Несмотря на то, что долгое время отсутствовало нормативное регулирование, дистанционное обучение (ДО) внедрялось в условиях опытно-экспериментальной деятельности. Сегодня сложились и реализуются следующие направления применения ДОТ в современных школах:
- дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;
- организация дистанционного контроля учебных достижений учащихся;
- реализация дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании;
- организация профильного обучения с применением ДОТ;
- проведение дистанционных уроков для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни и в период карантина;
- дистанционная поддержка одаренных детей и научно-исследовательской деятельности учащихся;
- организация школьных систем виртуального общения;
- внедрение ДОТ в очное обучение (технологии смешанного обучения) и др.
Возможность реализации дистанционного обучения в образовательном процессе обеспечивается готовностью педагогов применять ДОТ в своей профессиональной деятельности, оценивать потенциал и эффективность дистанционных форм работы с учащимися для решения дидактических задач. Это актуализирует специальную подготовку учителей в области организации и методики ДО, овладения коммуникационными средствами и технологиями работы в информационно-образовательной среде.
Дидактической основой технологий ДО является активная самостоятельная учебная деятельность обучающихся, следовательно, профессиональная компетентность педагога в процессе дистанционного обучения проявляется в умении планировать, организовывать, контролировать продуктивную самостоятельную работу; мотивировать учащихся к различным видам самостоятельной учебной деятельности с использованием средств ИКТ; моделировать предметное содержание в мультимедийной, интерактивной форме; обеспечивать вариативность способов изложения, освоения и закрепления изучаемого учебного материала с учетом индивидуального подхода [2]. Для успешного выполнения данных функций подготовка и переподготовка учителей должны проводиться в двух взаимосвязанных направлениях: дидактические основы дистанционного обучения и информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении.
Дидактика дистанционного обучения предполагает знание организационных особенностей образовательного процесса в условиях ДО, способов развития мотивации и познавательного интереса учащихся в ДО; владение образовательными технологиями в условиях ДО; умение организовать самостоятельную учебную работу обучающихся с учебным материалом дистанционного курса; умение обеспечивать поддержку оптимальной обратной связи с обучающимися в ДО и др.
Профессиональная подготовка в области ИКТ должна обеспечить формирование умений разрабатывать электронный учебно-методический комплекс дистанционного курса; владение программными инструментами для создания интерактивных, мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и умений использовать готовые ЭОР; владение средствами компьютерной коммуникации. Современные тенденции развития ДОТ связаны с применением технологий Web 2.0, основанных на совместной деятельности пользователей сети: вики - технология коллективного создания web-ресурсов; блоги - ресурсы для on-line публикаций и открытого обсуждения докладов, рефератов, статей, авторских материалов; подкастинг - технология, обеспечивающая возможности публикации мультимедийной информации и др.
Современные дидактические и технологические решения ДО ориентированы на применении систем дистанционного обучения (СДО), которые обеспечивают автоматизацию управления образовательным процессом и удаленного общения между всеми его участниками, единую технологическую платформу для размещения образовательного контента и решения основных дидактических задач. Таким образом, обязательным компонентом профессиональной подготовки в области ДО являются знания функционала и владение инструментарием СДО, предусматривающие применение технологий Web.2.0 для организации продуктивного взаимодействия обучающихся [5].
Непрерывная система подготовки учителей к работе в условиях дистанционного обучения предполагает следующие компоненты:
- на этапе вузовской подготовки - совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей за счет разработки и внедрения специальных дисциплин;
- применение ДОТ в профессиональной подготовке будущих учителей и в повышении квалификации практикующих учителей (опосредованное овладение ДОТ);
- курсовая подготовка и переподготовка педагогических кадров в области ДО на этапе повышения квалификации;
- создание и поддержка интегрированной информационной образовательной среды «школа - педвуз», содержащей необходимое дидактическое обеспечение ДО;
- создание творческих методических объединений дистанционных педагогов;
- проведение регулярных конференций, семинаров и круглых столов, посвященных проблемам дистанционного обучения.
Содержание и организационные формы профессиональной подготовки будущих учителей в Омском государственном педагогическом университете (ОмГПУ) соответствуют современным тенденциям развития информатики и ИКТ и ориентированы на развитие профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и применения ДОТ. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению «Педагогическое образование» уделяется внимание важной составляющей профессиональной подготовки - профессиональной компетентности, которая предполагает готовность выпускников применять современные методики и технологии обучения на основе ИКТ, способность организации учебно-воспитательного процесса на основе информационной образовательной среды, способность проектировать и разрабатывать методическое обеспечение образовательного процесса в условиях ДО [3].
Целью дисциплины «Технологии дистанционного и смешанного обучения в информационной образовательной среде» по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование» магистерская программа: «Информатика в образовании» является развитие способности и готовности будущих магистров педагогического образования использовать в своей профессиональной деятельности современные технологии, основанные на дистанционных и смешанных формах обучения.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
- знать: современные проблемы электронного образования; дидактические основы реализации системы открытого и дистанционного образования, технологий смешанного обучения; типологии и структуру сетевых курсов; модели коммуникации с использованием информационной среды в дистанционном и смешном обучении; этапы проектирования, разработки и апробации электронного учебного курса.
- уметь: проводить сравнительный анализ программных сред для разработки и сопровождения дистанционных учебных курсов, электронных учебно-методических комплексов в поддержку смешанного обучения; разрабатывать дистанционный курс в выбранной системе дистанционного обучения; организовывать интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса на базе информационной образовательной среды;
- владеть: методикой дистанционного и смешанного обучения.
Основное содержание дисциплины.
