Развитие образования как условие достижения нового качества жизни, по мнению Ю.И. Калиновского, составляет основу образовательной политики государства и его регионов и рассматривается в общей стратегии развития страны. Поэтому, в связи с новым пониманием роли образования, по словам Н.А. Вершининой и В.В. Краевского, педагогическая наука как «единственная специальная наука об образовании», «отражающая, направляющая» и «лечащая» систему образования, призвана дать научное объяснение процессам, происходящим в современном образовании, тем более что такая задача отражает приоритеты государственной политики в области образования.
Опыт функционирования ведущих педагогических вузов страны, говорит о том, что в современных условиях в системе высшего профессионально-педагогического образования осознается необходимость подготовки компетентного специалиста педагогического вуза, готового к целенаправленному и активному участию в исследовательской деятельности, владеющего исследовательскими умениями и основными методами проведения научного эксперимента, что определяет перспективу развития его методологической культуры и содействует прогрессивному развитию общества.
Говоря о требуемой готовности студента-бакалавра, необходимо отметить установленный наукой факт, что она обусловлена закономерностями их профессиональной принадлежности, а как сущность, так и само содержание требуемой готовности к реализации методологической позиции исследователя должны определяется целями и характером будущего профессионального труда. Поэтому необходимое для повышения качества профессиональной подготовки студентов в педагогических вузах понятие готовности к реализации методологической позиции исследователя к дальнейшей профессиональной деятельности, по нашему мнению, обуславливает глубокий анализ сущности и особенностей труда педагога-исследователя. Необходимо также отметить, что готовность студента-бакалавра к реализации методологической позиции исследователя предполагает как наличие у него определенных знаний, умений, навыков, так и необходимых компетенций для выполнения исследования.
Стратегия и тактика государственной политики в области высшего образования указывают на значимость заявленной нами темы статьи и рассматривают научно-исследовательскую деятельность студента-бакалавра педагогического вуза как способ реализации методологической позиции студента и как ключевое звено во всех сферах общественной жизни.
Современные тенденции развития отечественного образования, а также возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании его творческой индивидуальности, реализации творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Прошедший осенью 2011 г. конкурс «Учитель года - 2011» подтвердил, что профессионально важными качествами личности учителя сегодня становятся: способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для активного приобщения ребенка к богатствам культуры, поэтому педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, развивать педагогическую интуицию, способность к овладению системой гуманитарных знаний.
Студенты педагогических вузов, обучающиеся по направлению «Педагогика» профиль бакалавриата «Начальное образование» изучают дисциплину «Теоретическая педагогика», которая в соответствии с ФГОС ВПО относится к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла «Введение в педагогическую деятельность. Основы общей педагогики».
Мы исходим из понимания того, что для подготовки будущего учителя к этому нужна особая технология профессионального обучения, поскольку такие качества, как обучаемость, способность к самостоятельному добыванию знаний и другие усваиваются только вместе с базовыми научными знаниями. В создании такой технологии, по нашему мнению, способна оказать помощь «Теоретическая педагогика». В процессе освоения дисциплины происходит конкретизация мировоззренческих, ценностных установок, складываются жизненные и профессиональные приоритеты студентов, стиль их профессионального общения, формируются исследовательские умения, ведь главные ее черты - глубокая индивидуализация и стремление проникнуть в природу человеческой деятельности. К началу изучения дисциплины студенты должны знать не только основы общей педагогики, владеть способами толкования основных профессионально-педагогических терминов, средствами получения, хранения, переработки информации, главное - они должны понимать цели и задачи функционирования системы образования в Российской Федерации.
В ходе дисциплины студенты изучают тему «Методы педагогических исследований», освоение данной темы необходимо для качественного выполнения курсовых работ, выпускной квалификационной работы в части выработки у студентов единых научных подходов к определению содержания исследовательской работы, обобщению и систематизации знаний, приобретенных в процессе обучения в педагогическом вузе.
В результате изучения этой темы и дисциплины в целом студент показывает готовность к владению основными умениями проводить исследование в рамках курсовой и выпускной квалификационной работы. Проводя занятия, педагоги кафедры, используя различные методы обучения, в том числе и инновационные, объясняют студентам, что им как будущим педагогам необходимо: научиться пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии и т.д.; изучить определенный минимум научной литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию; грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа; собрать, проанализировать и обобщить передовой педагогический опыт в различных типах образовательных учреждений (если это определено темой); выполнить фрагмент опытно-экспериментальной работы (кроме работ по истории педагогики), обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его и сделать выводы.
