Женщина как личность стремится реализовать себя, полнее раскрыть свои способности и возможности, стремится к образованию и развитию, достижению высокого статуса в обществе. Но из-за домашней работы, которую ей приходится выполнять в семье, реализовать себя в профессиональной деятельно становится сложнее. И поэтому у современной женщины встает выбор между карьерой и семьей, приходится определить, что для женщины важнее - семья, дети или карьера. В связи с этим у нее может возникнуть конфликт между двумя ценностями. В современной России на смену патриархальному укладу приходит западная культура и ранее не существовавший тип деловой женщины (business woman). Характерной особенностью последних лет является ориентация всё большего числа девушек на профессию, что, по их мнению, позволяет им быть независимыми и самодостаточными. Некоторых из них прельщает роль домохозяйки, но этот выбор строится ими на отрефлексированной оценке возможных вариантов жизненного пути, на понимании и переживании его будущих последствий [4].
В новой роли женщины вынуждены отказаться от традиционных женских ценностей, принимая ценности традиционно мужские [4, 5]. Невротический конфликт состоит в противоречии ценностей «семья, дом, любовь» и ценностей независимости и профессионального роста. Занимая руководящий пост, женщина должна демонстрировать лидерские качества (инициатива, жесткость в принятии решений, видение перспектив развития, умение расставлять людей на места, соответствующие их склонностям), без этих качеств женщина-руководитель будет напоминать секретаря. Примерно 33 % всех нервных расстройств у современных женщин происходит от столкновения их профессиональной роли на работе и хозяйки дома. Таким образом, актуальными являются исследования, направленные на изучение невротического конфликта у современных молодых женщин.
Вероятно, что у современных студенток - молодых женщин, находящихся в оптимальном репродуктивном возрасте, внутриличностный конфликт обусловлен противоречием в сферах, связанных с любовью и семейной жизнью (трансформация сексуального инстинкта), а также с материальной обеспеченностью и карьерой - ценностями постиндустриального общества.
Выборка
Исследование проводилось в г. Томске в 2010 году. В основную группу испытуемых вошли студентки старших курсов гуманитарных и технических специальностей (факультета клинической психологии, психотерапии и социальной работы Сибирского государственного медицинского университета, факультета автоматики и вычислительной техники Томского политехнического университета и факультета психологии, связей с общественностью, рекламы Томского государственного педагогического университета).
Методики
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
- Методика «уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Фанталова Е. Б., 2003г.) [7].
- Методика «Шкала оценки дискомфорта» (Фанталова Е. Б., 2003г.) [7].
- Методика Роза «Качества жизни» (И.А. Гундаров, 1995) [3].
- Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина) [2].
Результаты и обсуждение
В табл.1 представлены результаты соотношения «ценности» и «доступности» имеющихся показателей (методика Фанталовой). Состояние «внутреннего вакуума» - это состояние внутренней опустошенности, снижения побуждений. «Нейтральная зона» соответствует состоянию удовлетворенности, отсутствию внутриличностного конфликта.
Таблица 1. Процентное распределение испытуемых по соотношению показателей «ценности» и «доступности»
№ |
ЦЕННОСТИ |
Отсутствие признаков внутриличностного конфликта |
«Внутренний вакуум» |
«Нейтральная зона» |
1 |
Активная жизнь |
50 |
0 |
50 |
2 |
Здоровье |
2 |
58 |
40 |
3 |
Работа |
14 |
10 |
76 |
4 |
Красота искусства |
54 |
0 |
56 |
5 |
Любовь |
4 |
36 |
60 |
6 |
Обеспеченная жизнь |
6 |
52 |
42 |
7 |
Друзья |
4 |
16 |
80 |
8 |
Уверенность в себе |
24 |
6 |
70 |
9 |
Познание |
56 |
4 |
40 |
10 |
Свобода |
26 |
10 |
64 |
11 |
Семейная жизнь |
4 |
68 |
28 |
12 |
Творчество |
36 |
6 |
58 |
Как видно из таблицы, наличие внутриличностного конфликта наблюдается, прежде всего, в таких жизненных сферах, как здоровье (58 %); материально обеспеченная жизнь (52 %) и семейная жизнь (68 %). Данные ценности, по-видимому, являются наиболее значимыми для современных женщин, получающих высшее образование.
«Внутренний вакуум» наблюдается в сферах познания (56 %); красота природы и искусство (54 %), активная деятельная жизнь (50 %). Что скорее всего свидетельствует о том, что в современном обществе у студенток высших учебных заведений достаточно возможностей для самореализации своей личности.
С целью выявления взаимосвязей между отдельными жизненными ценностями был проведен корреляционный анализ, результаты которого представлены в табл. 2.
