Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Федорова Г.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
В соответствии с новыми поправками в Федеральном законе «Об образовании» актуализируется проблема внедрения дистанционных образовательных технологий в школы. В статье определены направления профессиональной подготовки учителей к дистанционному обучению, перечислены основные формы профессиональной подготовки учителей в области дистанционных образовательных технологий на этапе обучения в педагогическом вузе и повышения квалификации. В тексте статьи представлено содержание дисциплины «Технологии дистанционного и смешанного обучения в информационной образовательной среде» по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование» магистерская программа: «Информатика в образовании», определены возможности развития профессиональной компетентности будущих учителей за счет внедрения смешанных образовательных технологий на основе образовательного портала педагогического вуза.
дистанционное обучение
дистанционные образовательные технологии
смешанные образовательные технологии
профессиональная подготовка учителей
образовательный портал
1. Лапчик М. П. От дистанционных образовательных технологий - к системе инновационного образования // Современное образование в условиях реформирования: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции 14 апреля 2011 г. / Под общей ред. Академика РАО А. И. Таюрского. - Красноярск, 2011. - С. 18-22.
2. Скибицкий Э. Г., Фадейкина Н. В. Профессионализм педагога - непременное условие повышения качества дистанционного обучения // Развитие инновационных технологий обучения в научной школе доктора педагогических наук профессора Э. Г. Скибицкого: межвуз. сб. науч. тр. / Сиб. ин-т финансов и банк. дела. - Новосибирск, 2006. - С. 6-12.
3. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» [Электронный ресурс] URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf (дата обращения 26.03.2012).
4. Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс] URL: http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения 28.03.2012).
5. Федорова Г. А. Дистанционные образовательные технологии в профессиональной подготовке педагогических кадров / Материалы Международной научно-практической конференции «Развитие отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях» 27-28 октября 2011 г. - Москва. Электронный журнал «Информационная среда образования и науки». Вып. 4. 2011. [Электронный ресурс] URL: http://www.iiorao.ru/iio/pages/izdat/ison/publication/num_4_2011 (дата обращения 2.04.2012).
Стратегической целью государственной политики является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики. В число приоритетных направлений модернизации системы образования включена задача широкомасштабного и комплексного внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Этому способствуют принятые в Федеральном законе «Об образовании» поправки, закрепляющие статус электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). В соответствии с внесенными изменениями в образовательных учреждениях различного уровня появляется возможность осуществления образовательной деятельности на основе дистанционных форм [4].

Несмотря на то, что долгое время отсутствовало нормативное регулирование, дистанционное обучение (ДО) внедрялось в условиях опытно-экспериментальной деятельности. Сегодня сложились и реализуются следующие направления применения ДОТ в современных школах:

  • дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • организация дистанционного контроля учебных достижений учащихся;
  • реализация дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании;
  • организация профильного обучения с применением ДОТ;
  • проведение дистанционных уроков для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни и в период карантина;
  • дистанционная поддержка одаренных детей и научно-исследовательской деятельности учащихся;
  • организация школьных систем виртуального общения;
  • внедрение ДОТ в очное обучение (технологии смешанного обучения) и др.

Возможность реализации дистанционного обучения в образовательном процессе обеспечивается готовностью педагогов применять ДОТ в своей профессиональной деятельности, оценивать потенциал и эффективность дистанционных форм работы с учащимися для решения дидактических задач. Это актуализирует специальную подготовку учителей в области организации и методики ДО, овладения коммуникационными средствами и технологиями работы в информационно-образовательной среде.

Дидактической основой технологий ДО является активная самостоятельная учебная деятельность обучающихся, следовательно, профессиональная компетентность педагога в процессе дистанционного обучения проявляется в умении планировать, организовывать, контролировать продуктивную самостоятельную работу; мотивировать учащихся к различным видам самостоятельной учебной деятельности с использованием средств ИКТ; моделировать предметное содержание в мультимедийной, интерактивной форме; обеспечивать вариативность способов изложения, освоения и закрепления изучаемого учебного материала с учетом индивидуального подхода [2]. Для успешного выполнения данных функций подготовка и переподготовка учителей должны проводиться в двух взаимосвязанных направлениях: дидактические основы дистанционного обучения и информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении.

Дидактика дистанционного обучения предполагает знание организационных особенностей образовательного процесса в условиях ДО, способов развития мотивации и познавательного интереса учащихся в ДО; владение образовательными технологиями в условиях ДО; умение организовать самостоятельную учебную работу обучающихся с учебным материалом дистанционного курса; умение обеспечивать поддержку оптимальной обратной связи с обучающимися в ДО и др.

