Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕГИОНЕ

Буянова М.Э. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
Процессы активизация инновационной деятельности, внедрение различных инноваций и современные технологии несут не только блага для человечества, но и создают серьезные угрозы социально-экономической, политической, культурной стабильности, что сопровождается увеличением рисков, их качественным изменением. В статье аргументирована необходимость формирования и реализации системы управления риском в условиях перехода регионов на инновационное развитие. Предлагаемая система управления риском направлена на оптимизацию условий, ресурсов и факторов регионального развития, обеспечение согласованности интересов всех субъектов хозяйствования, формирование благоприятного климата для повышения активности и снижения рисков предпринимательской деятельности, при условии сохранения целостности окружающей природной среды. Обозначены этапы процесса управления риском, включающие сбор нормативно-справочной, статистической, аналитической и методической информации; мониторинг внутренней и внешней среды функционирования региональной системы; анализ факторов и оценка уровня риска. Предложена организационно-функциональная модель управления рисками, предполагающая защиту региональной экономики от негативных факторов социально-экономической трансформации, и направление ресурсов региона в сторону увеличения социально-экономического потенциала.
регион
управление экономикой региона
инновационное развитие
риск
риск-менеджмент регионального развития.
1. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. - М. : Мысль, 1989. - 225 с.
2. Буянова М.Э. Риски развития макрорегионального хозяйства: выявление и регулирование. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2008. - 524 с.
3. Движение регионов России к инновационной экономике / под ред. А.Г. Гранберга, С.Д. Валентея. - М. : Наука, 2006. - 402 с.
4. Лапченко Д.А. Оценка и управление экономическим риском. - Минск : Амалфея, 2007. - 148 с.
5. Чернова Г.В. Управление рисками. - М. : Проспект, 2003. - 160 с.
Инновационная направленность развития экономики, встав на повестку дня, требует разработки совокупности мер, учитывающих не только национальные интересы страны, но и интересы образующих ее субъектов [3].

Инновационное развитие социально-экономической системы российских регионов, предполагающее процессы перманентного обновления как ее технологического базиса, так и всего комплекса производственных отношений, основывается, прежде всего, на активизации инновационной деятельности, что сопровождается увеличением рисков, их качественным изменением. Так, внедрение различных инноваций и современные технологии не только несут блага для человечества, но и создают серьезные угрозы социально-экономической, политической, культурной стабильности. В то же время в современных обществах ускоренно развиваются глобальные тенденции, возникает признание неопределенности и риска как естественной составляющей социальной самоорганизации, экономической свободы человека в созидании и творчестве.

Соединение свойств инерции и новации, а также неизбежно возникающие риски обеспечивают реальное развитие хозяйственной жизни в процессе воспроизводства, выступают постоянным сильнодействующим фактором движения экономики. Следует учитывать, что такое соединение противоречиво. В ряде случаев оно сопряжено с накоплением рисков, угроз и конфликтного потенциала сверх меры устойчивости системы экономических отношений, тогда ускоренное обновление общественно-хозяйственной жизни оборачивается спадом производства, функциональными и структурными кризисами.

Таким образом, инновационная функция рисков состоит в самообновлении сложившейся системы управления рисками, в преодолении внутренней инерции последней и в поддержании динамического баланса между возникающими угрозами и ресурсным потенциалом безопасного экономического развития.

Глубокое изучение специфики принятия решений в ситуации риска позволяет выявить возможности и способы использования риска в качестве действенного рычага управления инновационным развитием и направления экономических ресурсов в наиболее полезное для общества русло для увеличения социально-экономического потенциала и уровня инвестиционной привлекательности регионов. Следовательно, главными управленческими задачами являются выявление и оценивание степени риска и умение управлять им.

Эффективная система управления регионом строится на совмещении элементов стратегического управления (выполнение обозначенной миссии системы, достижение ее целей и задач), оперативного управления (реализация механизмов продвижения системы по пути достижения ее целей), управления риском (снижение вероятности и величины отклонения системы от достижения собственных целей).

