Нами выявлено [3], что стимулирование двигательной активности: средства и формы зависят от индивидуального уровня двигательной активности (ДА) ребенка (рис. 1).
Рис. 1. Схематическая модель содержания двигательной активности в зависимости от уровня и формы организации
Так, для детей с «высоким» уровнем двигательной активности характерен большой объем самостоятельной двигательной активности и незначительный объем организованной ДА. Для детей со «средним» уровнем двигательной активности соотношение организованной и самостоятельной ДА меняется: увеличивается объем организованной и снижается - самостоятельной ДА. У малоподвижных детей (с низким уровнем ДА) большую роль играет организованная двигательная активность и незначительную роль - самостоятельная ДА. Стимулирование двигательной активности особенно необходимо для детей с низким уровнем ДА, для детей с высоким уровнем двигательной активности главным стимулом является пассивная среда.
Научными исследованиями [1, 2] доказано, что эффективными физкультурно-оздоровительными технологиями, способствующими формированию активного двигательного режима детей до 6 лет, являются: «гимнастика до рождения», включающая специальные физические упражнения в зависимости от фазы беременности, упражнения для снижения болевых ощущений, дыхательные упражнения для подготовки к родам, комплекс упражнений на пассивное расслабление; Сонатал; методика Г. Домана, состоящая из нескольких подпрограмм (развития мануальных навыков, подвижности, равновесия); экспрессивная динамическая гимнастика (в первый год жизни), включающая упражнения в висах; программа адаптации к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ), включающая преобразованные или дополнительно введенные в процесс физического воспитания формы (индивидуальные коррекционные игры, физкультурное занятие, утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика после сна, закаливающие процедуры); «динамические позы», стимулирующие самостоятельную двигательную активность в процессе обучения.
Одним из средств стимулирования двигательной активности детей в нашем эксперименте была программа М. Л. Лазарева [4] «Здравствуй», направленная на оздоровление детей в детском саду и семье. В течение девяти месяцев нами проводилась экспериментальная проверка эффективности этой программы в ДОУ г. № 54, № 57, № 64, № 67, что и явилось целью исследования.
Использовались методы: педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, функциональные пробы, педагогический эксперимент, математико-статистические методы обработки экспериментальных данных.
Предполагалось, что экспериментальная программа будет способствовать повышению эффективности обучения, воспитания, физической подготовленности, укреплению здоровья, снижению заболеваемости детей в ДОУ и семье, в целом - стимулированию двигательной активности, а также формированию умений, навыков применения исследовательских методов для осуществления практических задач обучения и воспитания детей работниками дошкольных образовательных учреждений.
Результаты исследований представлены в соответствие с основными разделами диагностических исследований. Так, анализ содержания занятий по программе «Здравствуй» показал, что:
а) во всех дошкольных образовательных учреждениях использовались: урок здоровья, фрагмент музыкального занятия, вокально-двигательный фрагмент на физкультурном занятии, цветомузыкальный фрагмент на ИЗО, звукодвигательные и вокальные пятиминутки на утренней гигиенической гимнастике и после сна (ежедневно), утренний круг;
б) во всех ДОУ не использовались 2 вида программы из 8-и рекомендуемых автором («Блоу» и занятие на прогулке);
в) содержание и продолжительность музыкально-оздоровительных занятий в трех экспериментальных ДОУ отличались - в содержание включались от 3-х до 5-и видов, продолжительность варьировалась от 30 мин до 135;
б) особенностью являлось использование программы в качестве фрагмента в процессе основных образовательных занятий.
Заболеваемость детей, участвующих в эксперименте, оценивалась по количеству пропущенных по болезни дней. Так, выявили, что заболеваемость ОРЗ в процессе эксперимента наблюдалась:
а) в ДОУ № 67 у 26,6 % детей средней группы и составила 37 дней; в старшей группе - отсутствовала;
б) в ДОУ № 64 у 5 % детей старшей группы и составила 11 дней; в младшей и подготовительной группах - отсутствовала;
в) в ДОУ № 54 у 4,2 % детей и составила 1 день.
В психологическую диагностику входили показатели: уровень тревожности, сформированность образа здоровья, информированность, самооценка, память. Выявлено, что:
а) «высокий» уровень сформированности образа здоровья в целом наблюдается у половины (46,8 %) детей, у остальных «средний» - в ДОУ № 64;
б) в основном «низкий» уровень у детей ДОУ № 57;
в) самооценка у 100 % детей ДОУ № 54 имеет «высокий» уровень;
г) самооценка у 100 % детей 3-х экспериментальных групп ДОУ № 64 повысилась в среднем на 12 %, в контрольной группе - у 90 % детей, а у 10 % - понизилась;
д) улучшилась память (кол-во строк запоминания) детей ДОУ № 64 в среднем с 12,7 до 71,6 строк; в контрольной группе - с 32,6 до 33,4 строк; у детей ДОУ № 57 - с 35 до 46 строк в среднем.
Анализ физического состояния показал, что улучшились:
а) общая выносливость детей (по ЧСС в покое) экспериментальных групп - в среднем на 5,2 % (а в контрольных группах ухудшилась на 4,1 %);
б) реакция (ловкость) детей экспериментальных групп на - 28,6 %, а контрольных групп - на 14,6 %;
в) прыгучесть детей экспериментальных групп - на 20,4 %, а контрольных групп - на 14,7 %;
г) результаты «звуковой» пробы в экспериментальных группах, в среднем - на 28,9 %, в контрольных - на 4,5 %.
В контрольных группах не выявлено улучшения основных показателей дыхательной диагностики, таких как ЖЕЛ, проба Генчи, «звуковая» проба. В экспериментальных группах, по показателям перечисленных тестов, произошли достоверные улучшения. Обобщая показатели диагностики, можно констатировать, что недостоверные результаты встречаются: в ДОУ № 64 в 3-х экспериментальных группах - 4 раза; в 3-х контрольных группах - 15 раз; в ДОУ № 67 в 2-х группах - 8 раз; в ДОУ № 54 - 4 раза.
В целом можно констатировать, что работа по программе «Здравствуй» оказала положительное эффективное влияние на психофизическое состояние детей экспериментальных групп, увеличив их уровень двигательной активности.
Рецензенты:
- Денисенко Юрий Прокопьевич, д.б.н., профессор., заведующий кафедрой спортивных игр НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ», г. Набережные Челны.
- Сентябрев Николай Николаевич, д.б.н., профессор, академик РАЕ, профессор кафедры физиологии ФГБОУ ВПО «ВГАФК», г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Голубева Г.Н., Агеева Г.Ф. СТИМУЛИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5993 (дата обращения: 13.11.2024).