Несмотря на серьезность, обозначенная проблема остается недостаточно изученной и актуализированной. Молодежь мало восприимчива к информации о негативных последствиях табакокурения. Отчасти это может быть связано с отношением общества к курению как социально приемлемой привычке. В настоящее время табакокурение наряду с употреблением других ПАВ рассматривается как поведенческий фактор риска, ответственный за возникновение и развитие большинства хронических заболеваний и связанных с ними осложнений, приводящих к утрате работоспособности, ранней инвалидизации и смертности [2, 4, 7].
Целью настоящего исследования явилось изучение распространенности табакокурения среди учащихся среднего и старшего школьного возраста и выявление основных факторов, способствующих приобщению подростков к табакокурению, с применением анкетирования. Анкета включала как диагностические, так и аналитические вопросы с вариантами ответов. Вопросы анкеты сгруппированы в блоки, позволяющие оценить мотивацию, интенсивность и стереотип курения, а также информированность подростков о негативных последствиях табакокурения [3].
В исследовании приняли участие 688 учащихся 5-11-х классов средних школ г. Комсомольска-на-Амуре. Школьники были разделены на 2 группы по гендерному признаку: девушек (370 человек) и юношей (318 человек). Сравнительный анализ различий между группами проводили с использованием критерия Стьюдента.
В результате проведенного анализа анкет установлено, что количество курящих школьников составило 25,6 %. Из общего количества опрошенных девушек курит 97 человек (25,9 %). Среди опрошенных юношей число курящих составляет 80 человек (25,2 %). Максимальное количество курящих девушек выявлено в 10-м классе (38,1 %), курящих мальчиков - в 9-м классе (35,3 %).
Как известно, среди факторов, предрасполагающих к курению, немаловажное значение имеют социальные факторы (окружение, пример родителей и других значимых для подростков лиц). Количество курящих взрослых среди близких родственников опрошенных курящих подростков показано в таблице 1.
Таблица 1
Курение среди близких людей курящих школьников
Курящие близкие люди |
Количество, % |
||
девушки |
юноши |
всего |
|
Отец |
74,7 |
81,5 |
77,8 |
Мать |
45,3 |
66,7 |
55,1 |
Брат |
33,3 |
41,1 |
36,6 |
Сестра |
22,5 |
25,7 |
23,7 |
Дедушка |
63,5 |
77,5 |
70,1 |
Как видно из таблицы 1, 77,8 % опрошенных курящих школьников имеют курящих отцов, 55,1 % - курящих матерей. При этом в семьях курящих мальчиков курение родителей более распространено, чем в семьях курящих девочек. Так, курящих отцов имеют 81,5 % юношей и 74,7 % девушек; количество курящих матерей составило 66,7 % против 45,3 %. В семьях курящих школьников количество курящих братьев, сестер и дедушек составило соответственно 36,6 %; 23,7 % и 70,1 %. Таким образом, распространенность курения среди близких людей является для детей провоцирующим моментом к началу курения, что коррелирует с общими тенденциями распространения курения [4].
Как показывают результаты исследования, среди подростков широко распространены ложные представления о курении, которые можно назвать мифами (рис. 1). Самым распространенным мифом среди курящих юношей является ложное представление о том, что курят все. Около 40 % курящих юношей убеждены, что все взрослые курят, бросить курить легко, а курение опасно только для того, кто курит. Каждый третий юноша считает, что курение - безвредное занятие (28,5 %), помогает оставаться стройным (31,5 %) и курить, не затягиваясь, не вредно (29,4 %).
Рис. 1. Распространенность среди опрошенных мифов о курении
Среди опрошенных курящих девушек эти мифы менее распространены. Однако более трети респонденток также согласны с тем, что «курят все» (34,2 %), «бросить курить легко» (31,4 %) и «курение опасно только для того, кто курит» (35,6 %). Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о формировании у подростков ошибочных убеждений в области употребления табака.
Изучение информированности школьников о негативных последствиях табакокурения показало, несмотря на предупредительные надписи на пачках сигарет, знают о том, что курение вызывает рак легкого и пищевода только 80 % школьников (табл. 2). О риске развития рака губы, языка, гортани и трахеи знают 44 % курящих юношей и 65 % курящих девушек.