Тема 1. Методологические основы реализации системы открытого и дистанционного образования, технологий смешанного обучения. Понятие, цель, принципы открытого образования (ОО), дистанционного и смешанного обучения. Особенности и функциональная структура ОО. Цели и задачи ДО (соответствие традиционным формам обучения), организация доставки учебного материала, сертификация знаний. Типовые проблемы ДО. Модели организации ДО в школе. Нормативная база дистанционного обучения.
Тема 2. Компоненты системы дистанционного и смешанного обучения в контексте требований к созданию учебных курсов. Понятие «сетевой курс», типология сетевых курсов. Структура и содержание сетевого курса. Сопроводительная документация, программа дистанционного курса.
Тема 3. Методика дистанционного и смешанного обучения. Основные методические особенности дистанционного и смешанного обучения: мотивация в дистанционном обучении, развитие познавательного интереса, основные методические приемы организации учебно-познавательной деятельности в ДО и смешанном обучении. Особенности организации контроля и самоконтроля знаний, умений обучаемых. Организация проектной деятельности учащихся средствами дистанционного обучения. Типология и особенности дистанционных занятий.
Тема 4. Создание информационно-коммуникационной среды дистанционного и смешанного обучения. Понятие «иформационно-образовательная среда», цели создания и основные направления использования ИОС. Особенности интерфейса и функциональные возможности СДО MOODLE для создания ИОС, система безопасности и защиты информации, режимы работы.
Тема 5. Этапы проектирования, разработки и апробации электронного учебного курса. Определение системы задач, которые будут решаться в условиях информационной среды дистанционного и смешанного обучения. Определение круга участников образовательного процесса, вовлеченных в пользование ресурсами и сервисами информационной среды. Выбор программного обеспечения, наиболее полно отвечающего педагогическим задачам, решаемым в условиях информационной среды, выбор наиболее оптимального решения для создания инфраструктуры информационной среды, учитывая, продумывание формы подготовки и переподготовки специалистов по эксплуатации системы.
Тема 6. Особенности организации контроля и самоконтроля знаний, умений обучаемых в дистанционном и смешанном обучении. Дидактические проблемы организации контроля и самоконтроля учебных достижений обучающихся в дистанционном и смешанном обучении. Программные средства для автоматизированного контроля. Особенности организации контроля в системе дистанционного обучения.
Тема 7. Интерактивное взаимодействие участников дистанционного курса на базе информационной среды. Основные виды учебного взаимодействия. Поддержка учебного взаимодействия средствами информационных технологий. Модели коммуникации с использованием информационной среды в качестве посредника.
Тема 8. Функциональные обязанности специалистов по проектированию и созданию информационной образовательной среды дистанционного и смешанного обучения. Перечень и характеристика функциональных обязанностей автора сетевого курса, тьютора дистанционного обучения, сетевого администратора. Профессиональные требования, предъявляемые к тьютору ДО. Профессиональные затруднения в различных видах деятельности тьютора (мотивационной, контрольно-диагностической, рефлексивной, коммуникативной, методической).
Тема 9. Характеристики, роли и обязанности обучающегося в системе ДО. Модель обучающегося в системе ДО. Влияние личностных и профессиональных характеристик, присущих обучаемым, стиля обучения. Особенности восприятия учебной информации в дистанционном курсе.
Организация обучения студентов основывается на деятельностном и компетентностном подходах. Каждая тема завершается заданиями дискуссионного характера, первоочередная цель которых - самоконтроль уровня освоения теоретического материала. Задания используются для проведения групповых дискуссий на лекционных занятиях. Некоторые темы курса выносятся на самостоятельное изучение и обсуждаются в ходе виртуального семинара, который проводиться в режиме on-line. В процессе освоения содержания курса студенты должны разработать образовательный проект: дистанционный элективный курс (или модуль курса) по информатике и информационным технологиям в СДО MOODLE c включением технологий Web 2.0. на основе современных интерактивных сервисов сети Интернет. Обязательным условием выполнения проекта является его апробация и представление группе студентов, что усиливает практико-ориентированный подход в подготовке магистров педагогического образования.
В настоящее время в рамках учебного процесса в ОмГПУ большую актуальность приобретает использование смешанных технологий обучения. В соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения по направлению «Педагогическое образование» содержание дисциплин предметной и профессиональной подготовки представлено на образовательном портале. При такой организации учебного процесса создаются эффективные условия для развития профессиональной компетентности будущих педагогов в области применения форм и методов дистанционного и смешанного обучения [1].
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины «Технологии дистанционного и смешанного обучения в информационной образовательной среде» включает цифровой контент, обеспечивающий образовательный процесс информационными ресурсами, основанными на дистанционных образовательных технологиях. Учебный материал дисциплины представлен следующими ЭОР: интерактивные обучающие лекции для самостоятельного изучения, содержащие вопросы для самоконтроля с автоматизированной проверкой; wiki-страницы для групповой самостоятельной работы студентов по тематике лекционных и практических занятий; открытые базы данных для создания копилки индивидуальных творческих работ студентов; контролирующие ЭОРы по основным разделам курса; интерактивный глоссарий для организации коллективной работы студентов по изучению понятийного аппарата дисциплины; форум и вебинар для организации учебных дискуссий в процессе изучения дисциплины.
Таким образом, двойное вхождение ДОТ в профессиональную подготовку будущих учителей на уровне содержания и на уровне организации учебного процесса создает эффективные условия для развития соответствующих аспектов профессиональной компетентности.
Рецензенты:
- Лапчик М. П. д.п.н, профессор, академик РАО, проректор по информатизации Омского государственного педагогического университета, г. Омск.
- Рагулина М .И. д.п.н, профессор, профессор кафедры теории и методики обучения информатике Омского государственного педагогического университета, г. Омск.
Библиографическая ссылка
Федорова Г.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6172 (дата обращения: 14.11.2024).