Таблица 2. Результаты корреляционного анализа
Взаимосвязанные ценности |
Значение коэффицента корреляции |
Достоверность (уровень значимости p) |
|
Активная жизнь |
Семейная жизнь |
-0,36 |
0,01 |
Интересная работа |
0,32 |
0,02 |
|
Любовь |
-0,4 |
0,004 |
|
Душевный покой |
0,31 |
0,02 |
|
Здоровье |
Познание |
-0,29 |
0,03 |
Интересная работа |
Любовь |
-0,3 |
0,04 |
Друзья |
-0,3 |
0,009 |
|
Красота природы и искусства |
Материальная обеспеченность |
-0,4 |
0,002 |
Друзья |
-0,14 |
0,3 |
|
Уверен. в себе |
-0,14 |
0,3 |
|
Семейная жизнь |
Творчество |
-0,4 |
0,002 |
Работа |
0,2 |
0,04 |
|
Материальный достаток |
0,2 |
0,3 |
|
Отдых |
0,3 |
0,02 |
|
Красота |
0,3 |
0,01 |
|
Любовь |
0,4 |
0,0007 |
|
Познание |
0,26 |
0,06 |
|
Шкала оценки дискомфорта |
Душевный покой |
-0,4 |
0,001 |
Работа |
-0,3 |
0,03 |
|
Реактивная тревожность |
0,4 |
0,009 |
|
Личностная тревожность |
0,4 |
0,0006 |
|
Сексуальная жизнь |
Положение в обществе |
0,35 |
0,01 |
Душевный покой |
Общение с друзьями |
0,4 |
0,004 |
Реактивная тревожность |
-0,39 |
0,005 |
|
Материальная обеспеченность |
0,39 |
0,006 |
|
Дети |
Положение в обществе |
0,28 |
0,011 |
Познание |
0,3 |
0,009 |
|
Духовные потребности |
Общение с друзьями |
0,36 |
0,009 |
Материально обеспеченная жизнь |
0,3 |
0,08 |
|
Познание |
-0,25 |
0,07 |
|
Друзья |
-0,009 |
0,24 |
|
Положение в обществе |
Личностная тревожность |
-0,32 |
0,02 |
Работа |
Интересная работа |
-0,3 |
0,02 |
Друзья |
0,3 |
0,02 |
В целом, результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии отрицательной корреляции между ценностью «любовь» и такими ценностями, как «активная жизнь», «красота природы и искусства», «творчество»; положительная корреляция у данной ценности только с «семьей». Отрицательная корреляция выявлена также между ценностями «семейная жизнь» и «активная жизнь», что также подтверждает нашу гипотезу о существовании внутриличностного конфликта у современных молодых женщин, заканчивающих обучение в вузе. Следует отметить также наличие корреляции между «уровнем дискомфорта» и «работой», что свидетельствует о наличии проблем профессионального становления у данной группы испытуемых. «Душевный покой» взаимосвязан с возможностью общаться с друзьями и материальным благополучием. Одной из основных ценностей является «общение с друзьями», которая коррелирует с «отдыхом», «положением в обществе» и «духовными потребностями».
Для выявления однородных групп испытуемых по показателям жизненных ценностей и показателям личностной и реактивной тревожности был использован кластерный анализ (метод Уорда [1]).
С помощью этого метода было выделено три кластера.
Кластер 1. В него попали студентки, у которых соотношения уровня ценности и доступности находятся в нейтральной зоне. По шкале оценки дискомфорта наблюдается слабовыраженный дискомфорт. Высокие показатели теста «Роза качества жизни» свидетельствуют об удовлетворенности своей жизненной ситуацией в данный момент. Наблюдается низкая реактивная и умеренная личностная тревожность. Число испытуемых, попавших в данный кластер - 21, что составляет 42 % всей выборки. В целом, можно сделать вывод об отсутствии признаков внутриличностного конфликта у студенток данного кластера.
Кластер 2. Характерными особенностями второго кластера является внутриличностный конфликт в семейной жизни, в любви и материально обеспеченной жизни. Внутренняя опустошенность выявлена в сфере активная жизнь, красота природы и сфере творчества. По тесту «Роза качества жизни» также наблюдаются высокие показатели, как и в первом кластере. Сюда попали 28 % участниц.
Кластер 3. Отличительной чертой третьего кластера является умеренная реактивная и высокая личностная тревожность. А также низкие показатели в сферах сексуальная жизнь, душевный покой, материальный достаток, положение в обществе и работа. В данную группу попали 30 % студенток - у них выявлен высокий уровень тревожности и неудовлетворенности жизнью.
Выводы
В целом, можно сформулировать следующие выводы.
- Установлена взаимосвязь между личностной и реактивной тревожностью и дезинтеграцией в таких жизненных сферах, как любовь и уверенность в себе
- «Внутренний вакуум» наблюдается в сферах познания - 56 %; красота природы и искусства - 54 % и активная деятельная жизнь - 50 %. Таким образом, данные ценности «находятся в избытке» и у современных студенток достаточно возможностей для их достижения.
- Внутриличностный конфликт у обследованного контингента выявлен в таких сферах, как: здоровье, любовь, семейная жизнь и материально обеспеченная жизнь.
- У студенток как гуманитарных, так и технических специальностей с равной частотой встречается низкий, средний и высокий уровень внутриличностного конфликта.
- На основе кластерного анализа выделено три группы студенток с различными личностными особенностями.
Для первого кластера характерно, что уровни соотношения «ценности» и «доступности» во всех жизненных сферах находятся в «нейтральной зоне».
Характерными особенностями второго кластера является наличие внутриличностного конфликта в таких сферах, как «семейная жизнь», «любовь» и «материально обеспеченная жизнь».
Отличительной чертой третьего кластера является умеренная реактивная и высокая личностная тревожность. А также низкие показатели удовлетворенности в сферах: сексуальная жизнь, душевный покой, материальный достаток, положение в обществе и работа.
5. Основными факторами возникновения внутриличностного конфликта современных студенток старших курсов являются наличие противоречий в таких сферах, как: материальная обеспеченность, любовь, семейная жизнь; и кроме того, проблемы, связанные с работой и положением в обществе.
Рецензенты:
- Иванкина Л.И., д.ф.н., проф., профессор, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск.
- Уразаев А.М., д.б.н., проф., ведущий научный сотрудник, Томский государственный педагогический университет, г. Томск.
Библиографическая ссылка
Вадутова Ф.А., Берестнева О.Г., Жаркова О.С., Шелехов И.Л., Берестнева О.Г. ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА У СТУДЕНТОК СТАРШИХ КУРСОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5226 (дата обращения: 21.11.2024).