Таблица 2
Информированность школьников о негативных последствиях табакокурения
Негативные последствия табакокурения |
Количество, % |
|
девушки |
юноши |
|
1. Курение вызывает рак легкого и пищевода |
78 |
81 |
2. У курильщиков чаще развивается инфаркт миокарда |
55 |
41 |
3. Курение увеличивает риск развития заболеваний глаз, слухового аппарата, зубов, десен, крови |
43 |
35 |
4. У курящих женщин повышен риск развития рака шейки матки, выкидышей |
67 |
44 |
5. От курящих матерей часто рождаются дети с врожденными пороками |
76 |
53 |
6. У курящих мужчин чаще развиваются импотенция и бесплодие |
71 |
53 |
7. В момент затяжки образуется около 1200 вредных соединений, в том числе 43 канцерогена, вызывающие рак |
29 |
19 |
8. Мозг курильщика постоянно испытывает кислородное голодание |
53 |
44 |
9. В результате курения часто развиваются бронхиальная астма, бронхит, рак губы, языка, гортани, трахеи |
65 |
44 |
10. Сердце курильщика быстрее изнашивается, т.к. делает за сутки на 12-15 тысяч сокращений больше |
59 |
37 |
11. Дети курильщиц отстают в развитии, в 7 лет хуже читают, в 10 лет плохо понимают текст и решают математические задачи |
37 |
31 |
Курящие мальчики обладают худшими знаниями о негативном влиянии табака на репродуктивное здоровье. Так, осведомлены о том, что курение повышает риск развития рака шейки матки, выкидышей, 44 % курящих юношей против 67 % курящих девушек. О риске развития импотенции и бесплодия осведомлены 53 % курящих юношей и 71 % курящих девушек. О риске рождения детей с пороками развития знают 53 % курящих юношей и 76 % курящих девушек.
О влиянии курения на кислородное обеспечение головного мозга информированы 44 % курящих юношей и 53 % курящих девушек. Девушки также более образованы в вопросах о негативном влиянии табака на сердечно-сосудистую систему. Так, о риске развития инфаркта миокарда знают 55 % девушек против 41 % юношей. О составе табачного дыма имеют более полное представление только каждый пятый юноша (19 %) и каждая третья девушка (29 %). О негативном влиянии курения на умственную работоспособность и физическое развитие информирован только каждый третий респондент.
О том, что такое «пассивное курение» и его влиянии на окружающих людей, знает 66,3% девушек и 56,7% юношей. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что знания курящих школьников о негативном влиянии табака на состояние здоровья носят недостаточный и фрагментарный характер, что не способствует формированию позитивных мотиваций относительно курения.
Результаты изучения этиологических факторов риска табакокурения представлены в таблице 3. В структуре причин приобщения подростков к табакокурению, по мнению курящих девушек, первые ранговые места занимают такие, как «за компанию», «баловство» и «любопытство». Каждая вторая девушка отметила следующие причины: «от нечего делать», «модно», «хочется быть взрослым» и «снятие напряжения».
Более половины опрошенных курящих юношей считают главными следующие мотивы приобщения подростков к табакокурению: «за компанию», «баловство», «от нечего делать» и «снятие напряжения».
Таблица 3
Факторы приобщения подростков к табакокурению
Факторы приобщения к табакокурению |
Количество, % |
|
девушки |
юноши |
|
Социальные факторы приобщения к табакокурению |
||
1. От нечего делать |
50 |
54 |
2. За компанию |
75 |
76 |
3. Модно |
48 |
47 |
Психолого-физиологические факторы приобщения к табакокурению |
||
1. Для снятия напряжения |
57 |
53 |
2. Повышение настроения |
34 |
35 |
3. Баловство |
64 |
61 |
4. Любопытство |
63 |
40 |
5. Хочется быть взрослым |
55 |
46 |
6. Помогает похудеть |
32 |
20 |
7. Просто так |
46 |
41 |
Около 30-50 % курящих школьников полностью согласны с утверждениями о том, что «курение успокаивает нервы», «курение - это приятные ощущения», «курить - это модно и современно», «курение дает возможность собраться с мыслями», «курение делает подростков и молодых людей более интересными», «курение - это интересное времяпрепровождение».
Результаты оценки мотивации курения у опрошенных респондентов представлены в таблице 4, из которой видно, что у 40 % девушек и 35 % юношей установлена сильная зависимость от использования курения в качестве поддержки при нервном напряжении.
