Обширный теоретический и практический материал в области обучения на неродном языке накоплен в системе предвузовской подготовки иностранных студентов. В то же время в области преподавания общенаучных дисциплин на русском языке как иностранном хотя и накоплен довольно обширный материал, но он имеет характер частных методик. Довольно скромно разрабатывается «пограничная» с методикой русского языка область - овладение студентами языка специальности в процессе изучения общенаучных и общепрофессиональных дисциплин. Недостаточно работ, трактующих предвузовскую подготовку иностранных студентов как целостную педагогическую систему с точки зрения общих закономерностей и вытекающих из них требований, которые определяют эффективность обучения иностранных студентов, то есть с позиций системного подхода [9].
Одной из основных задач в сфере образовательной деятельности Национального исследовательского Томского политехнического университета (НИ ТПУ) является развитие инновационного образования с применением междисциплинарных проблемно-ориентированных и проектно-организационных технологий обучения. В последнее десятилетие в НИ ТПУ осуществляется образовательная деятельность для иностранных граждан, центром которой является Институт международного образования и языковой коммуникации (ИМОЯК). На междисциплинарной кафедре ИМОЯК НИ ТПУ ведется разработка модели управления обучением иностранных студентов, а также слушателей подготовительного отделения с использованием информационно-образовательных и компьютерных технологий. В результате этого у иностранного студента/слушателя формируется основная компетенция, базирующаяся на умении управления знаниями и информацией [6]. В связи с вышеизложенным создание интегрированной технологии обучения, способствующей формированию более общих универсальных знаний, умений и навыков, где немаловажную роль играют межпредметные связи (МПС), является актуальным [8].
Нами была предпринята попытка выявления МПС и их функционирования в процессе преподавания дисциплин естественнонаучного цикла для иностранных слушателей подготовительного отделения на примере дисциплины «Общая биология». Анализ МПС позволил выявить ряд закономерностей. Наиболее многочисленные МПС наблюдаются между биологией и химией, биологией и физикой. Высокая степень математизированности отмечается при изучении закономерностей генетики, расшифровке генетического кода и решении генетических задач. Следует отметить, что наряду с наличием межпредметных связей между естественнонаучными дисциплинами и математикой на подготовительном отделении отчетливо проявляются МПС и с гуманитарными дисциплинами (таблица 1).
Таблица 1 - Межпредметные связи в дисциплине «Общая биология»
№ |
Разделы дисциплины «Общая биология» |
Химия |
Физика |
Русский язык |
Страноведение |
Математика |
Информатика |
1. |
Строение эукариотической клетки |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
2. |
Неорганические вещества эукариотической клетки |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
3. |
Органические вещества эукариотической клетки |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
4. |
Нуклеиновые кислоты |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
5. |
Репликация, транскрипция, трансляция |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
6. |
Размножение организмов |
|
|
+ |
+ |
|
|
7. |
Генетика |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Примечание: (+) отмечено наличие МПС.
Для выявления МПС используются элементы системного анализа, которые направлены на раскрытие многоаспектности и полифункциональности межпредметных связей в обучении. Этот подход сопряжен с широким использованием поэлементного анализа структуры учебной дисциплины, а также структуры и организации процесса обучения, что включает в себя разработку интегрированных учебных планов, согласованных учебных программ и календарных планов. Такой анализ выступает как метод определения сущности и видов межпредметных связей. Данный метод позволяет выделить содержательно-информационные, операционно-деятельностные и организационно-методические МПС [1; 7; 8].
Содержательно-информационные МПС наблюдаются при формировании принципа отбора учебного материала по химии для изучения разделов дисциплины «Общая биология». В основе многих тем «Общей биологии» лежат представления об атомно-молекулярном строении вещества, химической связи, агрегатных состояниях и другие (таблица 2).
Таблица 2 - Межпредметные связи между основными разделами дисциплин «Общая биология» и «Химия»
Разделы дисциплины «Общая биология» |
Разделы дисциплины «Химия» |
|||||||
Основные законы химии |
Основные классы неорганич. соединений |
Основные классы органических соединений |
Периодич. закон |
Химическая связь |
Растворы |
Гидролиз |
Диссоциация |
|
Строение эукариотической клетки |
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
Вода и неорганические вещества эукариотической клетки |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
Органические вещества эукариотической клетки |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
Нуклеиновые кислоты |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
Процессы репликации, транскрипции и трансляции |
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
Хромосомы |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
Митоз и мейоз |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
Генетика |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
Эволюционное учение |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
Примечание: в таблице МПС между разделами обеих дисциплин отмечены знаком (+).
Например, изучая в курсе «Общей биологии» раздел «Вода и неорганические вещества эукариотической клетки», иностранный слушатель должен иметь представление о стехиометрическом составе молекул, основных классах неорганических соединений, химической связи, гидролизе и диссоциации.
Операционно-деятельностные МПС выявляются в практической, коммуникативной, ценностно-ориентационной видах деятельности в процессе познания. Реализация МПС возможна посредством мультимедийных лекций и опытов, решения тематических задач, выполнения заданий и упражнений по русскому языку, написания реферативных сообщений, участия в студенческих конференциях и др.
Организационно-методические МПС осуществляются с помощью арсенала педагогических методов и организационных форм. В свою очередь этот вид МПС обогащает существующие приемы, методы, методики, формы организации образовательной деятельности. Это могут быть занятие-путешествие, занятие-экспедиция, занятие-исследование, занятие-инсценировка, учебная конференция, экскурсия, когнитивная графика, мультимедийное или проблемное занятие и другие.