Система управления риском направлена на оптимизацию условий, ресурсов и факторов регионального развития, обеспечение согласованности интересов всех субъектов хозяйствования, формирование благоприятного климата для повышения активности и снижения рисков предпринимательской деятельности при условии сохранения целостности окружающей природной среды. Его инструментарий включает совокупность методов и инструментов, с помощью которых органы управления субъектов РФ оказывают запланированное регулирующее воздействие на среду функционирования хозяйствующих субъектов, что позволяет поддерживать стабильность и безопасность социально-экономического развития как регионов, так и отдельных экономических субъектов.

Система управления риском состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы - объекта управления и управляющей подсистемы - субъекта управления. Субъектами системы в зависимости от характера участия (агенты народного хозяйства) выступают хозяйственные системы различного уровня (государство, макрорегион, регион, предприятия и организации, население). Объект взаимодействий - риск, рисковые вложения капитала, экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска.

Анализ экономической литературы позволил нам выделить ряд принципов, которые должны быть положены в основу функционирования систем, обеспечивающих защиту экономического субъекта от негативного воздействия внутренней и внешней среды, в частности системы управления риском [1; 4; 5]:

  • принцип эволюции механизмов регулирования хозяйственных систем, который предполагает, что способы и методы управления изменяются и развиваются в зависимости от предшествующего исторического опыта и тенденций развития общества и включают в себя принципы поступательного и циклического развития хозяйственных систем;
  • принцип изменчивости функционально-структурной организации механизмов регулирования хозяйственных систем, определяющий важнейший фактор методологии их проектирования - принцип системной логики и последовательности процесса: сначала строится их функциональная структура, затем производится привязка элементов морфологической структуры к выделенным группам функций;
  • принцип преемственности функционально-структурной организации механизмов регулирования, определяющий наследование каждой новой его формой основных функций и структурных элементов предшествующих механизмов, который базируется на принципах специализации и универсализации;
  • принцип обновления функционально-структурной определенности механизмов регулирования, раскрывающий процессы образования новых форм их организации, действие которого отражается в принципах разнообразия «генофонда» и эволюционного отбора хозяйственных систем.

Принципы построения и развития механизмов регулирования составляют базис для изучения их эволюции в процессе изменения организационных форм и методов управления хозяйственными системами, а также для методологии функционально-структурного проектирования этих механизмов на различных уровнях организации хозяйства.

Процесс управления региональным риском представляет собой поэтапную деятельность, включающую диагностику предприятий, выработку и принятие решений по стратегии управления рисками, разработку механизмов минимизации и устранения рисков, бюджетирование системы управления рисками (таблица 1).

Таблица 1 - Этапы риск-менеджмента в регионе

Этапы риск-менеджмента в регионе

Диагностика предприятий региона

Выработка и принятие решений по стратегии управления рисками

Разработка механизма минимизации и устранения рисков

Бюджетирование системы управления риском

картографирование рисков (определение опасных и узких мест предприятий в разных аспектах: технологическом, географическом, финансовом, социальном и др.);

ранжирование рисков, определение приоритетов;

выделение критических рисков

макроэкономическая адаптация (налоговая политика, учет тенденция развития национальной и мировой экономики и др.);

микроэкономическая стратегия (повышение надежности и качества взаимодействия подразделений предприятий, повышение устойчивости управления и др.)

реструктуризация предприятий (диверсификация, вертикальная или горизонтальная интеграция и др.);

анализ и пересмотр партнерских отношений;

создание компенсационных экономических и социальных систем, минимизирующих риски

прогнозирование экономических выгод от функционирования системы управления рисками;

прогнозирование затрат на функционирование системы управления рисками;

создание системы резервов

Источник: составлено автором.