Профессиональная подготовка в области ИКТ должна обеспечить формирование умений разрабатывать электронный учебно-методический комплекс дистанционного курса; владение программными инструментами для создания интерактивных, мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и умений использовать готовые ЭОР; владение средствами компьютерной коммуникации. Современные тенденции развития ДОТ связаны с применением технологий Web 2.0, основанных на совместной деятельности пользователей сети: вики - технология коллективного создания web-ресурсов; блоги - ресурсы для on-line публикаций и открытого обсуждения докладов, рефератов, статей, авторских материалов; подкастинг - технология, обеспечивающая возможности публикации мультимедийной информации и др.

Современные дидактические и технологические решения ДО ориентированы на применении систем дистанционного обучения (СДО), которые обеспечивают автоматизацию управления образовательным процессом и удаленного общения между всеми его участниками,  единую технологическую платформу для размещения образовательного контента и решения основных дидактических задач. Таким образом, обязательным компонентом профессиональной подготовки в области ДО являются знания функционала и владение инструментарием СДО, предусматривающие применение технологий Web.2.0 для организации продуктивного взаимодействия обучающихся [5].

Непрерывная система подготовки учителей к работе в условиях дистанционного обучения предполагает следующие компоненты:

  • на этапе вузовской подготовки - совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей за счет разработки и внедрения специальных дисциплин;
  • применение ДОТ в профессиональной подготовке будущих учителей и в повышении квалификации практикующих учителей (опосредованное овладение ДОТ);
  • курсовая подготовка и переподготовка педагогических кадров в области ДО на этапе повышения квалификации;
  • создание и поддержка интегрированной информационной образовательной среды «школа - педвуз», содержащей необходимое дидактическое обеспечение ДО;
  • создание творческих методических объединений дистанционных педагогов;
  • проведение регулярных конференций, семинаров и круглых столов, посвященных проблемам дистанционного обучения.

Содержание и организационные формы профессиональной подготовки будущих учителей в Омском государственном педагогическом университете (ОмГПУ) соответствуют современным тенденциям развития информатики и ИКТ и ориентированы на развитие профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и применения ДОТ. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению «Педагогическое образование» уделяется внимание важной составляющей профессиональной подготовки - профессиональной компетентности, которая предполагает готовность выпускников применять современные методики и технологии обучения на основе ИКТ, способность организации учебно-воспитательного процесса на основе информационной образовательной среды, способность проектировать и разрабатывать методическое обеспечение образовательного процесса в условиях ДО [3].

Целью дисциплины «Технологии дистанционного и смешанного обучения в информационной образовательной среде» по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование» магистерская программа: «Информатика в образовании» является развитие способности и готовности будущих магистров педагогического образования использовать в своей профессиональной деятельности современные технологии, основанные на дистанционных и смешанных формах обучения.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

  • знать: современные проблемы электронного образования; дидактические основы реализации системы открытого и дистанционного образования, технологий смешанного обучения; типологии и структуру сетевых курсов; модели коммуникации с использованием информационной среды в дистанционном и смешном обучении; этапы проектирования, разработки и апробации электронного учебного курса.
  • уметь: проводить сравнительный анализ программных сред для разработки и сопровождения дистанционных учебных курсов, электронных учебно-методических комплексов в поддержку смешанного обучения; разрабатывать дистанционный курс в выбранной системе дистанционного обучения; организовывать интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса на базе информационной образовательной среды;
  • владеть:  методикой дистанционного и смешанного обучения.

Основное содержание дисциплины.

Тема 1. Методологические основы реализации системы открытого и дистанционного образования, технологий смешанного обучения. Понятие, цель, принципы открытого образования (ОО), дистанционного и смешанного обучения. Особенности и функциональная структура ОО. Цели и задачи ДО (соответствие традиционным формам обучения), организация доставки учебного материала, сертификация знаний. Типовые проблемы ДО. Модели организации ДО в школе. Нормативная база дистанционного обучения.

Тема 2. Компоненты системы дистанционного и смешанного обучения в контексте требований к созданию учебных курсов. Понятие «сетевой курс», типология сетевых курсов. Структура и содержание сетевого курса. Сопроводительная документация, программа дистанционного курса.

Тема 3. Методика дистанционного и смешанного обучения. Основные методические особенности дистанционного и смешанного обучения: мотивация в дистанционном обучении, развитие познавательного интереса, основные методические приемы организации учебно-познавательной деятельности в ДО и смешанном обучении. Особенности организации контроля и самоконтроля знаний, умений обучаемых. Организация проектной деятельности учащихся средствами дистанционного обучения. Типология и особенности дистанционных занятий.

