проблемного обучения, эвристического обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии и другие) и возможности их использования на уроках информатики в начальной школе рассматриваются в курсе «Технологии обучения информатике».
Для изучения теоретического материала курса группа студентов разделена на подгруппы, за каждой из которой «закреплена» конкретная педагогическая технология для самостоятельного изучения. Такая учебно-практическая деятельность студентов способствует необходимости изучения педагогической, методической литературы и, как следствие, развитию в себе критического, аналитического мышления. Работая в подгруппах, студенты прорабатывают заданную им технологию и на практических занятиях представляют ее всей группе, выделяя основные отличительные особенности. Результатом представления педагогической технологии является построение студентами схемы реализации технологии обучения при урочной и внеурочной формах занятий. В качестве примера рассмотрим схему реализации игровой технологии при урочной форме занятий (рисунок 1).
Рисунок 1. Схема реализации игровых приемов при урочной форме занятий
В данной схеме отображены основные моменты игровой технологии: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [5].
Лабораторные работы построены по блочной схеме, в основе которой лежат содержательные линии информатики, каждая из которых рассматривается с точки зрения применения различных технологий. Для этого каждая подгруппа студентов разрабатывает конспект урока информатики с применением «закрепленных» за ними технологий и демонстрируют фрагменты уроков в группе. Проведение такого урока в группе, где студенты выступают в качестве учеников, является своеобразным определением студентами степени трудности освоения учащимися материала и оптимальности использования данной технологии на уроке, «репетицией» перед педагогической практикой в школе, максимально приближенной к реальной деятельности учителя. Конспекты урока студенты оформляют в виде технологической карты - описание процесса обучения в виде поэтапных организационных структур урока с указанием применяемых средств, в которой целостно и емко представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения (целеполагание, диагностика, дозирование домашних заданий, коррекция и другое). Результатом проведения фрагментов уроков одного и того же тематического блока, но с использованием разных технологий является сравнение этих технологий. Итоги анализа оформляются в аналитико-оценочные матрицы использования педагогических технологий на различных этапах урока.
В основе данной матрицы лежит степень соответствия технологии критериям:
- «технологичности» (показывает уровень учителя-методиста);
- развития личности ученика (показывает уровень учителя-психолога);
- «эвристичности» (показывает уровень учителя-исследователя).
Каждый критерий является совокупностью целого ряда показателей, представленных в таблице 1.
Основные показатели критерия «технологичности»:
- 1) достижение цели урока (0-2 балла);
- 2) временные затраты на применение технологии (0-3 балла);
- 3) степень индивидуализации (0-2 балла);
- 4) степень соответствия средств обучения для достижения целей (0-3 балла);
- 5) наличие обратной связи (0-3 балла).
Основные показатели критерия развития личности ученика:
- 6) степень использования словесно-логического мышления (0-2 балла);
- 7) степень сформированности произвольного внимания (0-2 балла);
- 8) степень развития синтезирующего восприятия (0-2 балла);
- 9) степень освоения рациональных способов запоминания (0-2 балла);
- 10) наличие эмоционально-положительной окраски (0-2 балла).
Основные показатели критерия «эвристичности»:
- 11) рефлексия деятельности учителя при самоанализе урока (0-2 балла);
- 12) использование практико-ориентированных заданий (0-2 балла);
- 13) проведение экспериментальных исследований (0-2 балла).
В качестве примера приведена аналитико-оценочная матрица использования педагогических технологий на этапе закрепления материала по блоку «Алгоритм» (таблица 1).
Таблица 1. Аналитико-оценочная матрица использования педагогических технологий на этапе закрепления материала по блоку «Алгоритм»
Теории и технологии обучения |
Критерии технологичности |
Критерий развития личности ученика |
Критерии эвристичности |
Сумма баллов |
Ранговое место |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
|
|
Проблемное обучение |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
24 |
3 |
Развивающее обучение |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
32 |
1 |
Дифференцированное обучение |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
19 |
4 |
Игровые технологии |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
26 |
2 |
Данные матрицы строятся для каждого этапа урока, и на их основе определяется оптимальность использования педагогической технологии на конкретном этапе урока путем подсчета суммы баллов и ранжирования сумм.
На основе матриц студентами заполняется таблица соответствия структурных элементов урока с учетом оптимальной педагогической технологии на каждом этапе (таблица 2).
Таблица 2. Соответствие структурных элементов урока с учетом оптимальной педагогической технологии на каждом этапе урока по блоку «Алгоритм»
Этапы урока |
Педагогические технологии |
Организационный момент. Мотивация деятельности учащихся |
Игровая технология |
Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания |
Дифференцированное обучение |
Объяснение нового материала |
Проблемное обучение |
Закрепление материала. Решение задач |
Игровая технология, развивающее обучение |
Проверочная работа |
Дифференцированное обучение |
Рефлексия урока, задание на дом |
Игровая технология |
Таким образом, на практических занятиях студенты выполняют работу по двум большим направлениям:
- представление каждой подгруппой студентов «закрепленной» за ней технологии и составление всей группой схем реализации данной технологии обучения при урочной и внеурочной формах занятий;
- разработка и проведение урока информатики подгруппой с использованием «закрепленной» за ней технологии по тематическим блокам и на основе этого заполнение аналитико-оценочной матрицы, которая является основой таблицы соответствия структурных элементов урока с учетом оптимальной педагогической технологии на каждом этапе урока.
Аналитико-оценочная матрица использования педагогических технологий к конкретным этапам урока (таблица 1) и таблица соответствия структурных элементов урока (таблица 2) позволяют сконструировать урок с использованием оптимальной педагогической технологии или с сочетанием элементов нескольких из них.
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что использование активных методов обучения в ходе изучения дисциплины «Технологии обучения информатике» способствует развитию способности к активной деятельности учителя-психолога, учителя-исследователя и учителя-методиста в одном лице. Организованная таким образом система занятий, основанная на деятельностном подходе, способствует усвоению применения активных методов в профессиональной подготовке.
Рецензенты:
Лавина Т. А., д.п.н., профессор кафедры информационных технологий ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.
Апакаев П. А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
Библиографическая ссылка
Зуева Т.Г. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНФОРМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8073 (дата обращения: 10.03.2025).