


.
Эта формула применима, когда в процессе торможения блокируются все четыре колеса автомобиля. Однако в ряде случаев на дорожном покрытии остаются следы юза не всех колес, а только некоторых из них. Это означает, что при исправной тормозной системе остановка автомобиля произошла на промежутке времени нарастания замедления , т.е. в данных дорожных условиях выполняется неравенство:
, (1)
где: скорость автомобиля в момент возникновения опасной ситуации;
j - замедление автомобиля в данных дорожных условиях;
;
время запаздывания;
время реакции водителя;
время запаздывания срабатывания тормозного привода автомобиля;
время нарастания замедления автомобиля.
Методика определения скорости автомобиля по следам юза в этом случае в научной литературе отсутствует.
Обычно величину:
считают малой. Однако если автомобиль перед применением водителем экстренного торможения проехал по луже, то коэффициент трения скольжения между колодками и тормозными дисками (барабанами) может существенно уменьшиться, а время нарастания замедления может увеличиться в десятки раз. Это приводит к существенному увеличению остановочного пути, длина которого будет определяться по формулам [5]:
для первой модели:
; (2)
для второй модели:
.
Будем рассматривать первую модель движения, т.е. буем считать, что остановочный путь автомобиля определяется формулой (2). Для второй модели движения автомобиля при экстренном торможении ход рассуждения будет тот же, только выкладки будут громоздкими.
Будем считать, в рассматриваемых условиях можно провести два контрольных торможения с различными скоростями такими, что следы юза передних колес и задних не налагаются. В этом случае величины j и могут быть определены по формуле [5]:
а величина может быть определена по формуле:
,
где величины определяются на тормозном стенде. Величины
могут быть определены по формуле:
,
где .
Рассмотрим случай, когда след юза левого переднего колеса отсутствует, это означает, что автомобиль остановился во время нарастания замедления, т.е. на полуинтервале (рис. 1).
Рис. 1. Случай движения автомобиля юзом
Так как автомобиль совершает поступательное движение, то оси второго и четвертого колес проходят равные пути [1, 3, 4, 6], следовательно, можем записать равенство:
(3)
Для определенности считаем, что выполняется неравенство:
.
Из последнего неравенства следует выполнение неравенства:
.
Из равенства (3) получаем:
.
Таким образом, получили, что скорость автомобиля перед применением экстренного торможения может быть определена и в случае, когда автомобиль остановится во время нарастания замедления в случае, когда отсутствует след юза колеса, который является следом юза автомобиля, если техническое состояние автомобиля после ДТП позволяет провести два контрольных торможения при различных начальных скоростях.
Рецензенты:
- Сиваков Валерий Павлович, доктор технических наук, профессор, зам. директора института автомобильного транспорта и технологических систем ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург.
- Афанасьев Анатолий Ильич, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры организации и безопасности движения ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет», г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Карев Б.Н. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ АВТОМОБИЛЯ ПРИ ЭКСТРЕННОМ ТОРМОЖЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6982 (дата обращения: 05.03.2025).