Многообразие межпредметных связей ставит перед преподавателем задачу: «Как наиболее эффективно использовать межпредметные связи в процессе обучения?» Существует несколько способов планирования МПС, такие как: планирование МПС внутри учебных дисциплин и между ними, а также в рамках одного занятия [1; 7; 8].
Следующим нашим шагом явилась попытка запланировать и продемонстрировать в действии возможность применения МПС между биологией и химией в процессе изучения темы «Химический состав эукариотической клетки». Структура организации занятия отражена на рисунке 1.
Рис. 1. Примерная организация занятия «Химический состав эукариотической клетки» с использованием МПС двух учебных дисциплин «Биология» и «Химия».
При изучении химического состава эукариотической клетки иностранный слушатель должен знать как терминологию, так и давать определения иона, молекулы, атома, радикала, оксида, основания, кислоты, соли, а также иметь представления о ковалентной, ионной, водородной, пептидной химической связи и способах ее образования. Знания об агрегатных состояниях веществ и их возможных переходах помогут иностранному слушателю запомнить, в каком виде химические вещества существуют в клетке, а диссоциация - правильно написать ионы, присутствующие в клетке. Значение рН внутри клетки и вне ее будет подкреплено вычислением этого показателя.
Однако дисциплина «Биология», пожалуй, одна из самых визуальных наук; её образы многоуровневые и многокомпонентные, а также концептуально сложные. Для ее понимания необходимы как изображения структур различных уровней, так и схемы, модели соответствующих процессов. Поэтому преподавание «Биологии» диктует использование более широкой палитры МПС, которые выявляются не только с «Химией», но и с рядом других дисциплин, что требует применения новых методических подходов в образовании.
На примере изучения темы «Биосинтез белка» нами было продемонстрировано функционирование операционно-деятельностных МПС. Структура организации занятия отражена на рисунке 2.
Рис. 2. Примерная организация занятия «Биосинтез белка» с использованием МПС.
Перед изучением новой темы иностранных слушателей необходимо подготовить к восприятию посредством повторения знаний по химии (строение и свойства аминокислот и белков, типы химических связей, стехиометрия молекул) и физике (строение атома). Затем с физической точки зрения должны быть объяснены следующие процессы: растворимость, высаливание и денатурация белков, транспорт веществ. Математический аппарат используется студентом для решения тематических задач [6; 8].
Основу занятия составляет лекция в режиме PowerPoint, содержание которой отражает основные биологические понятия и явления, сопровождающиеся мультимедийными опытами.
Для связывания и обобщения предметных заданий по «Биологии» и «Химии» иностранным слушателям предлагается решать тематические задачи [5]. Например.
- Мочевина - конечный продукт метаболизма белков в организме человека имеет формулу (Н2N)2СО. Изобразите геометрическое строение молекулы, укажите валентные углы.
- Аминокислоты представляют собой основные структурные элементы молекул белков. Чем характерны аминокислоты по своему составу? Приведите названия некоторых аминокислот.
- В результате какого процесса, протекающего в организме человека, разрушается первичная структура белков пищи? Какие вещества образуются при этом и что с ними происходит в дальнейшем?
- Вычислите формулу аминокислоты, если молекулярная масса кислоты (Mr) равна 75, а соотношение элементов следующее: m C : m H : m O : m N = 12 : 2,5 : 16 : 7?
Осуществить речевую коммуникацию, понять специфические научные термины, обогатить словарный запас иностранному слушателю поможет выполнение заданий и упражнений по русскому языку, ориентированных на тематическую лексику (подбор синонимов и антонимов, образование словосочетаний, логическое завершение предложения, составление предложений из предложенных слов, образование имен прилагательных и глаголов от имени существительного и т.д.). В итоге разработка лексико-грамматических конструкций на основе предметной терминологии позволит сформировать предпрофессиональную грамотность иностранного слушателя.
Страноведческая компонента занятия раскроет перед иностранным слушателем биографии выдающихся русских ученых, открытия, сделанные ими, а также именные физические константы и химические реакции.
Таким образом, приведенные примеры взаимосвязи биологии с естественнонаучными, гуманитарными дисциплинами и математикой убедительно демонстрируют наличие МПС, возможность их применения с целью обеспечения эффективных путей усвоения обучаемыми общепредметных знаний и умений, формирования предпрофессиональных компетенций и мотивирования иностранных слушателей для выступления на студенческих учебно-научных конференциях. Безусловно, такой подход к образованию предъявляет требования к расширению спектра профессиональных компетенций преподавателя, способного к поиску новой научной информации, компиляции научных знаний, осуществлению комплексных форм обучения.
Для реализации межпредметных связей в преподавании любой дисциплины необходимо обеспечить мотивацию иностранного слушателя к процессу познания в разных областях и связей между ними, учитывая разную степень подготовленности обучаемых. Для этого необходимо постепенное введение объема и сложности межпредметных связей, что ведет к необходимости разработки новых учебно-методических материалов. На наш взгляд, особенно актуально использование этого подхода применительно к иностранным магистрантам и аспирантам, имеющим дипломы об образовании других государств и изучающим русский язык на подготовительном отделении, так как именно этот контингент иностранных граждан обладает высоким уровнем академических знаний.
Рецензенты:
- Лукьянова Н.А., д.ф.н., профессор, зав. каф. социологии, психологии и права Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.
- Иванкина Л.И., д.ф.н., профессор кафедры управления и экономики фармации Сибирского государственного медицинского университета, г. Томск.
Библиографическая ссылка
Кашкан Г.В., Провалова Н.В., Шахова Н.Б. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5073 (дата обращения: 02.04.2025).