Студенты вуза по направлению «Педагогика» профиль бакалавриата «Начальное образование» в процессе работы с дидактическим материалом темы «Методы педагогических исследований», обучаются исследовательским технологиям и приобретают необходимые компетенции, например: общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции в области педагогической деятельности и специальные компетенции.
Опыт преподавания дисциплины «Теоретическая педагогика» убеждает нас в том, что в творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего педагога, развивается умение решать актуальные педагогические, исследовательские и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической и психологической литературе, успешно применять на практике теоретические знания.
Анализ работ отечественных педагогов-исследователей (Е.В. Бережновой, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского и др.) подтверждает, что профессионально-ориентированная исследовательская деятельность студентов педагогического вуза должна определяться как процесс поиска объективно или субъективно новых знаний, направленных на решение педагогических проблем в процессе профессиональной подготовки, результатом которой является усвоение знаний методологии и методики педагогических исследований, формирование умений организации и регуляции собственного исследования.
В связи с вышеизложенным, используя научные подходы, можно рассмотреть концептуальную модель развития исследовательской готовности студента-бакалавра педагогического вуза. Такая модель, по мнению Е.А. Володарской, может включать два компонента: первый - этапы диагностики, а второй - виды деятельности. Этапы в свою очередь могут подразделяться на предварительный (диагностика отношения и доверия к науке и диагностика готовности студента к исследовательской деятельности), организационно-методический (индивидуальные и коллективные формы работы в рамках учебной и внеучебной деятельности) и завершающий (те же компоненты, что и на предварительном этапе).
Виды деятельности, по ее мнению, подразделяются на учебную деятельность (лекции, практические и семинарские занятия в различных интерпретациях) и внеучебную деятельность (конференции, мастер-классы).
Следует особо отметить, что успешность проведения всех видов занятий зависит, прежде всего, от качества подготовки обучаемых. Они по рекомендациям педагогов изучают рекомендованную литературу, конспектируют ее и составляют тезисы для выступлений на семинарских занятиях. Особую сложность для обучаемых представляет работа по нескольким источникам, отбор необходимого материала в соответствии с заданной темой. В процессе самостоятельной работы при подготовке к семинарским и практическим занятиям в рамках дисциплины «Теоретическая педагогика» и, в частности, по теме «Методы педагогических исследований» с помощью информационных технологий, например, при работе в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде - MOODLE, студент учится не только работать с текстом, использовать электронные версии различных учебников и учебных пособий, а главное, узнает новые способы сбора информации по дисциплине и учится пользоваться ими, расширяется его профессиональный кругозор.
В последние годы в педагогической науке наметилась тенденция культурологического анализа педагогической реальности, а педагогическое творчество, по мнению Е.П. Белозерцева, А.Д. Гонева, А.А. Пашкова и др., выступает одним из проявлений педагогической культуры, в качестве процесса создания новых педагогических ценностей, в связи с чем, педагогическое творчество рассматривается как вид жизнедеятельности человека. Поэтому преподаватели уверены, что при использовании информационных технологий при подготовке к занятиям, повышается мотивация учения, стимулируются познавательный интерес и творчество студентов, возрастает эффективность самостоятельной работы, что, конечно же, способствует формированию исследовательских умений и методологической позиции студента-исследователя.
Данное обстоятельство акцентирует наше внимание на понятии «методологическая позиция студента-исследователя». В соответствии с определениями понятия «методология», наше понимание «методологической позиции» - это выработанная и применяемая система собственного пути познания, а также упорядоченная совокупность применяемых исследователем приемов, способов методов в профессиональной деятельности. Позиция исследователя, по мнению В.В. Краевского, должна всегда опираться на методологическую рефлексию, позволять ему четко очерчивать проблемные плоскости своего исследования и отличать ее предметную область от предметных областей других наук.
В качестве методологической основы формирования исследовательских умений студентов-бакалавров могут выступать следующие методологические подходы: системный подход, который обеспечивает формирование исследовательских умений как системы и формирует их в процессе обучения студентов; деятельностный подход, обеспечивающий формирование исследовательских умений студентов в ходе учебной, внеучебной и инновационно-исследовательской деятельности; личностно ориентированный подход, выступающий в качестве теоретической основы моделирования процесса обучения и позволяющий создать условия для самореализации студентов в исследовательской деятельности в соответствии с уровнем подготовки и способностями; контекстный подход, позволяющий осуществлять процесс обучения студентов в вузе в контексте их будущей профессионально-педагогической деятельности и ориентировать подготовку будущего учителя начальных классов на научно-исследовательскую деятельность.