Важной составляющей данного процесса должно быть исследование причин и условий возникновения и проявления рисков, а для этого необходимо проводить полномасштабное исследование внешней и внутренней среды региона. Именно с этих позиций должны быть расширены и скорректированы этапные задачи комплексного управления риском в регионах. Указанные аспекты позволяют сформировать модельную блок-схему организации и функционирования комплексной системы управления риском в регионе (рис. 1).

В представленной модели выделено три блока: мониторинг внутренней и внешней среды функционирования региональной системы; анализ факторов и оценка уровня риска; нормативно-справочная, статистическая, аналитическая и методическая информация.

Следует отметить, что система управления риском включает обязательный этап мониторинга внутренней и внешней среды региона как значимых для проведения идентификации и селекции рисков - с одной стороны, как факторов развития и повышения устойчивости региона, а с другой стороны, как деструктивного элемента, снижающего конкурентоспособность региона [2].

На вход блока поступает информация, характеризующая текущее состояние социально-экономической системы и внешней и внутренней окружающей среды.

В блоке II информация, поступающая из блока I, с помощью соответствующих методов анализируется и оценивается. В результате аналитической работы определяется практический состав потенциально возможных нежелательных событий, к которым может привести реализация какого-либо стратегического решения. Устанавливается набор ситуаций, т.е. факторы риска и комбинации факторов риска, характеризующие неопределенность событий в принимаемом решении.

На основе ранее выбранных количественных и качественных характеристик альтернативным способом измеряется новое значение уровня риска. Происходит сопоставление значения уровня приемлемого риска с его измеренным новым значением.

Рис. 1. Организационно-функциональная модель системы управления риском социально-экономического развития региона.

Источник: составлено автором.

Если полученное значение уровня риска не превышает установленного порога приемлемого риска, функция контроля завершается и оформляется протокол риска и передается в блок III. Если уровень риска не уменьшается до установленных пределов, то вновь происходит анализ и оценка уровня риска в блоке II и повторяется до тех пор, пока не будет обеспечен приемлемый уровень риска. Если этого не происходит, то осуществляется отклонение первоначально предложенного решения. Для выполнения всех функций управления в подсистеме управления рисками требуется сосредоточение в блоке III всей необходимой информации.

Предлагаемая модель системы основана на концепции активного динамического управления риском, предполагающая системное преобразование риска в процессе целенаправленного воздействия на условия и среду, ресурсы, субъекты и объекты, процессы и результаты их функционирования в целях:

  • с одной стороны, отражения возникающих угроз и защиты региональной экономики от негативных факторов социально-экономической трансформации;
  • с другой стороны, направления ресурсов региона в сторону увеличения социально-экономического потенциала и реализации позитивных факторов социально-экономического развития.

В данной системе риск рассматривается как регулятор основных тенденций безопасного социально-экономического развития, как необходимый ресурс повышения устойчивости региональной экономики в условиях нарастающей неопределенности.

Таким образом, в отличие от обычных приемов, форм и технологий менеджмента, процесс комплексного управления риском в регионе направлен на:

  • обеспечение прочного положения на рынке и стабильно устойчивых финансов организаций региона при любых экономических, социальных и политических изменениях в стране;
  • применение наиболее эффективных в российских условиях управленческих инструментов;
  • превентивное предупреждение возможных затруднений при оперативном решении текущих внутрирегиональных проблем;
  • оперативное реагирование на существенные изменения внешней среды с учетом заранее разработанных альтернативных вариантов, предусматривающие различные трансформации в этой сфере в зависимости от ситуации;
  • осуществление постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях системы;
  • использование оптимальных и рациональных управленческих и финансовых механизмов, влекущих наименьшие для региональной экономики потери.

Рецензенты:

  • Калинина А.Э., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления, проректор по научной работе и информатизации Волгоградского государственного университета, г. Волгоград.
  • Лебедева Н.Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории и экономической политики Волгоградского государственного университета, г. Волгоград.

Библиографическая ссылка

Буянова М.Э. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕГИОНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5645 (дата обращения: 15.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674