От желания получить стимулирующий или расслабляющий эффект, от потребности манипулировать сигаретой в сильной зависимости находятся около 20 % курящих школьников. В психологической зависимости от курения находятся 16 % курящих девушек и 22 % курящих юношей. Привычка сформирована у 21 % девушек и 29 % юношей. Таким образом, достоверных гендерных различий между формой зависимости и мотивацией не выявлено.
Таблица 4
Характеристика мотивации к курению у подростков
Мотив |
Количество, % |
||
Слабая зависимость |
Средняя зависимость |
Сильная зависимость |
|
Девушки |
|||
Желание получить стимулирующий эффект |
41 |
43 |
16 |
Потребность манипулировать сигаретой |
32 |
45 |
23 |
Желание получить расслабляющий эффект |
27 |
54 |
15 |
Использование курения как поддержки при нервном напряжении |
8 |
52 |
40 |
Сильное желание курить, психологическая зависимость |
20 |
64 |
16 |
Привычка |
39 |
40 |
21 |
Юноши |
|||
Желание получить стимулирующий эффект |
24 |
59 |
17 |
Потребность манипулировать сигаретой |
21 |
60 |
19 |
Желание получить расслабляющий эффект |
12 |
69 |
19 |
Использование курения как поддержки при нервном напряжении |
9 |
56 |
35 |
Сильное желание курить, психологическая зависимость |
15 |
63 |
22 |
Привычка |
32 |
39 |
29 |
Форма употребления табака оценивалась по количеству выкуриваемых сигарет в день. Результаты оценки представлены на рисунке 2, из которого видно, что 25 % девушек и 18 % юношей курят только для поддержания контактов с окружающими (количество сигарет до 5 в день). У 75 % курящих девушек и 82 % юношей вероятна поведенческая и психологическая зависимость (от 5 до 20 сигарет в день).
Рис. 2. Формы употребления табака подростками
Анализ ответов опрошенных школьников на вопросы анкеты, характеризующие формы никотиновой зависимости, показал, что не подвержены никотиновой зависимости только 29,5 % курящих юношей и 50 % курящих девушек. Слабая форма никотиновой зависимости установлена у 47,4 % юношей и 41,3 % девушек. Средняя и сильная никотиновая зависимость выявлена соответственно у 15,4 % и 7,7 % юношей и у 5,4 % и 3,3 % девушек (рис. 3).
Рис. 3. Формы никотиновой зависимости у школьников
Анализ ответов опрошенных школьников на вопросы анкеты, характеризующие мотивации к отказу от курения, показал, что только 14 % курящих девушек и 6,4 % курящих юношей испытывают сильное желание бросить курить. Слабая мотивация к отказу от курения выявлена у 40,8 % девушек и 43,6 % юношей (рис. 4).
Рис. 4. Степень выраженности желания подростков бросить курить
Полученные результаты согласуются с результатами оценки отношения опрошенных школьников к курению. Так, из курящих школьников только 4,7 % не одобряют курение. У 40,7 % курящих школьников негативное отношение к курению не выработано, 54,6 % школьников относятся к курению положительно.
Анализ мнений подростков о целесообразности различных мероприятий по профилактике табакокурения показал, что 87 % курящих девушек и 77 % курящих юношей считают необходимым запрет продажи сигарет (вообще или людям до 21 года). Запрет рекламы сигарет и введение штрафов за курение в общественных местах считает целесообразным только половина курящих респондентов.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости внедрения психолого-педагогических, образовательных технологий и технологий занятости подростков для организации мероприятий вторичной профилактики табакокурения среди школьников и определяют необходимость использования системы образования в качестве важнейшего механизма профилактики употребления ПАВ и формирования здорового и безопасного образа жизни.
Рецензенты:
Тяжелков Анатолий Петрович, доктор медицинских наук, профессор, главный врач, МУЗ «Горбольница № 7» Министерства здравоохранения России, г.Комсомольск-на-Амуре.
Седова Наталья Ефимовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики профессионального образования, ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» Минобрнауки России, г.Комсомольск-на-Амуре.
Библиографическая ссылка
Инглик Т.Н., Чернявская Н.М., Айбазова Л.Б. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ТАБАКОКУРЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8040 (дата обращения: 02.04.2025).