Для формирования мотивации студента-бакалавра на профессиональное саморазвитие, по нашему мнению, необходимо: во-первых, наличие адекватной самооценки, во-вторых, сформированность идеального и нормативного видения своей будущей педагогической деятельности и, наконец, способность студента соотносить свою деятельность с педагогическими образцами. Все это подтверждает мнение о том, что для развития педагогического творчества необходимы стимулирующая среда, объективные и субъективные условия, а также благоприятная культурно-творческая атмосфера.
На основе анализа сущностных подходов В.А. Анисимовой, В.И. Загвязинского, Н.И. Загузова, В.В. Краевского и др. к изучению феномена «методологическая культура» можно определить методологическую культуру будущего учителя начальных классов как культуру исследовательского мышления, предполагающую не только знакомство с логикой и методами исследования, но и организацию научно-исследовательской деятельности с целью творческого решения всех профессионально-педагогических задач. В связи с чем, целесообразно напомнить, И.Я. Зимняя, А.В. Хуторской и др. ученые-исследователи указывают, что исследовательские компетенции являются неотъемлемой составной частью профессиональной компетентности в различных сферах деятельности.
Ключевую роль в приобретении знаний об исследовательской деятельности студентов, организации ими исследовательской деятельности, в формировании соответствующих исследовательских умений, по нашему убеждению, играет профессионально-ориентированная исследовательская деятельность. Если такая деятельность приближена по своему характеру к профессиональной деятельности будущего педагога, а ее организация и содержание способствуют реалиям профессионального становления студентов педагогического вуза, то можно ожидать высокой отдачи выпускников при написании выпускных квалификационных работ. Как следствие, заявленные аспекты требуют от ППС переосмысления теоретических и организационно-педагогических основ профессиональной подготовки бакалавров педагогики в контексте решаемых задач профессионального их становления в процессе профессионально-ориентированной исследовательской деятельности.
Анализируя проблему реализации методологической позиции студента-исследователя в учебном процессе вуза, мы видим, что данный подход учит студентов-бакалавров рассматривать выпускную квалификационную работу как средство реализации его методологической позиции, что позволяет в рамках рассматриваемых в процессе изучения темы «Методы педагогических исследований» учебных вопросов выделить ряд образовательных компетенций исследовательского характера, которыми должен обладать бакалавр педагогического вуза: ценностно-смысловая (осознание роли научно-исследовательской работы в рамках изучаемого предмета, осознание собственной исследовательской позиции); учебно-познавательная (совокупность умений студента-бакалавра в сфере самостоятельной научно-исследовательской деятельности); информационная (умения перерабатывать информацию с помощью информационных технологий); коммуникативная (взаимодействие с преподавателем в процессе проведения исследовательской деятельности, умения задавать вопросы, участвовать в дискуссии); исследовательская (умения видеть и формулировать проблему исследования, изучать и обобщать передовой опыт, умения проводить исследование по одной из проблем педагогической направленности); компетенция личностного самосовершенствования (освоение способов интеллектуального саморазвития в научном исследовании).
Методологическая позиция исследователя, являющаяся неотъемлемым компонентом педагогической практики, способствует организации профессиональной деятельности студента-бакалавра, помогает учитывать увиденные или выявленные ошибки, и в этом, по нашему мнению, проявляется сформированность его готовности к реализации личностной позиции, в этом состоит ее культурная миссия и социальное назначение.
Подводя итог всему сказанному, можно утверждать, что формирование исследовательских умений у студента-бакалавра является важной практической задачей при подготовке студентов по направлению «Педагогика» профиль бакалавриата «Начальное образование» на современном этапе развития общества в условиях модернизации образования. Исследовательские умения студента-бакалавра представляют собой личностное качество, проявляющееся в инициативности и самостоятельности осуществления учебно-исследовательской и учебно-профессиональной деятельности, направленной на формирование профессиональной компетентности.
Рецензенты:
- Маслов С.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», г. Калуга.
- Ежкова Н.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры детской психологии и дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула.
Библиографическая ссылка
Романов В.А., Романов В.А. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА К РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5299 (дата обращения: 16.11.2024).