Тема 4. Создание информационно-коммуникационной среды дистанционного и смешанного обучения. Понятие «иформационно-образовательная среда», цели создания и основные направления использования ИОС. Особенности интерфейса и функциональные возможности СДО MOODLE для создания ИОС, система безопасности и защиты информации, режимы работы.

Тема 5. Этапы проектирования, разработки и апробации электронного учебного курса. Определение системы задач, которые будут решаться в условиях информационной среды дистанционного и смешанного обучения. Определение круга участников образовательного процесса, вовлеченных в пользование ресурсами и сервисами информационной среды. Выбор программного обеспечения, наиболее полно отвечающего педагогическим задачам, решаемым в условиях информационной среды, выбор наиболее оптимального решения для создания инфраструктуры информационной среды, учитывая, продумывание формы подготовки и переподготовки специалистов по эксплуатации системы.

Тема 6. Особенности организации контроля и самоконтроля знаний, умений обучаемых в дистанционном и смешанном обучении. Дидактические проблемы организации контроля и самоконтроля учебных достижений обучающихся в дистанционном и смешанном обучении. Программные средства для автоматизированного контроля. Особенности организации контроля в системе дистанционного обучения.

Тема 7. Интерактивное взаимодействие участников дистанционного курса на базе информационной среды. Основные виды учебного взаимодействия. Поддержка учебного взаимодействия средствами информационных технологий. Модели коммуникации с использованием информационной среды в качестве посредника.

Тема 8. Функциональные обязанности специалистов по проектированию и созданию информационной образовательной среды дистанционного и смешанного обучения. Перечень и характеристика функциональных обязанностей автора сетевого курса, тьютора дистанционного обучения, сетевого администратора. Профессиональные требования, предъявляемые к тьютору ДО. Профессиональные затруднения в различных видах деятельности тьютора (мотивационной, контрольно-диагностической, рефлексивной, коммуникативной, методической).

Тема 9. Характеристики, роли и обязанности обучающегося в системе ДО.  Модель обучающегося в системе ДО. Влияние личностных и профессиональных характеристик, присущих обучаемым, стиля обучения. Особенности восприятия учебной информации в дистанционном курсе. 

Организация обучения студентов основывается на деятельностном и компетентностном  подходах. Каждая тема завершается заданиями дискуссионного характера, первоочередная цель которых - самоконтроль уровня освоения теоретического материала. Задания используются для проведения групповых дискуссий на лекционных занятиях. Некоторые темы курса выносятся на самостоятельное изучение и обсуждаются в ходе виртуального семинара, который проводиться в режиме on-line. В процессе освоения содержания курса студенты должны разработать образовательный проект: дистанционный элективный курс (или модуль курса) по информатике и информационным технологиям в СДО MOODLE c включением технологий Web 2.0. на основе современных интерактивных сервисов сети Интернет. Обязательным условием выполнения проекта является его апробация и представление группе студентов, что усиливает практико-ориентированный подход в подготовке магистров педагогического образования.

В настоящее время в рамках учебного процесса в ОмГПУ большую актуальность приобретает использование смешанных технологий обучения. В соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения по направлению «Педагогическое образование» содержание дисциплин предметной и профессиональной подготовки представлено на образовательном портале. При такой организации учебного процесса создаются эффективные условия для развития профессиональной компетентности будущих педагогов в области применения форм и методов дистанционного и смешанного обучения [1].

Электронный учебно-методический комплекс дисциплины «Технологии дистанционного и смешанного обучения в информационной образовательной среде» включает цифровой контент, обеспечивающий образовательный процесс информационными ресурсами, основанными на дистанционных образовательных технологиях. Учебный материал дисциплины представлен следующими ЭОР: интерактивные обучающие лекции для самостоятельного изучения, содержащие вопросы для самоконтроля с автоматизированной проверкой; wiki-страницы для групповой самостоятельной работы студентов по тематике лекционных и практических занятий; открытые базы данных для создания копилки индивидуальных творческих работ студентов; контролирующие ЭОРы по основным разделам курса; интерактивный глоссарий для организации коллективной работы студентов по изучению понятийного аппарата дисциплины; форум и вебинар для организации учебных дискуссий в процессе изучения дисциплины.

Таким образом, двойное вхождение ДОТ в профессиональную подготовку будущих учителей на уровне содержания и на уровне организации учебного процесса создает эффективные условия для развития соответствующих аспектов профессиональной компетентности.

Рецензенты:

  • Лапчик М. П. д.п.н, профессор, академик РАО, проректор по информатизации Омского государственного педагогического университета, г. Омск.
  • Рагулина М .И.  д.п.н, профессор, профессор кафедры теории и методики обучения информатике Омского государственного педагогического университета, г. Омск.

Библиографическая ссылка

Федорова Г.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6172 (дата обращения: 14.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674